Пилоты Boeing 737 MAX-8, разбившегося у побережья Индонезии в конце октября, не могли быть не осведомлены об особенностях функционирования электронных помощников самолета. Такого мнения придерживаются авиационные эксперты, опрошенные Forbes. Ранее The Wall Street Journal со ссылкой на источники в расследовании катастрофы заявил, что корпорация не предупредила эксплуатантов лайнера о возможных рисках, связанных с системой автоматического контроля полета.
Издание также опросило ряд пилотов, которые подтвердили, что не были поставлены в известность о том, что компьютер Boeing 737 MAX-8 в ряде нештатных ситуаций может опустить нос самолета, чтобы судно набрало скорость. Участники расследования индонезийской катастрофы отметили, что такая функция не прописана в летном мануале.
«В это с трудом верится. Если даже какая-то функция вдруг не отмечена в летной инструкции, ее невозможно скрыть при сертификации самолета от Федеральной авиационной администрации США (FAA), — заявил Forbes генеральный директор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак. — Тем более, Boeing 737 выпускается много лет, и Flight Manual к нему очень высокого качества».
Автоматическая коррекция угла атаки есть практически во всех современных самолетах, отметил эксперт. «Помощь пилоту при выходе на закритические углы атаки стала внедрятся в гражданской авиации еще в 40-50-е годы прошлого века. Раньше это было частой причиной катастроф, но сегодня экипаж надежно страхует от ошибок многоуровневая система. Однако срыв воздушного потока, приводящий к сваливанию самолета, по разным причинам может происходить и на докритических углах. Возможно, Boeing внедрил более сложную интеллектуальную систему коррекции поведения судна», — объяснил Рыбак.
Схожего мнения придерживается главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Не допускаю, что Boeing мог скрыть какую-то функцию. Да и сама логика автоматического управления воздушным судном такова, что система помощи пилоту действительно может принудительно опустить нос самолета, если судно, например, теряет скорость, что угрожает сваливанием. Но компьютер также просчитает высоту для безопасного выхода из пике. Просто направить самолет вниз, чтобы он разбился — это абсурд. Возьмем для примера самолеты Airbus: если летчик намеренно направит самолет в землю, захочет сделать «бочку» или выкинуть какой-то другой фортель, компьютер откажется повиноваться и выровняет самолет. Применяемые системы автоматической помощи интеллектуальны и многократно проверены».
«Подготовка пилотов включает в себя занятия на тренажерах, в точности имитирующих поведение самолета, — продолжил Гусаров. — В том числе, в различных аварийных ситуациях. Все это находится на контроле Федеральной авиационной администрации США. Очевидно, тренажер в точности воспроизводит работу вспомогательных систем Boeing 737. Так что заявления летчиков о том, что их забыли о чем-то проинформировать, звучат очень странно».
Программное обеспечение Boeing 737 не могло быть обновлено без ведома регулятора, подчеркнул редактор портала Avia.ru. «Это не смартфон, который сам что-то загружает, а мы зачастую даже не в курсе. Программное обеспечение воздушных судов сертифицируется, а в случае его изменения самолету даже присваивается новый индекс», — считает Гусаров.
Возможно, к трагедии привела ошибка в построении логики управления лайнером, предположил Гусаров: «На ум приходит катастрофа А-320 в Сочи. Из-за нескоординированных действий экипажа бортовой компьютер получал противоречивые сигналы от электронных органов управления, а иерархия подчинения не была задана. После расследования катастрофы Airbus доработал систему. Возможно, какая-то ошибка вкралась и в программное обеспечение Boeing 737 — но тогда это случайность, а не попытка скрыть от экипажа недокументированные функции лайнера».
«Очень нетипично, что американцы допустили утечку информации во время расследования, которая множит слухи и сенсационные заявления, — отметил генеральный директор консалтинговой «Инфомост». — Как правило, в таких ситуациях участники расследования ведут себя сдержанней. Когда причина будет установлена точно, Boeing выпустит эксплуатационный бюллетень. Если это конструкционный просчет, датчики на всех самолетах заменят. Если эксплуатационный — будет разбирательство с авиакомпанией. В любом случае, нужно дождаться окончания расследования перед тем как кого-то обвинять».
Boeing 737 Max авиакомпании Lion Air потерпел крушение 29 октября. Самолет выполнял рейс из Джакарты в город Панкалпинанг. Спустя 13 минут после взлета машина рухнула в Яванское море, все 189 человек, находившихся на борту, погибли. Индонезийский комитет по обеспечению безопасности на транспорте заявил, что скорость лайнера при столкновении с водой превышала 1000 км/ч; от удара самолет распался на части.
Согласно предварительным данным, причиной трагедии стал неисправный датчик угла атаки. Он ошибочно сигнализировал о том, что крыло вышло за критический угол, после которого происходит срыв воздушного потока и сваливание самолета. Чтобы парировать угрозу, компьютер автоматически направлял нос самолета вниз. Нештатная ситуация фиксировалась 4 последних рейса. Во время последнего полета Boeing 737 Max неожиданно для пилотов резко спикировал к воде.
Модель 737 Max относится к новейшему семейству узкофюзеляжных самолетов Boeing, говорится на сайте компании. Самолеты оборудованы двигателями LEAP-1B, обеспечивающими экономичный расход топлива. Business Insider сообщает, что портфеле заказов Boeing около 5000 твердых заявок на самолет от 98 компаний. Порядка 200 машин уже переданы заказчикам.
Издание также опросило ряд пилотов, которые подтвердили, что не были поставлены в известность о том, что компьютер Boeing 737 MAX-8 в ряде нештатных ситуаций может опустить нос самолета, чтобы судно набрало скорость. Участники расследования индонезийской катастрофы отметили, что такая функция не прописана в летном мануале.
«В это с трудом верится. Если даже какая-то функция вдруг не отмечена в летной инструкции, ее невозможно скрыть при сертификации самолета от Федеральной авиационной администрации США (FAA), — заявил Forbes генеральный директор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак. — Тем более, Boeing 737 выпускается много лет, и Flight Manual к нему очень высокого качества».
Автоматическая коррекция угла атаки есть практически во всех современных самолетах, отметил эксперт. «Помощь пилоту при выходе на закритические углы атаки стала внедрятся в гражданской авиации еще в 40-50-е годы прошлого века. Раньше это было частой причиной катастроф, но сегодня экипаж надежно страхует от ошибок многоуровневая система. Однако срыв воздушного потока, приводящий к сваливанию самолета, по разным причинам может происходить и на докритических углах. Возможно, Boeing внедрил более сложную интеллектуальную систему коррекции поведения судна», — объяснил Рыбак.
Схожего мнения придерживается главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Не допускаю, что Boeing мог скрыть какую-то функцию. Да и сама логика автоматического управления воздушным судном такова, что система помощи пилоту действительно может принудительно опустить нос самолета, если судно, например, теряет скорость, что угрожает сваливанием. Но компьютер также просчитает высоту для безопасного выхода из пике. Просто направить самолет вниз, чтобы он разбился — это абсурд. Возьмем для примера самолеты Airbus: если летчик намеренно направит самолет в землю, захочет сделать «бочку» или выкинуть какой-то другой фортель, компьютер откажется повиноваться и выровняет самолет. Применяемые системы автоматической помощи интеллектуальны и многократно проверены».
«Подготовка пилотов включает в себя занятия на тренажерах, в точности имитирующих поведение самолета, — продолжил Гусаров. — В том числе, в различных аварийных ситуациях. Все это находится на контроле Федеральной авиационной администрации США. Очевидно, тренажер в точности воспроизводит работу вспомогательных систем Boeing 737. Так что заявления летчиков о том, что их забыли о чем-то проинформировать, звучат очень странно».
Программное обеспечение Boeing 737 не могло быть обновлено без ведома регулятора, подчеркнул редактор портала Avia.ru. «Это не смартфон, который сам что-то загружает, а мы зачастую даже не в курсе. Программное обеспечение воздушных судов сертифицируется, а в случае его изменения самолету даже присваивается новый индекс», — считает Гусаров.
Возможно, к трагедии привела ошибка в построении логики управления лайнером, предположил Гусаров: «На ум приходит катастрофа А-320 в Сочи. Из-за нескоординированных действий экипажа бортовой компьютер получал противоречивые сигналы от электронных органов управления, а иерархия подчинения не была задана. После расследования катастрофы Airbus доработал систему. Возможно, какая-то ошибка вкралась и в программное обеспечение Boeing 737 — но тогда это случайность, а не попытка скрыть от экипажа недокументированные функции лайнера».
«Очень нетипично, что американцы допустили утечку информации во время расследования, которая множит слухи и сенсационные заявления, — отметил генеральный директор консалтинговой «Инфомост». — Как правило, в таких ситуациях участники расследования ведут себя сдержанней. Когда причина будет установлена точно, Boeing выпустит эксплуатационный бюллетень. Если это конструкционный просчет, датчики на всех самолетах заменят. Если эксплуатационный — будет разбирательство с авиакомпанией. В любом случае, нужно дождаться окончания расследования перед тем как кого-то обвинять».
Boeing 737 Max авиакомпании Lion Air потерпел крушение 29 октября. Самолет выполнял рейс из Джакарты в город Панкалпинанг. Спустя 13 минут после взлета машина рухнула в Яванское море, все 189 человек, находившихся на борту, погибли. Индонезийский комитет по обеспечению безопасности на транспорте заявил, что скорость лайнера при столкновении с водой превышала 1000 км/ч; от удара самолет распался на части.
Согласно предварительным данным, причиной трагедии стал неисправный датчик угла атаки. Он ошибочно сигнализировал о том, что крыло вышло за критический угол, после которого происходит срыв воздушного потока и сваливание самолета. Чтобы парировать угрозу, компьютер автоматически направлял нос самолета вниз. Нештатная ситуация фиксировалась 4 последних рейса. Во время последнего полета Boeing 737 Max неожиданно для пилотов резко спикировал к воде.
Модель 737 Max относится к новейшему семейству узкофюзеляжных самолетов Boeing, говорится на сайте компании. Самолеты оборудованы двигателями LEAP-1B, обеспечивающими экономичный расход топлива. Business Insider сообщает, что портфеле заказов Boeing около 5000 твердых заявок на самолет от 98 компаний. Порядка 200 машин уже переданы заказчикам.