Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зачем из уникальных боевых самолетов "делают чучела"


19 ноября 2018 года Виктор Сокирко, Взгляд


Руководство музея ВВС в Монино делает последние попытки не допустить перемещения уникальных экспонатов в парк «Патриот». Экспонаты, среди которых много единственных в мире, попросту не выдержат процесса перемещения, уверяют музейщики. Однако ведомство Сергея Шойгу уже приняло совсем другое решение. Почему?

Подмосковный поселок Монино знают в первую очередь как «столицу» ВВС (по аналогии с Рязанью, считающейся «столицей» ВДВ). Там действительно все пропитано духом военной авиации. Ранее здесь располагалась авиационная дивизия, а также Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина, объединенная в 2008 году с Военно-воздушной инженерной академией им. Н.Е. Жуковского. Потом на месте расформированной авиадивизии появился Центральный музей Военно-воздушных сил РФ (нынешнее название), который принял первых посетителей в 1960 году.
 
Он-то и стал «визитной карточкой» Монино – здесь в ангарах и под открытым небом представлена богатая экспозиция вертолетов и самолетов, как гражданского, так и военного назначения (около 200 экспонатов). Есть уникальные экземпляры, как, например, единственный сохранившийся в России самолет По-2. Зарубежная экспозиция представлена авиационной техникой времен Второй мировой. Можно увидеть оружие, инструменты, униформы пилотов, художественные работы. В общем, есть что посмотреть людям, интересующимся историей авиации. Ежегодно музей ВВС посещает около 150 тысяч человек.
 
Сейчас Монинский музей опять на слуху – в связи с грядущим переездом в парк «Патриот», военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил РФ. Страсти разгорелись по этому поводу нешуточные. Есть как сторонники перемещения музея в Кубинку, где он станет одним из кластеров родов и видов ВС, так и ярые противники. Впрочем, соответствующее решение уже принято министром обороны Сергеем Шойгу, и нынешнему начальнику музея Александру Гончарову как военнослужащему остается только подчиниться приказам начальства. Однако действительно ли этот приказ был так необходим?
 
Решение о перемещении музея ВВС из Монино в Кубинку было принято в военном ведомстве еще в 2016 году. Уже тогда это вызвало возмущение местных жителей и ветеранов. Высказывались против и представители ряда авиационных КБ, которые шефствуют над «своими» экспонатами. Мотивация была такой: самолеты не выдержат переезда и будут уничтожены, а Монино потеряет десятилетиями «намоленное» авиационное место. И тогда переезд приостановили (музей и сейчас еще находится на прежнем месте). Но это была не победа «монинцев», а всего лишь временная задержка.
 
И действительно, 2 ноября 2018 года была опубликована копия дорожной карты по переносу экспозиции из Монино в парк «Патриот», которую министр обороны Сергей Шойгу подписал 15 октября текущего года. Согласно этому документу, Минобороны до конца 2018 года планирует закончить экспертизу самолетов и вертолетов в музее и решить вопрос с их страхованием, а землю под музеем передать в муниципальную собственность. Предполагается, что в течение 2019 года состоится юридический перенос музея ВВС в парк «Патриот», а до апреля 2020 года перевезут и все экспонаты. Открытие новой экспозиции запланировано на второй квартал того же года.
 
Собственно, вопрос по музею в Монино можно считать закрытым, но противники переноса продолжают настаивать на своей позиции.
 
«Самолеты в Монино прилетели своим ходом. В разные времена. Легендарные самолеты легендарных асов. Теперь их будут резать и проводить макетную сборку в 60 км от Москвы. А как вы их по-другому перебазируете? – говорит газете ВЗГЛЯД известный военный журналист (ВГТРК), уроженец Монино Александр Сладков. – Из боевых машин, уже в «Патриоте», сделают чучела. За наши с вами огромные деньги. Всю экспозицию в «Патриоте» не примут. Уникальный фонд (документы, личные вещи знаменитых пилотов и конструкторов, редчайшая коллекция авиационных двигателей) – это все не сосчитать, куда пойдет?»
 
Логика, согласимся, железная. Хотите создавать новое – создавайте. Но не ломайте народное. Хотите помочь? Дайте развитие музею ВВС на его историческом месте! Отремонтируйте исторический боевой аэродром (земля МО РФ), с которого взлетали бомбардировщики, чтоб бить по Берлину. Возьмите и создайте авиационный филиал «Патриота» на авиационной земле, как морской в Кронштадте или Севастополе.
 
Многие эксперты, представители авторитетных отечественных авиационных КБ, сотрудники и волонтеры музея однозначно высказались против переноса. По их мнению, почти все экспонаты (некоторые из них существуют в единственном экземпляре) просто не выдержат процесс перемещения. Тем более если их придется разбирать.
 
Переезд из одной части Подмосковья в другую (а от Монино до Кубинки 108 километров по шоссе) действительно представляется трудоемким процессом. Особенно учитывая размеры многих экспонатов, которым придется «обломать крылья». Любая попытка разбора экспонатов, их транспортировка и сборка на новом месте повлекут за собой необратимые потери их целостности, внешнего вида и интерьера, конструктивные и технологические повреждения.
 
«Недаром говорят, что два переезда равносильны одному пожару, – говорит газете ВЗГЛЯД директор Центрального музея авиации и космонавтики ДОСААФ России Игорь Исаков (музей размещается в здании бывшего московского ресторана «Аполло» постройки конца XIX века). – Должна быть серьезная мотивация, чтобы музей ВВС из Монино перебазировать на Кубинку под идею собрать кластеры всех видов Вооруженных сил под одной «крышей». Мне бы, например, не хотелось, чтобы наш музей, который ведет свою историю с 1924 года, с десятками тысяч уникальных экспонатов, составляющих одну из самых больших в стране коллекций авиационно-космической тематики, переехал бы, например, в павильон «Космос» на ВДНХ, в расположенный там центр «Космонавтика и авиация».
 
Тематика вроде и одна, но везде есть свои изюминки.
 
Вот, например, кабинет Юрия Алексеевича Гагарина, который учился в академии Жуковского, располагавшейся от нас через дорогу. Тут всё пропитано гагаринским духом – здесь он писал свою диссертацию, в его портфеле сохранилась пачка американских сигарет (детям мы ее, естественно, не показываем). Ну и адрес тоже имеет значение».
 
У Минобороны, разумеется, иная точка зрения по поводу переезда музея. Там считают (в том числе и в Главном штабе ВКС России), что уникальная коллекция летательных аппаратов, представленных в музее ВВС в Монино, должна стать достоянием большого количества людей. Никто не собирается в экстренном порядке перебазировать музей Монино в парк «Патриот». Мощности военно-патриотического парка позволяют не только комфортно разместить экспонаты монинского музея, но и значительно расширить экспозицию ВВС, а также добавлять новые экспонаты Воздушно-космических сил.
 
В Монино, по мнению Минобороны, это невозможно сделать из-за отсутствия площадей. Экспонаты в музее ВВС не вечны. Их необходимо регулярно обслуживать, обрабатывать специальными красками и смазочными материалами, что требует значительных финансовых затрат. А в парке «Патриот» каждый самолет или вертолет будет находиться на специально оборудованном постаменте, а не на земле, как в музее Монино. Это позволит обеспечить лучший визуальный обзор экспоната. Кроме того, в парке «Патриот» для посетителей проводятся различные авиашоу с участием авиационных групп высшего пилотажа, базирующихся в Кубинке. В Монино такой возможности нет. Да и каждодневная посещаемость парка «Патриот» на порядок больше, чем в Монино. И все это тоже весомые аргументы в пользу перемещения музея ВВС в Кубинку.
 
В любом случае, за кадром остается не менее интересный «земельный вопрос». В случае съезда музея из Монино здесь освободится 20 гектаров открытых площадей и 5500 квадратных метров закрытых помещений. Земля принадлежит Министерству обороны, и, надо полагать, передавать ее в ведение муниципалитета военные не особо захотят. Место под коттеджи очень даже неплохое – 38 километров от Москвы.
 
Может, переезд музея под это дело и был задуман?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США



Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer