Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Капкан для дрона


13 ноября 2018 года Анатолий Соколов, Николай Оськин, Военно-промышленный курьер


Покушение на президента Венесуэлы Николаса Мадуро с использованием двух начиненных взрывчаткой беспилотников провалилось. Не удалась и атака на российскую авиабазу «Хмеймим» в ночь с 5 на 6 января 2018 года. Но проблема эффективной борьбы с дронами становится все актуальнее.


Анатолий Соколов, кандидат военных наук
Николай Оськин, кандидат технических наук

Дешевая китайская игрушка, склеенный своими руками аппарат могут стать орудием убийства, нанесения материального урона, несоизмеримо превышающего стоимость дрона. Беспилотник самолетного типа способен нести до 10 боеприпасов.
 
Нужен снайпер или умный гранатомет
 
В атаках на российские объекты в Сирии участвовали три – семь и более БЛА самолетного и вертолетного типов. 4 сентября, когда имел место второй налет, зенитные средства авиабазы «Хмеймим» уничтожили два ударных БЛА, а всего только за месяц в районе ее расположения обезврежены 47 беспилотников.
 
Но террористы не останавливаются. Планируют новые тактические приемы, работают над совершенствованием конструкций БЛА, в частности уменьшением размеров. Что касается тактики, то одно из ведущих направлений – применение облака (роя) малоразмерных и дешевых дронов-камикадзе как средства уничтожения живой силы и вооружения.
 
Считается, что рой малоразмерных и низкобюджетных БЛА «перегрузит» систему ПВО противника, которая отреагирует «стрельбой из пушки по воробьям». Результат очевиден: быстрый расход боекомплекта ракет, несоизмеримо более дорогих, чем дроны, дезорганизация управления, создание условий для безответного уничтожения средств ПВО высокоточным оружием.
 
Проблемы в реализации этой концепции, безусловно, есть. Это обеспечение энергией малоразмерных БЛА, интеллектуальное управление роем, взаимодействие между его участниками. Но в обозримом будущем все решаемо. Уже сегодня США, Китай и Израиль имеют воздушные флоты различных по возможностям и назначению дронов. И если с относительно крупными БЛА можно бороться огневыми средствами, то с пространственно разнесенным роем миниатюрных аппаратов с элементами сетевой управляющей системы – весьма проблематично.
 
Трудности начинаются на этапе обнаружения и сопровождения дронов. Достаточно габаритные БЛА с учетом их эффективной поверхности рассеивания (ЭПР) с определенной вероятностью обнаруживаются радарами. Но засечь миниатюрные БЛА с ЭПР менее 0,1 квадратного метра очень сложно. А в совокупности с проблемой выделения и идентификации отраженных от них сигналов из общей массы птиц, местных предметов и помех задача представляется архисложной.
 
На этапе уничтожения или нейтрализации дронов у средств ПВО будет повышенный расход боеприпасов при неоднозначных по эффективности результатах. Особенно в случае борьбы с роем малоразмерных и тем более миниатюрных БЛА. В конечном итоге это ведет к проигрышу в бою, утрате способности противостоять более эффективным ударным средствам (самолетам, вертолетам, КР).
 
Безусловно, бороться с дронами можно и нужно. Опыт Сирии это подтверждает. Когда стоит задача защиты объектов, стоимость которых намного превышает цену использованных ракет, расходы оправданны. Но высокой эффективности такой борьбы можно достичь только системным подходом к ее организации и ведению.
 
ПВО изначально создавалась, как известно, для борьбы с самолетами. С появлением ракетного оружия возникла «гибридная» система ПВО-ПРО. Сегодня ее возможности могут и должны быть расширены, в первую очередь за счет создания новых средств разведки, огневого поражения, радиоэлектронного подавления.
 
Наиболее эффективны всепогодные радиолокационные радары, а при хорошей видимости – их применение вместе с визуальными средствами обнаружения. Один из демаскирующих рой БЛА признаков – внешние управляющие радиосигналы. Требуется совершенствование возможностей средств разведки, но игра стоит свеч. И такие разработки уже ведутся. В частности по созданию комплекса НРЛС (неизлучающая радиолокационная система). Можно предположить, что это будет комплекс пассивной разведки, который обнаруживает дроны по излучаемым ими радиоэлектронным сигналам различного назначения.
 
Выявленные БЛА должны быть уничтожены в полете огневыми средствами. Но попасть в мини-аппарат массой менее трех килограммов весьма затруднительно ввиду его малозаметности. Есть некая вероятность поражения дронов снайперами и заградительным огнем стрелкового оружия при визуальной видимости. А в ночное время или в туман?
 
Достаточно эффективное противодронное средство – компактные лазерные установки типа LWS (Laser Weapon System). В них используется работающий в инфракрасном диапазоне твердотельный лазер мощностью до 30 киловатт. В низкоэнергетическом режиме он способен вывести из строя сенсоры БЛА, а в высокоэнергетическом – весь аппарат в течение нескольких секунд. После принятия на вооружение ВС РФ лазерной боевой установки «Пересвет» ее аналоги могут быть задействованы для борьбы с БЛА.
 
В 2012 году волоконный лазер немецкой компании Rheinmetall мощностью 30 киловатт уничтожил несколько беспилотников. В 2013-м система мощностью около 50 киловатт, размещенная на зенитной установке, сбивала скоростные реактивные БЛА на дальности 1,3 километра. По сообщению немецкой компании MBDA, ее лазер поражает малоразмерные БЛА на расстоянии до трех километров.
 
Несколько экзотичное, но достаточно эффективное средство борьбы с дронами – обычные сети из тонкого волокна. Разработка SkyWall 100 английской компании OpenWorks Engineering представляет собой «умный гранатомет», который выстреливает в сторону беспилотника сеть на дальность до 100 метров. С захваченным дроном она опускается на парашюте. Антидрон с «ловчей» сетью размерами 2х3 метра создан в Японии.
 
Перспективно использование дронов-«киллеров». Ведутся соответствующие разработки.
 
Оглушить и ослепить
 
Полностью разрушить интеллектуальные связи БЛА, вывести из строя всю начинку и обездвижить дрон способно радиоэлектронное оружие.
 
В основе действий БЛА лежат два алгоритма: по командам и в автономном режиме, по заложенным в бортовую память программам. В одном случае возможен перехват управления дроном, в другом – его дезориентация, приводящая к падению аппарата. Первый способ использовался для посадки в Иране стратегического дрона-разведчика США и в борьбе с ударными БЛА антиправительственных сил в Сирии.
 
В настоящее время в России уделяется особое внимание развитию переносных мобильных средств РЭБ, которые могут бороться с БЛА. Действующие образцы и информация о подобных разработках начиная с 2015 года в ограниченном формате были доступны на военно-технических выставках «Интерполитех», МАКС, «День передовых технологий правоохранительных органов», на форуме «Армия».
 
Способом борьбы с дронами может быть запуск встречного роя. Причем электронные «бойцы» должны действовать не самостоятельно, а в общей системе. Например, совместно с комплексами РЭБ типа «Красуха» и «Автобаза», эффективная дальность работы которых по малоразмерным БЛА составляет 30–50 километров и более.
 
Изучаются и другие способы противодействия. Известно, что одно из самых уязвимых мест дронов – их гироскопы, обеспечивающие устойчивость полета по траектории. Если воздействие будет совпадать с частотой резонанса этого элемента, аппарат выйдет из строя. По расчетам ученых, излучения мощностью 140 децибел (чуть громче автомобильного сигнала) вполне достаточно для поражения дрона на расстоянии до 40 метров. Такой аппарат уже создан в Южной Корее.
 
Весьма эффективны микроволновые системы, которые дистанционно формируют в электрических цепях наведенные токи. Важно то, что этот способ не требует фокусировать источник энергии на одном БЛА, а обеспечивает одновременное уничтожение всего роя.
 
Инициативные разработки появляются и у нас. Одна из них – мобильный многофункциональный комплекс противодействия БЛА «Сапсан-ПРО». Он был представлен концерном «Автоматика» на «Дне передовых технологий правоохранительных органов» в мае этого года. Комплекс представляет собой совокупность подсистем радиолокационного обнаружения и радиотехнической разведки, способных увидеть БЛА на расстоянии до 80 и 90 километров соответственно, а также радиоэлектронного подавления (до 12 км). Физическое уничтожение БЛА противника осуществляется любыми средствами ПВО по данным, поступающим от «Сапсана». Стационарный комплекс «Купол» подавляет каналы навигации, управления и телеметрии БЛА в зоне диаметром 2,7 километра. «Сапсан-ПРО» оснащен радиоэлектронным ружьем «Пищаль» аналогичного назначения.
 
Главный недостаток инициативных разработок – отсутствие системности и учета требований военных. Это сказывается на стоимости и сроках получения нужного продукта. Правильный подход предусматривает наличие подсистем разведки и поражения БЛА, объединенных управлением.
 
Периодические сообщения из Сирии о поражении БЛА антиправительственных сил дают основания полагать, что работы по созданию целостной системы противодействия дронам у нас уже ведутся и дают положительные результаты. Эффективность российских «репеллентов» признают за рубежом. По мнению специалиста Американского морского аналитического центра Самуэля Бендетта, для организации борьбы с дронами следует использовать именно российский опыт применения РЭБ. Эксперт приводит в пример отражение нападения на Хмеймим 5 января с помощью комплекса подавления GSM-связи РБ-341В «Леер-3», установленного на БЛА «Орлан-10».
 
Активизация использования БЛА придает военным операциям характер борьбы воздушных роботов, боевая работа которых в составе группы повышает результативность атак. В противодействии им значима роль оператора в погонах. Подготовку таких специалистов следует рассматривать как одну из важнейших задач Вооруженных Сил.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer