Такой вывод сделала комиссия, расследовавшая причины ЧП. На языке спецов это звучит так: "Причина нештатного разделения - неоткрытие крышки сопла увода бака окислителя блока "Д" из-за деформации штока датчика контакта разделения (изгиб на 6 45 мин), допущенной при сборке "пакета" на космодроме Байконур". "Это доказано, подтверждено документально", - заявил председатель аварийной комиссии, заместитель генерального директора ЦНИИмаш Олег Скоробогатов.
Если же совсем просто, то одна из "боковушек", не отделившись вовремя, ударила по центральному блоку и пробила топливный бак. На 121-й секунде произошло аварийное прекращение полета. Как подчеркивается, причина носит эксплуатационный характер. Акт работы комиссии со всеми приложениями, материалами, результатами экспериментальной и научно-технической отработки, моделирования - это несколько томов. Рассматривались десять ситуаций. И - вышли только на одну, наиболее вероятную и единственно возможную. "Мы обоснованно исключили возможность повреждения датчика на заводе-изготовителе и также исключили возможность повреждения при падении", - сказал Скоробогатов. Разбираться, кто будет наказан, кто виноват, не входило в задачи комиссии. Этим занимаются правоохранительные органы.
Итак, выводы озвучены. Что дальше? Сейчас, если говорить по-казенному, проводится цикл мероприятий, чтобы обеспечить дальнейшие безопасные полеты. Но, пожалуй, на данный момент самое главное: специалисты "пересоберут" две ракеты "Союз", чтобы исключить проблемы с датчиками, как на "Союзе-ФГ". Одна ракета сейчас завершает подготовку к запуску 7 ноября в Гвианском центре. Вторая - на космодроме Байконур: 16 ноября она должна вывести к МКС грузовой "Прогресс".
Аварийной комиссией разработаны предложения и рекомендации по перепроверке ракет-носителей, собранных в "пакет". Что это значит? Разборку "пакетов", проверку датчиков контакта - разделения и повторную сборку "пакетов" с проведением дополнительных мероприятий и контроля. В том числе с фото- и видеодокументированием. Кстати, дополнительные проверки уже были при подготовке ракеты "Союз-2.1б", стартовавшей 25 октября с Плесецка в интересах Минобороны России.
Понятно, что "Роскосмос" намерен сделать все, чтобы не допустить подобные ЧП в будущем. Справедливости ради надо отметить, что с начала эксплуатации ракет-носителей семейства "Союз" было сделано свыше 1830 пусков. Из них аварийные - менее 5 процентов. Носитель летает с надежностью выше 0,98. "Но каждая авария - это нож в спину нашим коллективам разработчиков, изготовителей, испытателей, - заметил заместитель руководителя "Роскосмоса" Александр Лопатин. - Поэтому, естественно, каждой аварии руководство госкорпорации придает особое внимание, изучает все аспекты, которые способствовали таким ситуациям".
- По итогам событий 11 октября я поручил проработать вопрос двойного и тройного резервирования всех критических операций, будь то разделение ступеней, включение соответствующих механизмов, агрегатов в ходе запуска и эксплуатации ракет-носителей. Это поручение будет выполнено в полном объеме, я это проверю, - заявил в интервью ТАСС глава госкорпорации Дмитрий Рогозин.
В частности, на ракетах "Союзах-2.1а", у которых аналогичная конструкция боковых блоков, будет технически продублирована работа датчиков разделения боковых блоков и второй ступени с помощью дополнительных электроцепей. Будет дополнительное конструкторское решение.
Старт нового экипажа на МКС может состояться 3 декабря, на двадцать дней раньше намеченного прежде графика. Это необходимо, чтобы два российских космонавта могли выйти в открытый космос и обследовать с внешней поверхности станции место дыры в пристыкованном корабле-спасателе "Союз". Напомним, в ночь на 30 августа на станции возникла нештатная ситуация: в корпусе бытового отсека пристыкованного корабля "Союз МС-09" обнаружили дыру диаметром 2 мм. Пробоину заделали герметиком - в несколько слоев. Нарушение герметичности станции устранено. Сейчас "Союз МС-09" продолжает летать в составе МКС, выполняя роль корабля-спасателя. То есть на нем космонавты будут возвращаться на Землю.
Специальная комиссия "Роскосмоса" должна выяснить, откуда появилось отверстие в обшивке корабля. Намечен план работ, промежуточное звено в котором - как раз выход в открытый космос. Это как в физике: есть теория, а есть уже эксперимент. Специалисты будут анализировать информацию, сужая круг расследования. Выход намечался на середину ноября, но авария "Союза-ФГ" внесла коррективы.
- Бытовой отсек не предназначен для работы на нем снаружи, в открытом космосе, - говорил незадолго до полета "Союза МС-10" член комиссии, летчик-космонавт Сергей Крикалев, за плечами которого шесть полетов и восемь выходов в открытый космос. - Потому что там, где у нас предназначены места для такой работы, делаются поручни, элементы крепления. Здесь этого нет. Конечно, есть альтернативные способы, как туда подобраться с помощью "стрелы", но они не очень жесткие. Мы сейчас готовим специальную дополнительную методику, как закрепиться, как подойти, как удержаться.
Теперь выполнить эту работу предстоит в декабре.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросил россиян о том, как они оценивают состояние отечественной космонавтики. В результате абсолютное большинство соотечественников - 90%, считают, что России необходимо участвовать в освоении космоса.
Информированность россиян о неудачном запуске ракеты "Союз" 11 октября очень высокая - 83% опрошенных заявили, что слышали о случившемся, в том числе 34% ответили социологам, что знают об этом хорошо.
Впервые услышали об инциденте только от интервьюеров Всероссийского центра изучения общественного мнения 16% респондентов. При этом 68% наших сограждан считают, что неудачные запуски - обычное и неизбежное явление в космонавтике, в то время как 23% респондентов назвали ситуацию свидетельством провала отечественной космической программы.
Аналогично мнения разделились и по вопросу влияния инцидента на международный престиж нашей страны: 62% уверены, что репутация России не пострадала.
Обратное мнение высказали 34% респондентов.
По данным опроса ВЦИОМ, 53% россиян уверены, что освоение космоса способствует развитию науки и высоких технологий, 46% - обеспечению обороноспособности страны. А 21% опрошенных уверен, что освоение космоса способствует развитию авиакосмической отрасли и созданию рабочих мест.
При этом 72% соотечественников полагает, что наша страна сегодня является лидером в освоении космического пространства и укрепляет свои позиции в этой сфере.
Мнение об утрате позиций выражает лишь каждый четвертый опрошенный - 23%.
Справка РГ
11 октября произошла первая в истории современной России авария в пилотируемой космонавтике. Ракета-носитель "Союз-ФГ" не смогла вывести на орбиту космический корабль с новым экипажем МКС. Грубо говоря, она развалилась на части почти сразу после старта с Байконура. На борту "Союза МС-10" находились россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг. Для Овчинина аварийный полет был вторым в карьере: в 2016 году он провел в космосе 172 дня. Хейг летел в космос впервые. Экипаж остался жив благодаря уникальной системе аварийного спасения на российских кораблях.
В настоящее время на МКС работают россиянин Сергей Прокопьев, американка Серена Ауньон и немец Александер Герст.