Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бесчеловечная угроза с неба


16 ноября 2018 года Александр Широкорад, Независимое военное обозрение


Беспилотные летательные аппараты (БЛА) уже давно и прочно вошли в нашу жизнь. За 50–100 тыс. руб. можно купить БЛА и снимать с его помощью природу, старинные дворцы, крепости и т.д. Проводятся опыты по доставке почты и пиццы. Впрочем, первыми, как это часто бывало, поставили дроны себе на службу военные.

РАЗВЕДЧИКИ И КИЛЛЕРЫ
 
Соединенные Штаты с конца XIX века применяют ударные БЛА для поражения военных объектов и террористов в разных странах мира от Йемена до Афганистана. Хотя часто достается и мирному населению. Причем формально Соединенные Штаты не находятся в состоянии войны с этими государствами, однако уже убито несколько десятков тысяч человек, из которых многие – мирные граждане.
 
Примечательно, что, по оценкам экспертов, большинство американских ударных и разведывательных БЛА могут быть оснащены ядерными зарядами либо ракетами с ядерными боевыми частями (хотя многие такую возможность отрицают). Следует заметить, что американские беспилотники по ряду параметров являются куда более сложной целью для современных средств противовоздушной обороны, чем, скажем, крылатые ракеты типа «Томагавк». А из-за своей огромной дальности полета БЛА могут подходить к цели с любой стороны, в том числе откуда их совсем не ждут.
 
Впервые дальние беспилотники к ракетам средней дальности приравнял президент РФ Владимир Путин 22 октября 2018 года: «А беспилотные летательные аппараты ударные? Это тоже прямое нарушение.
 
По сути, они ничем не отличаются от ракет малой и средней дальности. Поэтому известный способ «держи вора» в данном случае не работает». Такое сравнение вполне оправданно, вызывает лишь удивление тот факт, почему об этом до сих пор молчали наши политики и военные. Далее мы рассмотрим, что собой представляют и чем опасны беспилотники большой дальности полета.
 
ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ
 
В конце 1935 года англичане решили устроить грандиозное шоу: радиоуправляемый самолет должен был уничтожить радиоуправляемый линкор. В качестве мишени использовался разоруженный линкор «Центурион» водоизмещением 25,7 тыс. т, который в 1926 году был обращен в радиоуправляемый корабль-цель. Но, увы, из этой затеи ничего не вышло.
 
В СССР карьеру на дронах сделал величайший авантюрист ХХ века Владимир Бекаури. Он предложил создать армию из радиоуправляемых роботов: телетанки, телеторпеды, телеуправляемые торпедные катера, телеуправляемые подводные лодки, бронепоезда и даже доты!
 
Замнаркома обороны по вооружениям маршал Михаил Тухачевский пришел в восторг от идей Бекаури. Последнему удалось создать Остехбюро, на которое уходили сотни миллионов рублей. У него появилась собственная эскадра кораблей во главе с эсминцем «Сибирский стрелок» (с 10 октября 1926 года – «Конструктор»), несколько аэродромов, три полигона на Балтике и Ладоге, десятки заводов и НИИ в Москве и Ленинграде.
 
Увы, империя Бекаури оказалась конторой «Рога и копыта». Ни один из многих десятков радиоуправляемых объектов так и не поступил на вооружение. В 1937 году Бекаури был арестован и 8 февраля 1938 года расстрелян как германский шпион. Признать наличие столь грандиозной авантюры в Стране Советов следователи, разумеется, не могли. В 1956 году Бекаури, естественно, реабилитировали, но материалы о его грандиозной авантюре остались засекреченными. Поэтому до сих пор мало кто знает, что знаменитые дальние бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3 Туполев создавал по заказу Остехбюро в качестве дронов. Самолет РД (рекорд дальности), на котором Чкалов летал в Америку, первоначально тоже создавался как стратегический дрон, способный доставить на расстояние 5–6 тыс. км 500 т тротила.
 
Следующая история с дроном дальнего действия, хотя и не такая грандиозная, как с Остехбюро, произошла во время правления Хрущева.
 
В начале 1957 года ОКБ-156, возглавляемое А.Н. Туполевым, приступило к проектированию самолета-снаряда «С» (Ту-121) с дальностью стрельбы 4000 км. Официально постановление Совмина СССР по нему вышло 23 сентября 1957 года.
 
Дальность действия ракеты «С» составляла около 4000 км. Таким образом, она не могла достать до США, но в радиусе действия при стрельбе с территории СССР находилась вся Западная Европа, Северная Африка и вся Азия, за исключением Малайского полуострова. Уничтожение ракеты «С» в полете даже в 1970-х годах было делом достаточно сложным, а в 1960 году – практически невероятным.
 
Первый пуск Ту-121 состоялся 25 августа 1959 года в присутствии самого А.Н. Туполева. Затем последовало еще четыре пуска. Параллельно в ОКБ-156 разрабатывалась ракета «СД» (изделие 133) – вариант ракеты «С» с увеличенным запасом топлива во внутренних баках и сбрасываемыми подвесными топливными баками. В результате дальность стрельбы увеличилась до 6000 км. Однако в 1960 году выходит постановление Совмина СССР о прекращении работ по ракете Ту-121.
 
Зато 16 августа 1960 года выходит постановление Совмина о создании системы дальней беспилотной разведки – ДБР-1 («Ястреб») с беспилотным разведчиком «самолетом 123» (Ту-123). Логика начальства тут необъяснима. Ракеты «С» были существенно дешевле и проще в производстве, чем их аналоги – баллистические ракеты Р-14, принятые на вооружение в апреле 1961 года (стартовый вес 86,3 т). На земле мобильная пусковая установка СТ-10 была на порядок менее уязвимой, чем стационарная пусковая установка ракет Р-14. Единственным аргументом в пользу Р-14 была уязвимость ракеты «С» от средств ПВО противника. Но зачем начинать работы по самолету-разведчику, который может быть легко сбит системой ПВО?
 
Имея уже почти законченную ракету Ту-121, ОКБ-156 легко переделало ее в Ту-123 (основные трудности стали достоянием предприятий-смежников). Стартовый вес «дрона» составлял 35,6 т.
 
Ту-123 мог вести фоторазведку полосы местности (маршрута) шириной 60–80 км и длиной 2700 км в масштабе 1 км в 1 см и полосы шириной 40 км и длиной 1400 км в масштабе 200 м в 1 см, а также вести радиотехническую разведку с боковым обзором на глубину до 300 км.
 
Совместные летные испытания Ту-123 прошли с сентября 1961 года по декабрь 1963 года. Постановлением Совмина СССР от 23 мая 1964 года система ДБР-1 была принята на вооружение ВВС. Серийное производство Ту-123 велось на заводе № 64 (Воронежском авиационном). Всего с 1964 по 1972 год было выпущено 52 экземпляра Ту-123.
 
ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ
 
Система ДБР-1 состояла на вооружении в западных военных округах до 1979 года. Побывал ли Ту-123 в деле, то есть совершал ли полеты над чужой территорией, неизвестно. Став президентом США, Дуайт Эйзенхауэр заявил, что само по себе появление советского самолета над территорией США станет поводом к войне. Белый дом обвинил СССР в агрессии, но Хрущев, а затем Брежнев вели себя, мягко говоря, предельно осторожно, не отвечая Западу на полеты сотен пилотируемых самолетов и тысяч дрейфующих аэростатов над территорией СССР.
 
Руководство СССР представило как величайшую победу уничтожение 1 мая 1960 года самолета-разведчика U-2 над Свердловском и нескольких дрейфующих аэростатов в 1960—1970-х годах. Увы, на эти акции ушло средств на порядок или два больше стоимости сбитых американских самолетов и аэростатов.
 
Полеты U-2 можно было сразу же прекратить, сбивая их при взлете и посадке над территорией Норвегии, Пакистана и над нейтральными водами. Самолеты U-2 не принадлежали ни ВВС, ни ВМС США. Первоначально Госдепартамент вообще отрицал их существование. Так какие претензии можно предъявлять по поводу сбития «НЛО»?
 
В 1966 году в США начались летные испытания беспилотного летательного аппарата одноразового использования «Локхид» D-21. Выполненный по схеме «бесхвостка» с лобовым воздухозаборником и прямоточным воздушно-реактивным двигателем RJ43, D-21 был рассчитан на полет со скоростью, соответствующей числу М=4 на высотах до 30 км. Дальность полета свыше 2000 км. В конструкции разведчика широко использовались радиопрозрачные и радиопоглощающие материалы, применялись различные средства, снижающие его радиолокационную заметность и инфракрасное излучение. Запуск D-21 осуществлялся с самолета-носителя SR-71.
 
В ходе учебного пуска 30 июня 1966 года беспилотник D-21А ударился о киль самолета-носителя М-21 (модификация самолета-разведчика А-12 – предшественника SR-71). В итоге тот разлетелся на части. Тогда решили использовать в качестве носителя бомбардировщик В-52Н. Однако скорость его была в три раза меньше, чем М-21. Поэтому к новой модификации D-21В приспособили пороховой ускоритель. За 90 секунд его работы беспилотник развивал скорость в три раза быстрее звука и поднимался на высоту 22 км. Ну а дальше включался его прямоточный двигатель. В-52Н мог нести два D-21В, но оба беспилотника в одном полете ни разу не запускались. Второй разведчик должен был стать дублером в случае отказа первого.
 
9 ноября 1969 года D-21В совершил полет над китайской территорией. В его задачу входило сфотографировать китайский атомный полигон Лобнор. Однако после съемки беспилотник не повернул обратно, а полетел по прямой и упал на советской территории в нескольких десятках километров от полигона Байконур.
 
Затем D-21В совершил несколько полетов на КНР. Но из полета 20 марта 1971 года беспилотник не вернулся. Позже стало известно, что он упал в провинции Юньнань. В настоящее время обломки D-21В экспонируются в музее авиации в Пекине.
 
«ЧЕРНАЯ КОШКА» И «ВОРОН»
 
Найденный в 1969 году в Средней Азии беспилотный разведчик D-21В, совершивший вынужденную посадку после выработки топлива, получил у нас прозвище «Черная кошка», видимо за цвет его покрытия.
 
После изучения захваченного D-21В наши военные решили создать свой аналог. Решением Военно-промышленной комиссии № 57 от 19 марта 1971 года была начата разработка дальнего беспилотного сверхзвукового самолета-разведчика (шифр «Ворон»). В том же 1971 году ОКБ был подготовлен подобный аванпроект, подтвердивший реальность создания в СССР летательного аппарата типа американского самолета-разведчика D-21 с более широкими техническими возможностями как по летно-техническим данным, так и по составу разведывательного оборудования. Кроме панорамного аэрофотоаппарата, на борту нашей машины устанавливалась аппаратура радиотехнической разведки с широким диапазоном захвата и регистрации всех радиоизлучающих средств военного назначения. Панорамный аэрофотоаппарат также должен был иметь более высокие данные как по ширине полосы захвата, так и по разрешающей способности.
 
Беспилотный разведчик «Ворон», обеспечивая ведение воздушной разведки практически в любой точке земного шара с высокой эффективностью, в то же время имел ряд особенностей, ограничивавших его возможности. Так же, как и D-21, «Ворон» использовался только один раз, а в конце полета сбрасывал на парашюте разведывательную аппаратуру.
 
Пуск «Ворона» должен был производиться с самолетов Ту-95К или Ту-160. Сразу же включался пороховой ускоритель для достижения скорости срабатывания прямоточного двигателя РД-012. Стартовый вес «Ворона» должен был составлять 6,3 т, высота полета 23—26,4 км, скорость полета 3500—3800 км/ч.
 
Проект «Ворон» реализован не был из-за создания новых более совершенных разведывательных космических аппаратов. Во всяком случае, таково официальное объяснение.
 
ИСПЫТАНИЕ ВОЙНОЙ
 
Массово дроны были впервые применены в ходе Вьетнамской войны. В связи с большими потерями самолетов американцы с февраля 1966 года начали в больших масштабах посылать беспилотники в воздушное пространство Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). Они вели фотосъемку объектов и радиоэлектронную разведку. Уже после окончания войны министр ВВС США Джон Маклукас на страницах журнала Air Force заявил, что в Индокитае они сделали 2500 боевых вылетов и могут с успехом выполнять задачи в более крупных военных конфликтах.
 
В конце 1960-х годов отряд AQM-34 100-го разведывательного авиационного крыла был развернут на авиабазе Биенхоа (Южный Вьетнам). Они стартовали с самолетов-маток в воздушное пространство ДРВ и возвращались обратно в район авиабазы Дананг, где их подхватывали в воздухе вертолеты.
 
Для сбора необходимой информации были задействованы в первую очередь беспилотники AN/BQM-34, оснащенные средствами радиотехнической разведки. Действовали они над ДРВ днем сначала на большой высоте, достигавшей 12 км, а затем только на малой, не превышавшей 500 м. Наибольший же успех в то время, по американским данным, сопутствовал беспилотнику Ryan-147Е Firebee, который 13 февраля 1966 года был безуспешно обстрелян ракетами. В результате была записана информация о работе систем наведения ракет, дистанционного подрыва боевой части и характеристики боевой части ракеты.
 
Вдоль государственных границ Китая и Северного Вьетнама летали американские беспилотные самолеты AQM-34A и AQM-34R, способные находиться в воздухе 8–10 часов.
 
«ХИЩНИК» И «ЖНЕЦ»
 
В начале XXI века широкую известность в мире получили американские ударные БЛА MQ-1 Predator («Хищник») и MQ-9 Reaper («Жнец»). Они ведут боевые действия в десятках стран.
 
Первый полет MQ-1 состоялся в 1994 году, а в феврале 2001 года на авиабазе Неллис (ВВС США) впервые были выполнены испытательные запуски противотанковых ракет AGM-114 «Хеллфайр» с борта «Хищника». Беспилотный летательный аппарат может вооружиться двумя ПТУР (под каждым крылом по одной ракете), при этом наведение на цель выполняется с использованием штатного лазерного целеуказателя.
 
Размах крыла MQ-1 составляет 14,84 м, вес пустого аппарата – 512 кг, а максимальный взлетный вес – 1020 кг. Двигатель мощностью 105 л.с. позволяет развивать максимальную скорость 217 км/ч, а крейсерская скорость составляет 110–130 км/ч. Дальность полета – 740 км, продолжительность полета – 20–40 часов. Потолок – до 8 км.
 
MQ-1 «Predator» изготавливается в модификациях:
 
– RQ-1 – беспилотный разведывательный летательный аппарат;
– MQ-1 А/В – беспилотный ударный летательный аппарат;
– RQ-1 Predator XP является экспортным вариантом, который не в состоянии нести вооружение.
 
3 марта 2011 года ВВС США получили последний MQ-1 из числа заказанных. К этому времени было выпущено 360 БЛА (75 MQ-1 и 285 RQ-1).
 
По данным командования ВВС США, к 16 марта 2009 года было потеряно 70 MQ-1/RQ-1, причем 4 из них были сбиты, 11 потеряны в ходе войны, 55 – в результате ошибки пилота, отказа оборудования и по иным причинам. По другим данным, с 1997 года до 18 января 2010 года ВВС США утратили 58 MQ-1/RQ-1.
 
В Ираке в конце 2008 года у захваченного боевика изъяли ноутбук, на котором было перехваченное видео с беспилотного самолета. Объем изъятых у боевиков видеоматериалов на 2009 год насчитывал несколько суток.
 
Заменой MQ-1 стал БЛА MQ-9 Reaper («Жнец»). Название взято из кельтской мифологии, где Жнец – бог смерти.
 
MQ-9 впервые поднялся в воздух в феврале 2001 года. Аппарат был создан в двух версиях: турбовинтовой и турбореактивной, но ВВС США указали на необходимость единообразия, отказавшись от закупки реактивного варианта. К тому же он, несмотря на высокие пилотажные качества (например, практический потолок до 19 км), мог находиться в воздухе не более 18 часов, что не устаивало ВВС. Турбовинтовая модель пошла в серию на 910-сильном двигателе TPE-331 фирмы Garrett AiResearch.
 
Вес пустого MQ-9 – 2223 кг, максимальный взлетный вес – 4760 кг. Максимальная скорость – 482 км/ч, крейсерская – около 300 км/ч. Максимальная дальность полета – 5800–5900 км. Практический потолок – до 15 км, а рабочий – 7,5 км. С полной нагрузкой БЛА может выполнять свою работу около 14 часов. Всего же MQ-9 способен держаться в воздухе до 28–30 часов.
 
Вооружение «Жнеца»: БЛА имеет 6 точек подвески, общий объем полезной нагрузки – до 1723 кг, так что вместо двух управляемых ракет AGM-114 он может взять до 14 управляемых ракет. Вторым вариантом оснащения «Жнеца» является комбинация из четырех «Хеллфайров» и двух 500-фунтовых корректируемых авиабомб GBU-12 «Пейвуэй II» с лазерным наведением.
 
В калибре 500 фунтов также возможно и применение вооружения системы JDAM с GPS-наведением – например боеприпаса GBU-38. Оружие класса «воздух-воздух» представлено ракетами AIM-9 «Сайдуиндер» и, с недавних пор, AIM-92 «Стингер» – модификацией ракеты хорошо известного ПЗРК, приспособленной для воздушного старта.
 
Радиолокационная станция AN/APY-8 Lynx II с синтезированной апертурой, способная работать в режиме картографирования, находится в носовом обтекателе. На малых (до 70 узлов) скоростях радар позволяет сканировать поверхность с разрешением один метр, просматривая 25 кв. км в минуту. На больших скоростях (примерно 250 узлов) – до 60 кв. км. В поисковых режимах РЛС, в так называемом режиме SPOT, обеспечивает получение с дистанции до 40 км мгновенных изображений локальных участков земной поверхности размером 300 х 170 м, разрешение при этом достигает 10 см.
 
Комбинированная электронно-оптическая и тепловизионная прицельная станция MTS-B монтируется на сферическом подвесе под фюзеляжем. Она включает лазерный дальномер-целеуказатель, способный осуществлять целеуказание всему спектру боеприпасов США и НАТО с полуактивным лазерным наведением.
 
В 2007 году ВВС сформировали первую ударную эскадрилью «Жнецов» – 42-ю ударную эскадрилью, расположенную на авиабазе Крич в штате Невада. В 2008 году ими было вооружено 174-е истребительное авиакрыло ВВС Национальной гвардии. Специально оборудованные «Жнецы» также есть у НАСА, у Министерства внутренней безопасности и у Пограничной службы США.
 
ДРОНЫ ЛЕТЯТ БОМБИТЬ
 
Первые боевые вылеты ударных БЛА в Афганистане состоялись в конце 2001 года. От 70 до 90% пораженных ими целей были гражданские объекты. Точное число убитых дронами афганцев неизвестно, но это десятки тысяч человек. А с 2004 года начались налеты американских БЛА на Пакистан. По заявлению американского сенатора республиканца Линдси Грэма, в Пакистане было убито свыше 4700 человек.
 
Поначалу американцы утверждали, что налеты на Пакистан ведутся с авиабаз в Афганистане. Но после налета БЛА на пакистанскую погранзаставу «Салалс», где погибли 24 военнослужащих, пакистанские власти выяснили, что ЦРУ имеет в Пакистане у местечка Шомс секретную базу дронов. Формально эта территория является частным владением, принадлежащим саудовским предпринимателям. Это был якобы приемный пункт для туристов, приезжающих в Пакистан на охоту и тренировку ловчих птиц.
 
В 2009 году американцы создали базы на Сейшельских островах. Там в 2010—2012 годы базировались 3–4 беспилотника MQ-9, наносивших удары по Сомали.
 
В начале 2013 года США создали базу в Нигере, откуда атаковали территории Мали и Буркина-Фасо. В Кувейте американские БЛА размещались на авиабазах Али аль-Салем и Аль-Джабер и в Омане – Скиб. По неподтвержденным данным, ЦРУ использовали для пусков БЛА аэродром Тузель близ Ташкента.
 
ГЛОБАЛЬНЫЙ «ЯСТРЕБ»
 
28 февраля 1998 года совершил первый полет RQ-4 Global Hawk – американский стратегический разведывательный БЛА. Он в состоянии патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18 км. Аппарат разработан американской компанией Teledyne Ryan Aeronautical, дочерним предприятием Northrop Grumman. Первый серийный Global Hawk был передан ВМС США в 2004 году и приступил к выполнению боевых задач в марте 2006 года.
 
RQ-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Фюзеляж изготовлен из алюминиевых сплавов и представляет собой полумонокок. Крыло полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна. V-образное хвостовое оперение также сделано из композиционных материалов.
 
Длина дрона – 13,3 м, размах крыла примерно 35 м (для сравнения: у самолета U-2 – 31 м), взлетный вес приближается к 15 т. Аппарат оснащен малошумным двигателем AE3007H с тягой 31,4 кН и способен нести полезную нагрузку весом до 900 кг.
 
Радар, установленный на беспилотнике, имеет синтезированную апертуру луча. Его изготовитель – Raytheon. Он предназначен для работы в любых погодных условиях. В нормальном режиме работы радар обеспечивает получение радиолокационного изображения местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138 тыс. км (!) на расстоянии 200 км. В точечном режиме съемки области размером 2 х 2 км за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. Global Hawk имеет широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах зоны прямой видимости.
 
В ходе испытаний 21 марта 2001 года RQ-4 провел в воздухе 30 часов 24 минуты. Рекордный потолок в ходе испытаний – 19 928 м. 24 апреля 2001 года аппарат Global Hawk взлетел с авиабазы Эдинбург в Австралии и, перелетев через Тихий океан, сел в США. Дальность полета составила 13 220 км.
 
В январе 2012 года ВВС США решили прекратить закупку RQ-4 в модификации B.30. Принятые на вооружение ранее аппараты запланировано перевести в резерв. Причиной такого решения стало их дорогостоящее обслуживание, значительно превышающее затраты на эксплуатацию U-2. Вместо него запустили производство RQ-4 Global Hawk В.40.
 
С середины 2015 года над линией фронта в Донбассе стали регулярно летать американские дальние беспилотники RQ-4A. Обычно RQ-4A вылетал рано утром с базы Сигонелла на Сицилии и затем летел в воздушное пространство Украины в Николаевской области. Далее он до 10 часов летал на высоте около 15,5 км над линией разграничения сторон в Донбассе. Причем БЛА проходил вблизи российской границы на расстоянии до 20 км. На обратном пути RQ-4A делал разворот над Черниговкой и Пологами и через Румынию уходил на Сицилию. А 16 июня 2017 года дрон совершал полет вдоль южного и западного побережий Крыма, следуя впервые на предельной для него высоте 16,7 км.
 
Работы по созданию большого палубного беспилотника для американских ВМС начались в США в середине 2000 года. Разработкой аппаратов первоначально занимались две компании – Boeing, представившая в 2002 году БЛА X-45, и Northrop Grumman, создавшая X-47A Pegasus («Пегас»). Позже командование ВМС США заключило с последней компанией контракт на создание аппарата, который получил обозначение X-47B.
 
Согласно требованиям ВМС США, палубные беспилотники должны быть способны проводить в воздухе не менее 11–14 часов с полезной нагрузкой в виде различного рода сенсоров, вооружения или топлива для дозаправки других аппаратов в воздухе.
 
X-47B выполнен по схеме «летающее крыло» с применением технологий малозаметности стелс. Он оснащен реактивным двигателем F100-220U без форсажной камеры, способным развивать тягу до 8074 кг. Размах крыла беспилотника составляет 18,93 м, длина – 11,63 м, высота – 3,1 м. Вес пустого аппарата – 6350 кг, а максимальный взлетный – 20 215 кг.
 
X-47B оснащен складывающимся крылом и двумя внутренними бомбоотсеками для вооружения общим весом до 2 т. БЛА способен развивать скорость до 1035 км/ч и совершать полеты на расстояние свыше 6000 км.
 
Первый полет Х-47В состоялся 4 февраля 2011 года, а весной 2013 года X-47B доставили на палубу авианосца «Джордж У. Буш». 14 мая 2013 года в 11 часов 18 минут утра по местному времени БЛА впервые совершил катапультный взлет с авианосца. По словам руководителя программы UCAS в ВМС США Карла Джонсона, это событие стало вторым важнейшим в истории флота после первого взлета пилотируемого самолета с палубы авианосца в 1915 году. В общей сложности X-47B после взлета с авианосца находился в воздухе 65 минут. За это время испытатели выполнили несколько низких пролетов над палубой и заходов на посадку. Испытания завершились посадкой беспилотника на аэродроме базы ВМС США Патаксент-Ривер в Мэриленде в 278 км от места взлета.
 
17 августа 2014 года Х-47В совершил взлет и посадку на палубу авианосца «Теодор Рузвельт», а в апреле 2015 года – первую в истории процедуру дозаправки в воздухе полностью в автоматическом режиме.
 
НОВОЕ – ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
 
Как видим, еще в 1950–1960-х годах беспилотные разведчики создавались на базе крылатых ракет. И наоборот, любой беспилотник дальнего действия можно было при необходимости быстро оснастить мощной БЧ. Ряд БЛА, как, например, Global Hawk, обладают межконтинентальной дальностью и способны поразить любую точку на земном шаре.
 
Современные беспилотники оснащаются как реактивными, так и турбовинтовыми двигателями. Малая скорость последних (375–575 км/ч) не дает оснований считать их легкой добычей для современных средств ПВО. Чем ниже скорость летательного аппарата, тем выше его способность к маневру. Так, например, поразить биплан типа Ан-2 современными средствами ПВО весьма проблематично, поскольку они рассчитаны в основном на скоростные цели.
 
Рассмотрим несколько характерных примеров. 13 марта 1967 года с аэродрома в городе Туапсе был угнан пассажирский биплан Ан-2. Командование Бакинского округа ПВО решило во что бы то ни стало не выпустить беглеца за кордон. Вначале на его перехват направили сверхзвуковой истребитель Як-28П из 171-го истребительного авиаполка. Он был оснащен комплексом К-98, включавшим в себя ракеты Р-8М1 с разными ГСН. Однако пушечного вооружения перехватчик не имел. Выпущенные ракеты не сумели поразить летевший у самой поверхности моря биплан. Радиолокационная головка наведения не могла захватить Ан-2 из-за отражения сигнала от воды, а ракета с тепловой ГСН цель вообще «не видела». Тем временем Ан-2 вышел за пределы территориальных вод СССР, однако погоня продолжалась. Приказ открыть огонь на поражение получил заместитель командира 171-го авиаполка подполковник В.Н. Прищепа, пилотировавший МиГ-17. Пушки этого истребителя сработали эффективно, и вскоре пылающий Ан-2 рухнул в море.
 
Замечу, что дозвуковой истребитель МиГ-15 пошел в серию еще в 1952 году и мог летать на малых скоростях.
 
А теперь из далекого 1967 года перенесемся в 2016-й. 20 апреля в Эстонии начались учения ВВС НАТО. По легенде биплан Ан-2 нарушил воздушное пространство Эстонии. В воздух срочно поднялись два перехватчика. Бельгийскому истребителю F-16 якобы удалось перехватить Ан-2. Почему «якобы»? Да все происходило виртуально. Могли и поднаврать. А финский истребитель F-18 вообще не сумел обнаружить нечастную «Аннушку».
 
В ходе войны в Югославии по одинокому Ан-2 было выпущено четыре ПЗРК «Стингер». Но их инфракрасные головки самонаведения не сумели захватить излучение маломощного мотора, и Ан-2 благополучно улетел по своим делам.
 
16 октября 2018 года в Баотоу (КНР) совершил первый полет БЛА Feihong-98. Китайцы попросту поставили электронную систему управления в кабину того же Ан-2, теперь этот беспилотник может нести нагрузку массой 1500 кг на расстояние 1200 км.
 
Что же касается современных американских БЛА, то, как уже говорилось, их изготовляют по стелс-технологии, двигатели специально сделали малошумными и снабдили системами охлаждения. В итоге эти беспилотники почти неуязвимы для ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух», оснащенных радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer