Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эффективная малозаметность: на что способен Су-57


15 ноября 2018 года Дмитрий Юров, Известия


Российский истребитель пятого поколения Су-57 недавно вновь привлек пристальное внимание зрителей после эффектной демонстрации полетов на малой высоте. В Сети, как в России, так и за рубежом, по-разному оценивают эффективность новой машины, подчеркивая, в частности, ее «догоняющий» характер по отношению к американским программам. «Известия» разбирались в возможностях нового российского самолета.

Почти «Стелс»
 
Судьба первого в мире истребителя пятого поколения — американского F-22 — оказалась совсем не такой, какой ее видели разработчики. Машина получилась очень неплохой, однако воевать в любой точке мира по первому требованию F-22 так и не отправили, а патрулирование границы с Мексикой, равно как и облет Аляски, в цели, для которых Lockheed Martin потратили десятки миллиардов долларов, вписывались слабо. Повоевать, пусть и ограниченно, американским машинам удалось только в Сирии, где F-22 частично были задействованы ВВС США для нанесения ударов высокоточным оружием. О соблюдении «режима полной невидимости» речь, разумеется, не шла — американские машины неоднократно обнаруживались в воздушном пространстве страны даже морально устаревшими средствами контроля, а самолеты истребительной авиации (преимущественно российские) регулярно выходили на перехват «Рапторов».
 
Регулярное сопровождение американских F-22 в Сирии позволило раскрыть секрет, за сохранение которого американские авиастроители и военные бились не один год, — оказалось, что в малозаметности машины, которую в Сирии использовали для выполнения «непрофильных» боевых задач, все-таки стоит усомниться. И дело не только в пресловутых «линзах Люнебурга» — устройствах, повышающих заметность машины для радаров, с которыми истребители-«невидимки» летают для сокрытия истинных характеристик своей малозаметности до момента серьезного столкновения с серьезным противником — типа России или Китая.
 
Большая часть вопросов к программе создания и финансирования производства истребителей F-22, задававшихся еще в пору испытаний и серийного строительства этой машины в 1990–2000-х годах, так и осталась без вменяемых ответов. На внутренней подвеске F-22 может нести довольно ограниченный набор боеприпасов, массой не более 454 кг каждый — что не позволяет применять наиболее мощные виды оружия. Кроме того, ряд боеприпасов, формально подходящих по массе, «не лезет» по габаритам.
 
Конечно, F-22 может использовать и внешние узлы подвески, но в этом случае эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) истребителя пятого поколения, над сокращением которой так трудились конструкторы, заметно увеличивается, что сводит эффективность технологий малозаметности практически до нуля.
 
Прорыв по фронту
 
Главными аргументами в пользу успешности американского подхода к созданию истребителей на протяжении многих лет являлись отчеты по серийному производству этих машин — так, F-22 выпустили более 180 штук, после чего производство прекратили (хотя линия сохраняется). Действительно, в этом отношении американские авиастроители добились серьезных успехов, особенно с учетом растущих темпов строительства следующего «невидимки» — F-35, однако для этой же ситуации справедливо и другое заключение: «Больше не значит лучше».
 
Раскрывая смысл понятия «перспективный комплекс фронтовой авиации», главный конструктор ОКБ «Сухой» Михаил Стрелец заявил, что Су-57 стал лучшим истребителем в классе не просто так — для этого пришлось заново проектировать всю платформу для новой машины. Комментируя сходства и различия машин пятого поколения российского производства и западных истребителей, Стрелец отметил, что многофункциональность Су-57 — его главный козырь в современной войне. Одним из ключевых в этом отношении остается способность российского истребителя атаковать как воздушные, так и наземные объекты. По словам главного конструктора ОКБ «Сухой», американские истребители, такие как F-22, специализируются на узком круге задач, в то время как самолет, созданный российскими учеными и инженерами в рамках проекта ПАК ФА, способен решать несколько задач одновременно.
 
Позднее Михаил Стрелец пояснил, что собственную ошибку в проектировании американцы осознали значительно позже. Попытка обучить малозаметный истребитель войне на земле успехом не увенчалась — вписать высокоточные боеприпасы в уже созданную конфигурацию внутренних отсеков американцы так и не смогли. Испытания средств поражения с помощью Су-57, напротив, доказали правильность выбранного российскими разработчиками пути — в Сирии с одного из переброшенных в район боевых действий Су-57 применили не корректируемую авиабомбу, а полноразмерную крылатую дозвуковую ракету Х-59МК2, способную поражать цели на дальности до 300 км.
 
В ходе процесса вооружения Су-57 не забыли и про «дальнюю руку» — ракеты типа «воздух-воздух». Уже известно, что для Су-57 создана сверхдальняя ракета Р-37М, предельная дальность пуска которой уже сейчас составляет 300 км. Отдельно стоит отметить, что дальность пуска самой передовой (на текущий момент) американской ракеты аналогичного типа AIM-120 AMRAAM, которые в числе прочего включены в состав средств поражения истребителей F-22, едва дотягивает до 200 км. При этом возможность получить собственную сверхдальнобойную ракету (дальность пуска до 270 км) у американцев была, правда, в конечном счете от проекта по созданию ракеты AIM-152 AAAM отказались.
 
Единственным недостатком, из-за которого военные эксперты (в основном на Западе) отказывались включать Су-57 в список истребителей пятого поколения, на протяжении нескольких лет были двигатели. Однако реальность такова, что после замены двигателей АЛ-41Ф1 на «Изделие-30» российские истребители будут зачислены в совершенно другую весовую категорию. По словам генерального конструктора-директора «ОКБ им. А.М. Люльки» Евгения Марчука, по удельной тяге, удельному расходу и удельному весу новый двигатель поставит самолеты, созданные в рамках проекта ПАК ФА, в категорию истребителей поколения 5+.
 
Уникальный истребитель
 
Технологический задел, который образовался после внедрения сотен уникальных решений, трудно представить в «железе», однако потенциал истребителя Су-57 просматривается на несколько десятилетий вперед. Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал-полковник Виктор Бондарев подтвердил главные заключения экспертов о том, что боевую работу в войнах будущего будут выполнять в основном беспилотные машины.
 
По словам Бондарева, потенциал для модернизации Су-57 огромен, а из пилотируемой версии разработчики могут сделать полностью беспилотный летательный аппарат. Этому будет способствовать бортовое радиоэлектронное оборудование самолета, построенное на принципах открытой архитектуры. Отдельно отмечается, что новый двигатель, заново разработанный планер и отсутствие летчика позволят эксплуатировать самолет на предельных режимах, с постоянными перегрузками в 9 и 10 единиц.
 
В этом и проявляется уникальность истребителя, при проектировании которого разработчики не стали отказываться от стратегии поражения целей с дальней дистанции, а создали машину, способную реагировать и действовать в любых условиях. Наряду с двигателем и новым планером одним из главных достоинств Су-57 стал комплекс обнаружения, сопряженный со средствами поражения и созданный исключительно для перспективных истребителей.
 
Комплекс обнаружения целей Н036 «Белка», разработкой которого занимались специалисты из Научно-исследовательского института приборостроения им. В.В. Тихомирова, для наилучшей эффективности оснастили активной фазированной антенной решеткой, а вся система состоит из нескольких элементов, расположенных на разных частях планера и позволяющих контролировать сразу несколько секторов воздушного пространства. Разработчики системы отмечают, что благодаря новой системе Су-57 оказался способен решать широкий спектр задач: от поиска, обнаружения и уничтожения воздушных и наземных целей до разведки и обеспечения навигации.
 
Позднее на смену РЛС этого типа придут абсолютно новые системы с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. Электроника, построенная по новым принципам и решениям, позволит обеспечить сверхширокополосность при передаче данных с одновременной устойчивостью к различным помехам — и это решение не для туманной перспективы, а на ближайшие десятилетия.
 
Стоит отметить, что все технологии, включая перспективные двигатели, авионику, средства обнаружения и ракетное оружие, уже позволяют назвать Су-57 готовым к самым разным типам боевых действий. Кроме того, к способностям машины силами разработчиков добавили возможность садиться и взлетать на сверхкоротких взлетно-посадочных полосах, что в перспективе (при незначительных изменениях) позволит построить полноценный палубный истребитель пятого поколения, с помощью которого морская авиация ВМФ России заменит самолеты МиГ-29К/КУБ и Су-33.
 
Что касается сложностей, связанных с эксплуатацией главных соперников Су-57, то проблемы конкурентов российской машины состоят в том, что ни один из истребителей пятого поколения, включая китайские, японские и американские, не вписывается в понятие универсальной машины для современной войны. Нельзя исключать, что пионерам пятого поколения — американским военным, для доведения собственной авиации до подобных показателей уже в ближайшем будущем вообще может потребоваться совершенно новый самолет.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США



Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer