Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Есть люди, которые ничего не прошли – может, на ком-то женились, и они руководят нами!"


26 ноября 2018 года Тимур Латыпов, Бизнес-ONLINE


Порку менеджерам «Вертолетов России» учинили в конце прошлой недели на КВЗ. Нет, сотрудники завода тут ни при чем — просто на предприятии прошли заседания форума российской ассоциации вертолетной индустрии. Главным вопросом дискуссий стало продавливаемое правительством решение о запрете эксплуатации вертолетов старше 25 лет. Как вертолетчики признавались в любви к советской технике, упрекали «Вертолеты России» в ничегонеделании, а менеджеры холдинга прятали глаза, наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

«КАК ОБЫЧНО, ПРОДАВЛИВАНИЕ ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ»

Настоящий прогон сквозь строй устроили менеджерам холдинга «Вертолеты России» (ВР) на прошлой неделе в ходе одного из заседаний форума ассоциации вертолетной индустрии (АВИ), который прошел в Казани. Еще бы! Обсуждали главный, будоражащий отрасль в последние месяцы вопрос. Речь идет о предложении рабочей группы комиссии по бюджетным проектировкам на 2019–2021 годы подстегнуть обновление парка вертолетов в РФ. Стимуляция предполагается жесткая: принудительно вывести из эксплуатации вертолеты старше 25 лет. Мотивация — необходимость загрузить мощности вертолетостроительных предприятий и снизить число авиапроисшествий.

Подсчитано: если инициатива пройдет, придется заменить 550 вертолетов из примерно 800 летающих в России. Идея встретила поддержку минпромторга и ВР и резкое неприятие компаний, эксплуатирующих вертолеты. Предприятия указывают, что под благовидными предлогами маскируется неспособность правительства РФ, «Ростеха», ВР наладить эффективную работу вертолетостроительной отрасли. Поэтому поддержать вертолетостроение решили за счет эксплуатантов, заставив их покупать новые воздушные суда, которые им не нужны.

Аргументы эксплуатантов, которые они высказали в Казани, весьма красноречивы.

Во-первых, нет такой оценки воздушного судна, как «новое и старое», — оно либо исправно, либо нет. «Любой подтвердит, что машина, прошедшая капремонт, все равно что новая! — эмоционально высказался один из участников дискуссии. — Зачем мы торопимся уничтожить Ми-8? Великолепнейшая машина! Заказчиков устраивает, цена в два раза ниже. Уверен, что это, как обычно, продавливание личных интересов, зарабатывание денег».

Во-вторых, еще непонятно, какие вертолеты безопаснее — 30-летние ветераны или новые. По словам начальника группы анализа условий эксплуатации, технического обслуживания и ремонта ГосНИИ Гражданской авиации Николая Осипова, самый безопасный вертолет в мире — Ми-8Т, который в основном и выбивается из строя предлагаемой инициативой. Как показывает статистика, безопасность новых Ми-8МТВ и Ми-8АМТ ниже в два раза, а надежность — в три. «Говорить, что после 25 лет Ми-8Т надо отправлять в печку, — это только причуды нашего национального достояния — „Роснефти“, — усмехнулся эксперт. — Сечин первым издал приказ запретить применение Ми-8Т на работах для „Роснефти“, а за ним потянулись другие прихлебатели». Осипов добавил, что в требованиях заграничных нефтяников нет ни слова о возрасте вертолетов.

Большое сомнение по поводу более высокой безопасности производящихся сегодня вертолетов высказал не кто-нибудь, а представитель Росавиации — начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Валерий Кудинов. По его словам, качество выпускаемых сегодня вертолетов хуже тех, что остались в наследство от СССР. Он привел конкретные данные, например по трещинам в элементах конструкции.

Также участники дискуссии напомнили, что большинство аварий и катастроф вызвано человеческим фактором.

В-третьих, с какой стати вертолетчики должны подстраиваться под вертолетостроителей? По логике должно быть наоборот. «Как обычно, телегу поставили впереди лошади, — отметил генеральный директор Казанского авиапредприятия Магомед Закаржаев. — Нам говорят, что промышленность не загружена, надо загрузить. Но вертолеты строятся для кого? Для заказчиков. Нужно плясать от того, сколько вертолетов необходимо заказчику, каких, по какой цене, и уже потом смотреть на индустрию. И где гарантия, что через 15 лет нам вновь не скажут: „15 лет прошло, обновляйте опять“?»

И, в-четвертых, подытоживая, указали на то, что в отрасли все меньше профессионалов. «Есть люди, которые ничего не прошли — может, на ком-то женились вовремя, и они руководят нами, — под одобрительный гул зала отметил генеральный директор „ЧКалАвиа“, руководитель летного отдела АВИ Александр Чурочкин. — Разговариваешь с ними и понимаешь, что человек ничего не понимает». Это был явный камень в огород ВР, в руководстве которых изрядно людей, ранее не имевших отношения к вертолетам.

«КОГДА ВЫ БУДЕТЕ ЗАДУМЫВАТЬСЯ О ТОМ, ЧТО ВОЗИТЕ НЕ ДРОВА, А ПАССАЖИРОВ…»

После того как аудитория более-менее выговорилась, слово предоставили функционерам ВР.

Первым выступил директор по маркетингу и развитию бизнеса ВР Олег Ландин (ранее продавал автомобили, высшее образование получил по специальности «таможенное дело»). Он, по сути, открытым текстом признал: да, нововведение необходимо потому, что по-другому вертолеты продавать не получается. При всем уважении к Ми-8Т требования на всех рынках растут, отметил Ландин, топливно-энергетический комплекс, будучи связанным по рукам и ногам международными стандартами, просто перестанет брать российские вертолеты, потому что есть контракты с международными специалистами, которые скажут: «На этом не полетим, нужен вертолет, оборудованный для приводнения». Чтобы сделать такую машину, нужны научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а на них требуются деньги, которые неоткуда взять, кроме как продав технику. «Просто поддерживать парк и ждать, авось кто-нибудь чего-нибудь купит, тоже, к сожалению, не получается», — с завидной откровенностью констатировал он и призвал всех к конструктивной беседе.

Далее собравшихся увещевал руководитель проектов управления аналитического и продуктового маркетинга, конкурентного анализа ВР Николай Титов (данных о нем в сети обнаружить не удалось). Для начала он рассказал о модельном ряде ВР — «Ансате», Ми-38, Ка-62, Ми-171А2. Но это оказалась только преамбула. «Здесь было сказано: „Зачем обновлять парк, ведь мы отлично возим пассажиров на Ми-8Т?“, — искренне волнуясь, обратился Титов к аудитории. — Мы выслушали, какой это надежный вертолет. Но, сколько бы мы данную мантру ни повторяли, надо обернуться к себе не только как к эксплуатантам и производителям, но и как к гражданам этой страны! Нас призывают все более уважительно относиться друг к другу. Так давайте уважительно перевозить пассажиров! Ведь сегодня перевозим людей вперемешку с мешками, курицами, а то и с вентилями, гвоздями, перевозка на бортовых лавках, которые не обладают никакими (никакими!) средствами для смягчения удара в случае аварии… Поэтому мы, несмотря на заверения, что Ми-8Т — замечательная машина, все равно будем предлагать рынку вертолеты нового поколения, сепарировать пассажирские перевозки от грузовых. Это относится к целевой позиции производителя».

Титов отметил, что такая позиция опирается и на мировой опыт. Мировой тренд — омоложение парка. В США более 60% вертолетов в возрасте менее 25 лет, в Японии таких более 50%, в Европе — аналогичная ситуация. Этот тренд связан с продвижением имиджа компаний, предоставляющих высокий сервис. «Когда вы будете задумываться о том, что возите не дрова, а пассажиров, тогда у вас возникнут такие же потребности, — заверил Титов. — Готовы вас выслушать и внедрять все ваши просьбы в серийное и перспективное производство».

«У «СИКОРСКОГО» ЭТОТ МИЛЛИОН РАСХОДИТСЯ НА ЗАРПЛАТУ КОНСТРУКТОРОВ, РАБОЧИХ. А У НАС КУДА?!»

Аудитория не приняла ни по-свойски не принужденного тона Ландина, ни суховатого, с некоторыми эмоциональными всплесками изложения Титова.

Кудинов отметил, что презентация модельного ряда «немного расстроила». «Какие машины эксплуатируются, за исключением „Ансата“? — обратился он к аудитории по сути с риторическим вопросом. — Ка-62 — ни одного вертолета нет. Ми-38 получил сертификат в 2015 году. Сколько машин эксплуатируется? Ноль! Ми-171А2: выпустили три машины, и уже одна авария». Между тем, как указал Кудинов, функционеры ВР ни слова не сказали о поддержании летной годности Ми-8, за что в соответствии с Воздушным кодексом разработчик (то есть входящий в холдинг Московский вертолетный завод) несет ответственность. Собственно, это был жирный намек на то, что классический Ми-8, летный ресурс которого можно продлевать лет до 50, стал врагом ВР, не способных предложить эксплуатантам ничего столь же надежного и приемлемого по цене.

И почему сроком ограничения выбрано 25 лет? «В связи с тем, что была катастрофа и возраст этой машины был 25 лет? — спрашивал Кудинов. — Как это высчитывалось? Кто-то просчитал парк и увидел, что 600 машин будет выведено из реестра и можно наполнять рынок новыми вертолетами? Много вопросов».

Менеджеры ВР сидели, потупив взор в бумаги, а когда поднимали глаза, быстро вновь их опускали.

Походя затронули тему стоимости вертолетов. «Тонна взлетного веса, как и на Западе, — миллион долларов», — констатировал Кудинов. «Совершенно верно», — согласился Ландин. «Но там этот миллион расходится на зарплату конструкторов, рабочих, слесарей. А у нас куда (зал хохотнул — прим. ред.)? У наших рабочих зарплата существенно меньше, чем у „Сикорского“», — отметил Кудинов.

Тут Ландин начал объяснять, что у «Сикорского» гособоронзаказ с совершенно другой доходностью, а у нас задача — довести до 50% гражданскую технику в портфеле. «Вы просто не все знаете», — резюмировал он, но зал встретил это утверждение, мягко говоря, скептически.

В целом вертолетчики признали, что обновление парка должно идти, но поэтапно, без ущемления чьих-либо интересов. Постановили закрепить в выводах следующие тезисы. Первый. Переход на новые модификации ни при каких условиях не должен опираться на административный запрет эксплуатации вертолетов более ранних годов выпуска. Второй. Решение эксплуатантов о переходе на новые модификации должно быть добровольным и экономически обоснованным. Третий. Надежность и безопасность эксплуатации вертолетов более ранних годов выпуска могут быть обеспечены при выполнении соответствующих требований поддержания летной годности. Четвертый. Рассмотреть все механизмы защиты от незаконных административных запретов, включая судебный. Последний пункт популярно разъяснил Закаржаев: «Если минпромторг собирается искусственным образом ограничить эксплуатацию этих вертолетов, он наносит ущерб конкретным авиакомпаниям, людям и всей отрасли. Нам всем понятно, что данные ограничения незаконны. Поэтому встретимся в суде».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer