Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Побег из СССР: зачем грузинские "мажоры" угнали самолет


18 ноября 2018 года Дмитрий Окунев, Газета.Ru


35 лет назад представителями грузинской «золотой молодежи» была предпринята одна из самых известных попыток угона самолета из СССР за границу. Атака с применением боевого оружия привела к многочисленным жертвам среди пассажиров и окончилась неудачей. В 2017 году по мотивам событий был снят фильм «Заложники». Многие углядели в картине стремление обелить террористов.

35 лет назад группа представителей влиятельных грузинских семей – так называемая «золотая молодежь» — предприняла попытку угона самолета Ту-134, выполнявшего рейс Тбилиси – Ленинград с остановками в Батуми и Киеве. Захватчики, которых после совершенного ими поступка окрестили в советской прессе террористами, ставили своей целью побег за границу. Имея родителей из мира творческой богемы, многие из злоумышленников уже бывали в других странах и в принципе могли реализовать свой план менее экстравагантным путем. Однако, как было установлено на следствии, молодыми людьми двигала жажда славы.
 
Примером для них послужила история литовцев Бразинскасов, которые в 1970 году осуществили успешный угон самолета Ан-24 в Турцию.
 
Подобные акции случались в СССР и раньше, однако неизменно оканчивались неудачей преступников. Так, в 1954 году членами экипажа была сорвана попытка угона Ли-2, следовавшего маршрутом Ленинград – Таллин, в Финляндию. В 1958-м атаке вновь подвергся самолет Эстонской объединенной авиационной эскадрильи, следовавший аналогичным маршрутом. В том же году два скрывавшихся от преследования бандита проникли на аэродром поселка Нижние Кресты в Якутии и попытались увести Ан-2 в США.
 
В 1961 году трое молодых армян — актер, слесарь-инструментальщик и фарцовщик — попытались бежать на Як-12М в Турцию, где, будучи убежденными противниками советского строя, планировали рассказать о репрессиях. Инцидент окончился катастрофой воздушного судна. Один несостоявшийся угонщик погиб, по двум другим информацию засекретили, — их либо расстреляли, или же осудили на длительные сроки.
 
С 1964 по 1983 годы, не считая случая Бразинскасов, в Советском Союзе были зафиксированы 43 известных ЧП с попыткой угона самолета.
 
Инциденты приняли такую массовость, что с 1973-го угон стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления.
 
В одном только 1983-м, еще до рассматриваемого эпизода, состоялись три подобные попытки – в январе, мае и июле. Одна из них практически получилась: литовскому пилоту удалось перелететь на сельскохозяйственном Ан-2 на шведский остров Готланд, где он попросил политического убежища. Самолет, правда, власти Швеции вернули в СССР.
 
Чаще всего задачей советских угонщиков было посадить воздушное судно в одной из сопредельных стран – Финляндии или Турции. Это государство выбрали и грузины, рассчитывавшие напасть на экипаж в тот момент, когда самолет на подлете к Батуми окажется на самом близком расстоянии к турецкой границе.
 
В этот курортный город, по легенде, должны были отправиться в свадебное путешествие вступившие накануне в брак 21-летний сын известного кинорежиссера Михаила Кобахидзе – Герман и 19-летняя студентка третьего курса архитектурного факультета Академии художеств Тинатин Петвиашвили, отец которой был известным физиком и работал в Москве.
 
Лидером заговора выступил художник киностудии «Грузия-фильм» Иосиф Церетели. В группу также входили ординатор кафедры госпитальной хирургии Тбилисского медицинского института Каха Ивериели, его брат Паата, студент Давид Микаберидзе и самый старший преступник – 32-летний безработный наркоман Григорий Табидзе, на которого остальные участники рассчитывали как на решительного и отчаянного человека. В процессе подготовки к атаке злоумышленники просмотрели учебный фильм «Набат», снятый в 1983 году в качестве инструкции для экипажа и пассажиров в том, как действовать при попытке захвата самолета.
 
Вероятно, члены банды могли знать и о результатах попыток своих «предшественников».
 
Как выяснили позже следователи, «золотую молодежь» заразил идеей угона самолета священник Теймураз Чихладзе, который намеревался спрятать оружие под своей рясой, но в последний момент не полетел с остальными. Зато преступникам удалось завербовать сотрудницу тбилисского аэропорта Анну Варсимашвили, которая гуляла на свадьбе Кобахидзе и Петвиашвили, а на следующий день не стала проверять багаж своих друзей – так террористы пронесли на борт два пистолета, два револьвера и ручные гранаты, которые, впрочем, вопреки мнению угонщиков оказались учебными.
 
В 15:43 18 ноября 1983 года Ту-134 вылетел из столицы Грузинской ССР. Изначально преступники готовились захватить Як-40, однако немногочисленных пассажиров рейса Тбилиси – Батуми было решено пересадить на рейс до Ленинграда. На момент нападения Ту-134 эксплуатировался «Аэрофлотом» на протяжении 10,5 лет.
 
Бандиты начали атаку в 16:13, когда, по их расчетам, самолет должен был находиться в наиболее приближенной к Турции точке. На самом же деле экипаж выполнял команду по возвращению в аэропорт из-за сильного ветра.
 
Взяв в заложники стюардессу Валентину Крутикову, угонщикам удалось ворваться в кабину пилотов. Началась стрельба, в результате которой погиб бортмеханик Анзор Чедия и получил тяжелые ранения, приведшие чуть позже к смерти, проверяющий Завен Шарбатян. Ответный огонь открыл 29-летний штурман Владимир Гасоян, который находился за шторкой и не был сразу обнаружен преступниками. Этот член экипажа застрелил наркомана Табидзе и тяжело ранил Церетели. Вооруженное сопротивление оказал и капитан воздушного корабля Ахматгер Гардапхадзе, попавший в братьев Ивериели.
 
«Мажоры» не ожидали силового ответа и после ранения своих товарищей растерялись. Штурману и командиру удалось отбить атаку и закрыть бронированную дверь.

Одновременно с событиями в кабине остальные участники нападения приступили к расправе над теми пассажирами, которые, на их взгляд, могли быть сотрудниками правоохранительных органов.

Взбешенные потерей контроля над экипажем бандиты открыли беспорядочную стрельбу, ранив еще несколько человек. В 17:20 Гардапхадзе и Гасоян посадили лайнер в Тбилиси. В аэропорту был введен оперативный план «Набат». Самолет оцепили военные. Для контроля над проведением операции по освобождению заложников на место ЧП прибыл первый секретарь ЦК грузинской компартии Эдуард Шеварднадзе и другие руководители республики.
 
Обстановка накалялась. Один из пассажиров смог выбраться из самолета: он побежал по ВПП, отчаянно махая руками, из-за чего был принят за террориста. Военные открыли по нему огонь. Автоматные очереди прошлись и по фюзеляжу.
 
Чтобы убедить преступников сдаться, в аэропорт доставили их родителей. Однако переговоры не получились. Захватчики настаивали на дозаправке и вылете в Турцию, в противном случае угрожая расстреливать по заложнику каждые пять минут или взорвать весь самолет. В течение 14 часов пассажирам запрещалось есть, пить и пользоваться туалетом. Между тем у некоторых участников группы начали сдавать нервы. Понимая безвыходность ситуации и неминуемый арест, Микаберидзе покончил с собой.
 
Вечером из Москвы прилетели бойцы «Альфы» во главе с генералом Геннадием Зайцевым. Шеварднадзе категорически настаивал на штурме. Было решено, что одну группу поведет майор Михаил Головатов, вторую – лично генерал, который должен был на веревке подняться на нос самолета, залезть в кабину и, открыв дверь, выйти в салон. «Альфисты» залегли на крыльях Ту-134. Все ждали приказа к началу операции.
 
Чтобы дезориентировать преступников, перед штурмом выключили прожекторы, а затем бросили свето-шумовые гранаты. Команда атаковать террористов поступила в 6:55 19 ноября.
 
Группе Зайцева помешал труп террориста, заблокировавший дверь в кабину со стороны салона. Открыть ее удалось только с третьей попытки. Остальные бойцы уже проникли в самолет. Внезапно закричала женщина, в которой сначала не признали террористку. Прижимая к груди пакет с гранатами, Петвиашвили угрожала взорвать судно. «Альфисты» стремительно обезвредили студентку, сковав ее руки наручниками. Еще один бандит сидел неподалеку, прижимая руку к раненой шее. Третий лежал на полу и пытался притвориться мертвым, но его подвел дрогнувший под светом фонарика глаз. Оставшихся двоих взяли при попытке достать из чемодана гранаты.
 
Штурм длился, по разным данным, от четырех до восьми минут. Пострадавших при работе «альфистов» не оказалось. Всего же жертвами террористов стали пять человек — двое пилотов, бортпроводница и двое пассажиров. Еще десять человек получили ранения различной степени тяжести.
 
Разбирательства произошедшего длились девять месяцев. Главарь террористов Церетели умер в СИЗО при невыясненных обстоятельствах. Выживших после ранений братьев Ивериели, а также Кобахидзе и подбившего «мажоров» на угон священника Чихладзе приговорили к расстрелу. Президиум Верховного Совета Грузии отклонил их просьбу о помиловании. Противники Шеварднадзе позже обвиняли политика в чрезмерной жестокости. Якобы из-за срыва переговоров ему требовалось реабилитироваться перед Москвой решительными действиями. Сам Шеварднадзе не был доволен проведением операции и не любил вспоминать о ней в своих интервью.
 
Признанную пособницей бандитов дежурную аэропорта Варсимашвили осудили на три года условно, а Петвиашвили дали 14 лет. При установившемся после распада СССР режиме Звиада Гамсахурдия девушку амнистировали. По некоторым сведениям, сейчас она проживает на Кипре.
 
Оказавшим эффективное сопротивление командиру Гардапхадзе и штурману Гасояну были присвоены звания Героев СССР. Изрешеченный пулями Ту-134 списали.
 
В 2017 году состоялась премьера фильма «Заложники», снятого режиссером Резо Гигинеишвили по мотивам событий 18-19 ноября 1983 года. Картина вызвала неоднозначные отклики, в том числе, среди участников операции по освобождению. Так, бывший командир «Альфы» Головатов рассказывал о различиях между показанным в кино и произошедшим в реальной жизни.
 
«В фильме показано, как наша группа бежит по полю со стремянками, это неверно: мы с 4:00 лежали рядом с самолетом и слушали, что внутри, — рассказывал офицер «Комсомольской правде». – Орал ребенок. Террористы были вне себя, угрожали его убить. Мы вошли: на борту кровь, нечистоты, трупы. Вывели террористов, потом первым вынесли ребенка. В фильме показано, что мы ведем задержанных коридором позора, их бьют — это неправда, на летном поле их тут же сажали в машины и отправляли в СИЗО. Мы спасли им жизнь: после штурма толпа грузин в пять тысяч человек, за сутки собравшаяся возле аэропорта, смяла кордон армейцев, смяла милицейское оцепление, и ее остановили только наши бойцы — выстрелами из боевого оружия в воздух».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer