В циркуляре военного ведомства под названием «Дорожная карта обустройства и развития Центрального музея Военно-воздушных сил» подробно расписаны все организационные мероприятия — от создания рабочей группы по обустройству до перемещения коллекции авиатехники из Монино в подмосковную Кубинку и торжественного открытия экспозиции во II квартале 2020 года в парке «Патриот». Все учтено? Все, кроме главного.
Документ появился на свет после того, как идея переноса крылатых экспонатов, названная рядом специалистов «безумной», получила волну критики со стороны экспертов, историков и журналистов, специализирующихся на авиационной теме. Под общественным напором Министерство обороны, выдержав паузу, на каком-то этапе даже пообещало оставить музей в покое. Что выглядело решением вполне адекватным. Для такого вывода достаточно процитировать официальные оценки самых авторитетных отечественных авиационных КБ, пришедших к однозначному выводу: технику перебазировать нецелесообразно, многие ценные, уникальные экспонаты просто не выдержат путешествия. Правильнее было бы оказать помощь и поддержку Монинскому авиационному музею, известному как в стране, так и далеко за ее пределами. Приводим заключения на сей счет.
ПАО «Туполев»
— Перемещение летательных аппаратов таких размеров нецелесообразно, поскольку требует огромных финансовых и трудовых затрат. И это может привести к потере уникальных экспонатов, известных во всем мире, представляющих огромную историческую ценность и играющих важную роль в деле патриотического воспитания молодежи.
АО «ЭМЗ имени В.М. Мясищева»
— Если сейчас самолеты — настоящие, с действующими узлами и механизмами, то после разборки/сборки они, возможно, и будут внешне выглядеть так же, как и раньше, но по сути превратятся в муляжи, не имеющие ни технической, ни исторической ценности.
ОАО «ОКБ имени А.С. Яковлева»
— Считаем, что перемещение из Монинского музея авиатехники разработки ОКБ имени А.С. Яковлева может привести к потере уникальных экспонатов, имеющих историческую ценность и помогающих воспитывать молодежь.
ОКБ Сухого
— Такие экспонаты Музея ВВС, как Су-7Б, Су-17М3, Су-17М4 — истребители-бомбардировщики, Су-24, Су-24М — фронтовые бомбардировщики, Су-26 — реактивный штурмовик, Су-27 — истребитель, были построены 40 лет назад и хранились на открытой площадке. В связи с этим восстановление их для использования в качестве музейных экспонатов на других площадках будет крайне затруднительно.
ПАО «Ил»
— Любая попытка разбора самолетов, их транспортировка и сборка на новом месте повлечет за собой необратимые потери их целостности, внешнего вида и интерьера, конструктивные и технологические повреждения. Самолеты утратят техническую ценность и превратятся в недолговечные макеты...
Обратим внимание вот на что: все эти заключения подписаны не рядовыми инженерами, а первыми лицами ведущих конструкторских бюро страны. К кому, как не к ним, следовало бы в первую очередь обратиться за советом тем, кто затевал этот переезд, а по сути, уничтожение Монинского авиационного музея? Ну да сегодня не очень-то принято выслушивать авторитетные мнения — больше доверия не высоким профессионалам, а строителям бесконечных «потемкинских деревень», возводимых под патриотическими лозунгами и со вполне земными интересами. Кстати, интересно будет посмотреть, что же появится на месте нынешнего музея в Монино? Уж не очередная ли застройка?
А совсем недавно (в номере от 5 октября 2018 года) «Труд» рассказывал еще об одной затее, осуществляемой все в том же парке «Патриот», — о строительстве там пафосного храма, третьего по размерам в православном мире. На него будут потрачены миллиарды, хотя совсем рядом с этой новостройкой стоят и ветшают без призора памятники боевой славы и воинские захоронения. Целый список таких «беспризорников» привел в своей статье глава подмосковного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгений Соседов. Но ничего, кроме раздражения, эта публикация в военном ведомстве не вызвала.
А теперь вот история с Монинским музеем: Готовя эту публикацию, мы обратились в Министерство обороны за комментарием. Ответа по существу не последовало. Нет по этому вопросу четкой позиции и у Министерства культуры РФ, в ведении которого находится музейное хозяйство. Там ограничились туманной формулировкой с обещанием «взять вопросы перемещения экспонатов под особый контроль».
И еще. В процитированных выше заключениях авиаконструкторских фирм есть призыв вспомнить о патриотическом воспитании молодежи — не в казенном понимании этих трех слов. И это не пустой звук. В свое время именно молодежь обеспечила мощный толчок развитию авиации в нашей стране. Тысячи мальчишек и девчонок обивали пороги аэроклубов с заветной мечтой о небе. Да и сейчас немало энтузиастов, хотя не им посвящаются сегодня песни и фильмы. Спросите сотрудников Монинского музея, кто им помогает поддерживать, по сути, брошенные государством на произвол судьбы уникальнейшие экспонаты в более или менее приличном состоянии. И вам расскажут и покажут молодых людей-волонтеров, отдающих этому поистине высокому служению силы и время.
Я поговорил с одним из них. Знакомьтесь: Андрей из Калуги, проводит в Монино все выходные дни. Пусть рассказ этого парня прочтут в Минобороны и задумаются, почему в стране, справедливо гордящейся авиационным прошлым, осталось лишь одно училище военных летчиков, а ВВС испытывают острый дефицит личного состава.
— Сам я сотрудник фирмы «Калугалифтремстрой». История авиации стала моим хобби. Со школьных лет ходил по библиотекам, листал подшивки «Моделиста-конструктора», по ночам зачитывался «Техникой — молодежи» (помните, были такие журналы для молодежи с миллионными тиражами?). Это увлечение привело меня в Монино — уникальное, намоленное место. Сфера моего интереса — машины 1940-х годов. Особенно трепетно отношусь к истребителям «Як», которые неплохо изучил. Очень увлекательной была работа по восстановлению кабины Як-17, отличной боевой машины из семейства «яковлевых». Для меня было огромным счастьем увидеть все это в металле. Скажу как на духу: для многих из нас настоящая жизнь протекает именно здесь. Люди, пришедшие сюда, в душе пилоты и конструкторы...
Штрихи
Самые крупные из 35 тысяч экспонатов Монинского музея — это самолеты Ту-114, 3МД, Ту-95, Ту-144, Т-4, М-50 и вертолет В-12. Очевидно, что без разборки и последующей сборки на новое место их не перевезти. Причем, по утверждению сотрудников музея, некоторые машины можно будет разобрать только при помощи бензорезов. Ведь многие из них прилетели в музей своим ходом, и никогда, даже в советское время, не подвергались полноценному техническому обслуживанию и не разбирались на части. К тому же провоз экспонатов, особенно крупных, через всю Московскую область сопряжен с огромным количеством пересечений путепроводов, переездов, линий электропередачи. Из-за этого процесс может затянуться на неопределенное время, и полуразобранные машины могут быть попросту разграблены..