Почти «Стелс»
Судьба первого в мире истребителя пятого поколения — американского F-22 — оказалась совсем не такой, какой ее видели разработчики. Машина получилась очень неплохой, однако воевать в любой точке мира по первому требованию F-22 так и не отправили, а патрулирование границы с Мексикой, равно как и облет Аляски, в цели, для которых Lockheed Martin потратили десятки миллиардов долларов, вписывались слабо. Повоевать, пусть и ограниченно, американским машинам удалось только в Сирии, где F-22 частично были задействованы ВВС США для нанесения ударов высокоточным оружием. О соблюдении «режима полной невидимости» речь, разумеется, не шла — американские машины неоднократно обнаруживались в воздушном пространстве страны даже морально устаревшими средствами контроля, а самолеты истребительной авиации (преимущественно российские) регулярно выходили на перехват «Рапторов».
Регулярное сопровождение американских F-22 в Сирии позволило раскрыть секрет, за сохранение которого американские авиастроители и военные бились не один год, — оказалось, что в малозаметности машины, которую в Сирии использовали для выполнения «непрофильных» боевых задач, все-таки стоит усомниться. И дело не только в пресловутых «линзах Люнебурга» — устройствах, повышающих заметность машины для радаров, с которыми истребители-«невидимки» летают для сокрытия истинных характеристик своей малозаметности до момента серьезного столкновения с серьезным противником — типа России или Китая.
Большая часть вопросов к программе создания и финансирования производства истребителей F-22, задававшихся еще в пору испытаний и серийного строительства этой машины в 1990–2000-х годах, так и осталась без вменяемых ответов. На внутренней подвеске F-22 может нести довольно ограниченный набор боеприпасов, массой не более 454 кг каждый — что не позволяет применять наиболее мощные виды оружия. Кроме того, ряд боеприпасов, формально подходящих по массе, «не лезет» по габаритам.
Конечно, F-22 может использовать и внешние узлы подвески, но в этом случае эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) истребителя пятого поколения, над сокращением которой так трудились конструкторы, заметно увеличивается, что сводит эффективность технологий малозаметности практически до нуля.
Прорыв по фронту
Главными аргументами в пользу успешности американского подхода к созданию истребителей на протяжении многих лет являлись отчеты по серийному производству этих машин — так, F-22 выпустили более 180 штук, после чего производство прекратили (хотя линия сохраняется). Действительно, в этом отношении американские авиастроители добились серьезных успехов, особенно с учетом растущих темпов строительства следующего «невидимки» — F-35, однако для этой же ситуации справедливо и другое заключение: «Больше не значит лучше».
Раскрывая смысл понятия «перспективный комплекс фронтовой авиации», главный конструктор ОКБ «Сухой» Михаил Стрелец заявил, что Су-57 стал лучшим истребителем в классе не просто так — для этого пришлось заново проектировать всю платформу для новой машины. Комментируя сходства и различия машин пятого поколения российского производства и западных истребителей, Стрелец отметил, что многофункциональность Су-57 — его главный козырь в современной войне. Одним из ключевых в этом отношении остается способность российского истребителя атаковать как воздушные, так и наземные объекты. По словам главного конструктора ОКБ «Сухой», американские истребители, такие как F-22, специализируются на узком круге задач, в то время как самолет, созданный российскими учеными и инженерами в рамках проекта ПАК ФА, способен решать несколько задач одновременно.
Позднее Михаил Стрелец пояснил, что собственную ошибку в проектировании американцы осознали значительно позже. Попытка обучить малозаметный истребитель войне на земле успехом не увенчалась — вписать высокоточные боеприпасы в уже созданную конфигурацию внутренних отсеков американцы так и не смогли. Испытания средств поражения с помощью Су-57, напротив, доказали правильность выбранного российскими разработчиками пути — в Сирии с одного из переброшенных в район боевых действий Су-57 применили не корректируемую авиабомбу, а полноразмерную крылатую дозвуковую ракету Х-59МК2, способную поражать цели на дальности до 300 км.
В ходе процесса вооружения Су-57 не забыли и про «дальнюю руку» — ракеты типа «воздух-воздух». Уже известно, что для Су-57 создана сверхдальняя ракета Р-37М, предельная дальность пуска которой уже сейчас составляет 300 км. Отдельно стоит отметить, что дальность пуска самой передовой (на текущий момент) американской ракеты аналогичного типа AIM-120 AMRAAM, которые в числе прочего включены в состав средств поражения истребителей F-22, едва дотягивает до 200 км. При этом возможность получить собственную сверхдальнобойную ракету (дальность пуска до 270 км) у американцев была, правда, в конечном счете от проекта по созданию ракеты AIM-152 AAAM отказались.
Единственным недостатком, из-за которого военные эксперты (в основном на Западе) отказывались включать Су-57 в список истребителей пятого поколения, на протяжении нескольких лет были двигатели. Однако реальность такова, что после замены двигателей АЛ-41Ф1 на «Изделие-30» российские истребители будут зачислены в совершенно другую весовую категорию. По словам генерального конструктора-директора «ОКБ им. А.М. Люльки» Евгения Марчука, по удельной тяге, удельному расходу и удельному весу новый двигатель поставит самолеты, созданные в рамках проекта ПАК ФА, в категорию истребителей поколения 5+.
Уникальный истребитель
Технологический задел, который образовался после внедрения сотен уникальных решений, трудно представить в «железе», однако потенциал истребителя Су-57 просматривается на несколько десятилетий вперед. Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал-полковник Виктор Бондарев подтвердил главные заключения экспертов о том, что боевую работу в войнах будущего будут выполнять в основном беспилотные машины.
По словам Бондарева, потенциал для модернизации Су-57 огромен, а из пилотируемой версии разработчики могут сделать полностью беспилотный летательный аппарат. Этому будет способствовать бортовое радиоэлектронное оборудование самолета, построенное на принципах открытой архитектуры. Отдельно отмечается, что новый двигатель, заново разработанный планер и отсутствие летчика позволят эксплуатировать самолет на предельных режимах, с постоянными перегрузками в 9 и 10 единиц.
В этом и проявляется уникальность истребителя, при проектировании которого разработчики не стали отказываться от стратегии поражения целей с дальней дистанции, а создали машину, способную реагировать и действовать в любых условиях. Наряду с двигателем и новым планером одним из главных достоинств Су-57 стал комплекс обнаружения, сопряженный со средствами поражения и созданный исключительно для перспективных истребителей.
Комплекс обнаружения целей Н036 «Белка», разработкой которого занимались специалисты из Научно-исследовательского института приборостроения им. В.В. Тихомирова, для наилучшей эффективности оснастили активной фазированной антенной решеткой, а вся система состоит из нескольких элементов, расположенных на разных частях планера и позволяющих контролировать сразу несколько секторов воздушного пространства. Разработчики системы отмечают, что благодаря новой системе Су-57 оказался способен решать широкий спектр задач: от поиска, обнаружения и уничтожения воздушных и наземных целей до разведки и обеспечения навигации.
Позднее на смену РЛС этого типа придут абсолютно новые системы с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. Электроника, построенная по новым принципам и решениям, позволит обеспечить сверхширокополосность при передаче данных с одновременной устойчивостью к различным помехам — и это решение не для туманной перспективы, а на ближайшие десятилетия.
Стоит отметить, что все технологии, включая перспективные двигатели, авионику, средства обнаружения и ракетное оружие, уже позволяют назвать Су-57 готовым к самым разным типам боевых действий. Кроме того, к способностям машины силами разработчиков добавили возможность садиться и взлетать на сверхкоротких взлетно-посадочных полосах, что в перспективе (при незначительных изменениях) позволит построить полноценный палубный истребитель пятого поколения, с помощью которого морская авиация ВМФ России заменит самолеты МиГ-29К/КУБ и Су-33.
Что касается сложностей, связанных с эксплуатацией главных соперников Су-57, то проблемы конкурентов российской машины состоят в том, что ни один из истребителей пятого поколения, включая китайские, японские и американские, не вписывается в понятие универсальной машины для современной войны. Нельзя исключать, что пионерам пятого поколения — американским военным, для доведения собственной авиации до подобных показателей уже в ближайшем будущем вообще может потребоваться совершенно новый самолет.
Судьба первого в мире истребителя пятого поколения — американского F-22 — оказалась совсем не такой, какой ее видели разработчики. Машина получилась очень неплохой, однако воевать в любой точке мира по первому требованию F-22 так и не отправили, а патрулирование границы с Мексикой, равно как и облет Аляски, в цели, для которых Lockheed Martin потратили десятки миллиардов долларов, вписывались слабо. Повоевать, пусть и ограниченно, американским машинам удалось только в Сирии, где F-22 частично были задействованы ВВС США для нанесения ударов высокоточным оружием. О соблюдении «режима полной невидимости» речь, разумеется, не шла — американские машины неоднократно обнаруживались в воздушном пространстве страны даже морально устаревшими средствами контроля, а самолеты истребительной авиации (преимущественно российские) регулярно выходили на перехват «Рапторов».
Регулярное сопровождение американских F-22 в Сирии позволило раскрыть секрет, за сохранение которого американские авиастроители и военные бились не один год, — оказалось, что в малозаметности машины, которую в Сирии использовали для выполнения «непрофильных» боевых задач, все-таки стоит усомниться. И дело не только в пресловутых «линзах Люнебурга» — устройствах, повышающих заметность машины для радаров, с которыми истребители-«невидимки» летают для сокрытия истинных характеристик своей малозаметности до момента серьезного столкновения с серьезным противником — типа России или Китая.
Большая часть вопросов к программе создания и финансирования производства истребителей F-22, задававшихся еще в пору испытаний и серийного строительства этой машины в 1990–2000-х годах, так и осталась без вменяемых ответов. На внутренней подвеске F-22 может нести довольно ограниченный набор боеприпасов, массой не более 454 кг каждый — что не позволяет применять наиболее мощные виды оружия. Кроме того, ряд боеприпасов, формально подходящих по массе, «не лезет» по габаритам.
Конечно, F-22 может использовать и внешние узлы подвески, но в этом случае эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) истребителя пятого поколения, над сокращением которой так трудились конструкторы, заметно увеличивается, что сводит эффективность технологий малозаметности практически до нуля.
Прорыв по фронту
Главными аргументами в пользу успешности американского подхода к созданию истребителей на протяжении многих лет являлись отчеты по серийному производству этих машин — так, F-22 выпустили более 180 штук, после чего производство прекратили (хотя линия сохраняется). Действительно, в этом отношении американские авиастроители добились серьезных успехов, особенно с учетом растущих темпов строительства следующего «невидимки» — F-35, однако для этой же ситуации справедливо и другое заключение: «Больше не значит лучше».
Раскрывая смысл понятия «перспективный комплекс фронтовой авиации», главный конструктор ОКБ «Сухой» Михаил Стрелец заявил, что Су-57 стал лучшим истребителем в классе не просто так — для этого пришлось заново проектировать всю платформу для новой машины. Комментируя сходства и различия машин пятого поколения российского производства и западных истребителей, Стрелец отметил, что многофункциональность Су-57 — его главный козырь в современной войне. Одним из ключевых в этом отношении остается способность российского истребителя атаковать как воздушные, так и наземные объекты. По словам главного конструктора ОКБ «Сухой», американские истребители, такие как F-22, специализируются на узком круге задач, в то время как самолет, созданный российскими учеными и инженерами в рамках проекта ПАК ФА, способен решать несколько задач одновременно.
Позднее Михаил Стрелец пояснил, что собственную ошибку в проектировании американцы осознали значительно позже. Попытка обучить малозаметный истребитель войне на земле успехом не увенчалась — вписать высокоточные боеприпасы в уже созданную конфигурацию внутренних отсеков американцы так и не смогли. Испытания средств поражения с помощью Су-57, напротив, доказали правильность выбранного российскими разработчиками пути — в Сирии с одного из переброшенных в район боевых действий Су-57 применили не корректируемую авиабомбу, а полноразмерную крылатую дозвуковую ракету Х-59МК2, способную поражать цели на дальности до 300 км.
В ходе процесса вооружения Су-57 не забыли и про «дальнюю руку» — ракеты типа «воздух-воздух». Уже известно, что для Су-57 создана сверхдальняя ракета Р-37М, предельная дальность пуска которой уже сейчас составляет 300 км. Отдельно стоит отметить, что дальность пуска самой передовой (на текущий момент) американской ракеты аналогичного типа AIM-120 AMRAAM, которые в числе прочего включены в состав средств поражения истребителей F-22, едва дотягивает до 200 км. При этом возможность получить собственную сверхдальнобойную ракету (дальность пуска до 270 км) у американцев была, правда, в конечном счете от проекта по созданию ракеты AIM-152 AAAM отказались.
Единственным недостатком, из-за которого военные эксперты (в основном на Западе) отказывались включать Су-57 в список истребителей пятого поколения, на протяжении нескольких лет были двигатели. Однако реальность такова, что после замены двигателей АЛ-41Ф1 на «Изделие-30» российские истребители будут зачислены в совершенно другую весовую категорию. По словам генерального конструктора-директора «ОКБ им. А.М. Люльки» Евгения Марчука, по удельной тяге, удельному расходу и удельному весу новый двигатель поставит самолеты, созданные в рамках проекта ПАК ФА, в категорию истребителей поколения 5+.
Уникальный истребитель
Технологический задел, который образовался после внедрения сотен уникальных решений, трудно представить в «железе», однако потенциал истребителя Су-57 просматривается на несколько десятилетий вперед. Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал-полковник Виктор Бондарев подтвердил главные заключения экспертов о том, что боевую работу в войнах будущего будут выполнять в основном беспилотные машины.
По словам Бондарева, потенциал для модернизации Су-57 огромен, а из пилотируемой версии разработчики могут сделать полностью беспилотный летательный аппарат. Этому будет способствовать бортовое радиоэлектронное оборудование самолета, построенное на принципах открытой архитектуры. Отдельно отмечается, что новый двигатель, заново разработанный планер и отсутствие летчика позволят эксплуатировать самолет на предельных режимах, с постоянными перегрузками в 9 и 10 единиц.
В этом и проявляется уникальность истребителя, при проектировании которого разработчики не стали отказываться от стратегии поражения целей с дальней дистанции, а создали машину, способную реагировать и действовать в любых условиях. Наряду с двигателем и новым планером одним из главных достоинств Су-57 стал комплекс обнаружения, сопряженный со средствами поражения и созданный исключительно для перспективных истребителей.
Комплекс обнаружения целей Н036 «Белка», разработкой которого занимались специалисты из Научно-исследовательского института приборостроения им. В.В. Тихомирова, для наилучшей эффективности оснастили активной фазированной антенной решеткой, а вся система состоит из нескольких элементов, расположенных на разных частях планера и позволяющих контролировать сразу несколько секторов воздушного пространства. Разработчики системы отмечают, что благодаря новой системе Су-57 оказался способен решать широкий спектр задач: от поиска, обнаружения и уничтожения воздушных и наземных целей до разведки и обеспечения навигации.
Позднее на смену РЛС этого типа придут абсолютно новые системы с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. Электроника, построенная по новым принципам и решениям, позволит обеспечить сверхширокополосность при передаче данных с одновременной устойчивостью к различным помехам — и это решение не для туманной перспективы, а на ближайшие десятилетия.
Стоит отметить, что все технологии, включая перспективные двигатели, авионику, средства обнаружения и ракетное оружие, уже позволяют назвать Су-57 готовым к самым разным типам боевых действий. Кроме того, к способностям машины силами разработчиков добавили возможность садиться и взлетать на сверхкоротких взлетно-посадочных полосах, что в перспективе (при незначительных изменениях) позволит построить полноценный палубный истребитель пятого поколения, с помощью которого морская авиация ВМФ России заменит самолеты МиГ-29К/КУБ и Су-33.
Что касается сложностей, связанных с эксплуатацией главных соперников Су-57, то проблемы конкурентов российской машины состоят в том, что ни один из истребителей пятого поколения, включая китайские, японские и американские, не вписывается в понятие универсальной машины для современной войны. Нельзя исключать, что пионерам пятого поколения — американским военным, для доведения собственной авиации до подобных показателей уже в ближайшем будущем вообще может потребоваться совершенно новый самолет.