Замминистра транспорта Александр Юрчик, курирующий авиацию, на форуме «Транспортная неделя» 22 ноября заявил, что министерство готовит изменения в июльский проект постановления, обязывающий все компании, предоставляющие авиаперевозчикам услуги онлайн-бронирования и покупки авиабилетов, с 1 января 2020 года размещать персональные данные в хранилищах в России и обрабатывать их на местных серверах. После «консультаций с авиакомпаниями» срок исполнения требований отложен до 31 октября 2021 года.
Исходный документ вызвал напряжение на авиарынке — уже не первый год его ключевые участники и их партнеры среди систем бронирования в один голос говорили о фактической невозможности применять эти требования в отрасли. Профильных отечественных продуктов всего два: новая и малоизвестная Национальная система бронирования (НСБ), разработанная «Ростехом», аэропортом Внуково и ТАИС, и традиционная «Сирена-Трэвел», развитие которой началось еще во времена СССР. Мнения участников рынка и экспертов об адекватности этих систем задачам крупных авиакомпаний расходятся, но в любом случае сам по себе переход был бы дорогим и чреватым массой технологических рисков.
Западные системы бронирования до сих пор не высказывали готовности пойти навстречу клиентам и регуляторам и перевести хранение и обработку данных в Россию, скорее наоборот. Однако теперь ситуация изменилась.
Заместитель гендиректора «Аэрофлота» по информационным технологиям Кирилл Богданов заявил, что Sabre, с которой работает авиакомпания, перенесет данные и процессинг в РФ, причем за свои средства.
Согласно планам партнеров, в 2019 году в России будет зарегистрировано СП Sabre и некой российской компании, где последняя получит контроль. В «Аэрофлоте» не раскрыли название отечественного участника, подчеркнув лишь, что он не связан с авиакомпанией. В Sabre “Ъ” не ответили. Господин Богданов пообещал завершить перенос данных к январю 2022 года, но сделать это раньше технически невозможно, заверил топ-менеджер. Отказ от российских систем он объяснил тем, что они уступают в функционале, «не могут обеспечить потребности авиакомпании на глобальном уровне» и годятся только для перевозчиков «второго эшелона» (5–7 млн пассажиров в год).
Второй по величине российский перевозчик S7 в ноябре 2018 года перешел с принадлежащей SITA системы Horizon на Amadeus. Глава директората развития технологий S7 Руслан Верещагин говорит, что компании сейчас также ведут переговоры о переносе данных в Россию. «После решения Sabre у нас появился дополнительный аргумент»,— пояснил он. В S7 рассчитывают подписать меморандум с Amadeus в течение нескольких недель.
Точных данных о стоимости услуг иностранных сервисов для российских авиаперевозчиков в открытом доступе нет: стороны не раскрывают цены контрактов, ссылаясь на коммерческую тайну. По оценкам экспертов, трансфер данных и технологий может обойтись IT-компаниям в десятки, а то и сотни миллионов долларов. «В период активного альянсостроительства в начале 2000-х годов переход авиакомпании из альянса в альянс оценивался в $100–150 млн. С тех пор многое изменилось: технологии ушли вперед, потому и расходы на трансфер должны снизиться»,— отмечает глава Infomost Борис Рыбак. По его словам, для работы на глобальном рынке локальный сервис должен быть связан с сервисами других стран шлюзами и интерфейсами. Российские системы не могут этого обеспечить. Собеседник “Ъ”, связанный с разработкой НСБ, признает, что продукт «Ростеха» и ТАИС не в состоянии конкурировать с Sabre и Amadeus, но рассчитывает на «постепенную экспансию» после принятия новых требований.
Исходный документ вызвал напряжение на авиарынке — уже не первый год его ключевые участники и их партнеры среди систем бронирования в один голос говорили о фактической невозможности применять эти требования в отрасли. Профильных отечественных продуктов всего два: новая и малоизвестная Национальная система бронирования (НСБ), разработанная «Ростехом», аэропортом Внуково и ТАИС, и традиционная «Сирена-Трэвел», развитие которой началось еще во времена СССР. Мнения участников рынка и экспертов об адекватности этих систем задачам крупных авиакомпаний расходятся, но в любом случае сам по себе переход был бы дорогим и чреватым массой технологических рисков.
Западные системы бронирования до сих пор не высказывали готовности пойти навстречу клиентам и регуляторам и перевести хранение и обработку данных в Россию, скорее наоборот. Однако теперь ситуация изменилась.
Заместитель гендиректора «Аэрофлота» по информационным технологиям Кирилл Богданов заявил, что Sabre, с которой работает авиакомпания, перенесет данные и процессинг в РФ, причем за свои средства.
Согласно планам партнеров, в 2019 году в России будет зарегистрировано СП Sabre и некой российской компании, где последняя получит контроль. В «Аэрофлоте» не раскрыли название отечественного участника, подчеркнув лишь, что он не связан с авиакомпанией. В Sabre “Ъ” не ответили. Господин Богданов пообещал завершить перенос данных к январю 2022 года, но сделать это раньше технически невозможно, заверил топ-менеджер. Отказ от российских систем он объяснил тем, что они уступают в функционале, «не могут обеспечить потребности авиакомпании на глобальном уровне» и годятся только для перевозчиков «второго эшелона» (5–7 млн пассажиров в год).
Второй по величине российский перевозчик S7 в ноябре 2018 года перешел с принадлежащей SITA системы Horizon на Amadeus. Глава директората развития технологий S7 Руслан Верещагин говорит, что компании сейчас также ведут переговоры о переносе данных в Россию. «После решения Sabre у нас появился дополнительный аргумент»,— пояснил он. В S7 рассчитывают подписать меморандум с Amadeus в течение нескольких недель.
Точных данных о стоимости услуг иностранных сервисов для российских авиаперевозчиков в открытом доступе нет: стороны не раскрывают цены контрактов, ссылаясь на коммерческую тайну. По оценкам экспертов, трансфер данных и технологий может обойтись IT-компаниям в десятки, а то и сотни миллионов долларов. «В период активного альянсостроительства в начале 2000-х годов переход авиакомпании из альянса в альянс оценивался в $100–150 млн. С тех пор многое изменилось: технологии ушли вперед, потому и расходы на трансфер должны снизиться»,— отмечает глава Infomost Борис Рыбак. По его словам, для работы на глобальном рынке локальный сервис должен быть связан с сервисами других стран шлюзами и интерфейсами. Российские системы не могут этого обеспечить. Собеседник “Ъ”, связанный с разработкой НСБ, признает, что продукт «Ростеха» и ТАИС не в состоянии конкурировать с Sabre и Amadeus, но рассчитывает на «постепенную экспансию» после принятия новых требований.