Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кто виноват и как лететь?


2 ноября 2018 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Авария ракеты "Союз-ФГ" 11 октября с.г. произошла из-за деформации датчика разделения первой и второй ступеней при сборке ракеты на космодроме Байконур.

Такой вывод сделала комиссия, расследовавшая причины ЧП. На языке спецов это звучит так: "Причина нештатного разделения - неоткрытие крышки сопла увода бака окислителя блока "Д" из-за деформации штока датчика контакта разделения (изгиб на 6 45 мин), допущенной при сборке "пакета" на космодроме Байконур". "Это доказано, подтверждено документально", - заявил председатель аварийной комиссии, заместитель генерального директора ЦНИИмаш Олег Скоробогатов.

Если же совсем просто, то одна из "боковушек", не отделившись вовремя, ударила по центральному блоку и пробила топливный бак. На 121-й секунде произошло аварийное прекращение полета. Как подчеркивается, причина носит эксплуатационный характер. Акт работы комиссии со всеми приложениями, материалами, результатами экспериментальной и научно-технической отработки, моделирования - это несколько томов. Рассматривались десять ситуаций. И - вышли только на одну, наиболее вероятную и единственно возможную. "Мы обоснованно исключили возможность повреждения датчика на заводе-изготовителе и также исключили возможность повреждения при падении", - сказал Скоробогатов. Разбираться, кто будет наказан, кто виноват, не входило в задачи комиссии. Этим занимаются правоохранительные органы.

Итак, выводы озвучены. Что дальше? Сейчас, если говорить по-казенному, проводится цикл мероприятий, чтобы обеспечить дальнейшие безопасные полеты. Но, пожалуй, на данный момент самое главное: специалисты "пересоберут" две ракеты "Союз", чтобы исключить проблемы с датчиками, как на "Союзе-ФГ". Одна ракета сейчас завершает подготовку к запуску 7 ноября в Гвианском центре. Вторая - на космодроме Байконур: 16 ноября она должна вывести к МКС грузовой "Прогресс".

Аварийной комиссией разработаны предложения и рекомендации по перепроверке ракет-носителей, собранных в "пакет". Что это значит? Разборку "пакетов", проверку датчиков контакта - разделения и повторную сборку "пакетов" с проведением дополнительных мероприятий и контроля. В том числе с фото- и видеодокументированием. Кстати, дополнительные проверки уже были при подготовке ракеты "Союз-2.1б", стартовавшей 25 октября с Плесецка в интересах Минобороны России.

Понятно, что "Роскосмос" намерен сделать все, чтобы не допустить подобные ЧП в будущем. Справедливости ради надо отметить, что с начала эксплуатации ракет-носителей семейства "Союз" было сделано свыше 1830 пусков. Из них аварийные - менее 5 процентов. Носитель летает с надежностью выше 0,98. "Но каждая авария - это нож в спину нашим коллективам разработчиков, изготовителей, испытателей, - заметил заместитель руководителя "Роскосмоса" Александр Лопатин. - Поэтому, естественно, каждой аварии руководство госкорпорации придает особое внимание, изучает все аспекты, которые способствовали таким ситуациям".

- По итогам событий 11 октября я поручил проработать вопрос двойного и тройного резервирования всех критических операций, будь то разделение ступеней, включение соответствующих механизмов, агрегатов в ходе запуска и эксплуатации ракет-носителей. Это поручение будет выполнено в полном объеме, я это проверю, - заявил в интервью ТАСС глава госкорпорации Дмитрий Рогозин.

Каждая авария - это нож в спину нашим коллективам разработчиков, изготовителей, испытателей

В частности, на ракетах "Союзах-2.1а", у которых аналогичная конструкция боковых блоков, будет технически продублирована работа датчиков разделения боковых блоков и второй ступени с помощью дополнительных электроцепей. Будет дополнительное конструкторское решение.

Старт нового экипажа на МКС может состояться 3 декабря, на двадцать дней раньше намеченного прежде графика. Это необходимо, чтобы два российских космонавта могли выйти в открытый космос и обследовать с внешней поверхности станции место дыры в пристыкованном корабле-спасателе "Союз". Напомним, в ночь на 30 августа на станции возникла нештатная ситуация: в корпусе бытового отсека пристыкованного корабля "Союз МС-09" обнаружили дыру диаметром 2 мм. Пробоину заделали герметиком - в несколько слоев. Нарушение герметичности станции устранено. Сейчас "Союз МС-09" продолжает летать в составе МКС, выполняя роль корабля-спасателя. То есть на нем космонавты будут возвращаться на Землю.

Специальная комиссия "Роскосмоса" должна выяснить, откуда появилось отверстие в обшивке корабля. Намечен план работ, промежуточное звено в котором - как раз выход в открытый космос. Это как в физике: есть теория, а есть уже эксперимент. Специалисты будут анализировать информацию, сужая круг расследования. Выход намечался на середину ноября, но авария "Союза-ФГ" внесла коррективы.

- Бытовой отсек не предназначен для работы на нем снаружи, в открытом космосе, - говорил незадолго до полета "Союза МС-10" член комиссии, летчик-космонавт Сергей Крикалев, за плечами которого шесть полетов и восемь выходов в открытый космос. - Потому что там, где у нас предназначены места для такой работы, делаются поручни, элементы крепления. Здесь этого нет. Конечно, есть альтернативные способы, как туда подобраться с помощью "стрелы", но они не очень жесткие. Мы сейчас готовим специальную дополнительную методику, как закрепиться, как подойти, как удержаться.

Теперь выполнить эту работу предстоит в декабре.

Между тем

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросил россиян о том, как они оценивают состояние отечественной космонавтики. В результате абсолютное большинство соотечественников - 90%, считают, что России необходимо участвовать в освоении космоса.

Информированность россиян о неудачном запуске ракеты "Союз" 11 октября очень высокая - 83% опрошенных заявили, что слышали о случившемся, в том числе 34% ответили социологам, что знают об этом хорошо.

Впервые услышали об инциденте только от интервьюеров Всероссийского центра изучения общественного мнения 16% респондентов. При этом 68% наших сограждан считают, что неудачные запуски - обычное и неизбежное явление в космонавтике, в то время как 23% респондентов назвали ситуацию свидетельством провала отечественной космической программы.

Аналогично мнения разделились и по вопросу влияния инцидента на международный престиж нашей страны: 62% уверены, что репутация России не пострадала.

Обратное мнение высказали 34% респондентов.

По данным опроса ВЦИОМ, 53% россиян уверены, что освоение космоса способствует развитию науки и высоких технологий, 46% - обеспечению обороноспособности страны. А 21% опрошенных уверен, что освоение космоса способствует развитию авиакосмической отрасли и созданию рабочих мест.

При этом 72% соотечественников полагает, что наша страна сегодня является лидером в освоении космического пространства и укрепляет свои позиции в этой сфере.

Мнение об утрате позиций выражает лишь каждый четвертый опрошенный - 23%.

Справка РГ

11 октября произошла первая в истории современной России авария в пилотируемой космонавтике. Ракета-носитель "Союз-ФГ" не смогла вывести на орбиту космический корабль с новым экипажем МКС. Грубо говоря, она развалилась на части почти сразу после старта с Байконура. На борту "Союза МС-10" находились россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг. Для Овчинина аварийный полет был вторым в карьере: в 2016 году он провел в космосе 172 дня. Хейг летел в космос впервые. Экипаж остался жив благодаря уникальной системе аварийного спасения на российских кораблях.

В настоящее время на МКС работают россиянин Сергей Прокопьев, американка Серена Ауньон и немец Александер Герст.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer