Отличительной особенностью салона стал крупный кластер техники сухопутных войск (СВ). На статической экспозиции и в специальном павильоне корпорации «Норинко» (Norinco) хозяева собрали весь спектр ВВТ для СВ. Есть все основания полагать, что «Эйршоу Чайна», прежде преимущественно авиационно-космическая выставка, постепенно становится аналогом форума «Армия», но с демонстрацией экспонатов на одной площадке.
АО «Рособоронэкспорт» и 14 головных предприятий отечественного ОПК представили на салоне информацию о 200 образцах вооружений и военной техники. Как отметил глава госкомпании Александр Михеев, работа в Чжухае дает дополнительный импульс двустороннему военно-техническому сотрудничеству, существенными вехами которого за последнее время стало приобретение Китаем зенитных ракетных систем С-400 и истребителей Су-35. «Сегодня наше стратегическое партнерство носит уникальный характер. Китай стал первым покупателем лучших в мире систем ПВО С-400 и современных самолетов Су-35. Кроме того, мы наращиваем сотрудничество в области совместных высокотехнологичных разработок. Очень рад, что любые попытки вмешательства третьих стран в отношения между нашими государствами не приводят к ожидаемому эффекту и верно воспринимаются китайской стороной как элемент недобросовестной конкуренции», – отметил Михеев.
Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов считает азиатский рынок одним из ключевых, а Китай – крупнейшим стратегическим партнером РФ в регионе: «На сотрудничество с КНР приходится более 15 процентов портфеля заказов Ростеха и Рособоронэкспорта в сфере продукции военного назначения. Мы также наращиваем сотрудничество в области совместных гражданских высокотехнологичных разработок. Например, таких, как тяжелый вертолет AHL или широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет».
Глава российской делегации на салоне, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев подчеркнул, что портфель экспортных заказов РФ на поставку продукции военного назначения (ПВН) на сегодня превышает 55 миллиардов долларов, что несколько выше, чем аналогичный показатель на тот же период прошлого года, и существенного снижения, несмотря на санкции, не ожидается. По словам главы ФСВТС, контракты с Китаем на поставки нашей ПВН оцениваются более чем в семь миллиардов долларов. Показательно, что с 2013 года его доля в общем портфеле заказов на российские ВВТ выросла с пяти до 14–15 процентов.
Важное место на региональном рынке вооружений занимают наши вертолеты. Их доля на рынке военных винтокрылых машин в регионе Юго-Восточной Азии (ЮВА) составляет 20 процентов от общего числа порядка двух тысяч единиц. По словам генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, в 2019–2020 годах зарубежным заказчикам будет поставлено более 120 боевых машин.
Среди передовых российских разработок, представленных на салоне, большим вниманием пользовалась многофункциональная многорежимная бортовая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР) «Жук-АМЭ». Она обеспечивает одновременное обнаружение, захват и сопровождение воздушных, наземных и надводных целей, распознавание их класса, типа и размера, выдачу точного целеуказания для систем управления оружием, решение целого класса навигационных задач, а также оценку метеоусловий. Станция предназначена для установки на перспективные летательные аппараты нового поколения. Корпорация «Фазотрон-НИИР» завершает изготовление первой БРЛС с АФАР «Жук-АМЭ» для истребителей типа МиГ-29 и в начале 2019 года планирует начать летные испытания радара. Многие эксплуатанты истребителей семейства МиГ-29 намерены оснастить этот самолет БРЛС с АФАР, а российские военные – поставить ее и на МиГ-35. Если наработка на отказ стандартной БРЛС составляет порядка 100–150 часов, то у «Жук-АМЭ» этот показатель увеличен до 500–600.
Роевые игры
На домашнем салоне Китай имел все возможности представить результаты воплощения стратегии развития национального ОПК. Она направлена на ускоренное продвижение в приоритетных областях для усиления геополитического потенциала и достижения доминирующих позиций на мировом рынке вооружений. Если в предыдущие годы военный экспорт для китайского ОПК традиционно находился на вторых ролях, поскольку предпочтение отдавалось удовлетворению потребностей НОАК, то в последнее десятилетие внешние рынки имеют для Пекина все большее значение.
Китай впервые продемонстрировал на салоне боевой лазерный комплекс LW-30 (Laser Weapon-30) на колесном шасси. Он разработан Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорацией CASIC (China Aerospace Science and Industry Corporation Limited) и, как отмечается в пояснительной табличке, является боевым высокоточным средством перехвата авиационных средств. Комплекс состоит из нескольких боевых машин, но на выставке демонстрировалась только одна – с боевым лазером выходной мощностью 30 киловатт. Он, как пояснили на стенде корпорации CASIC, может применяться для поражения оптико-электронных средств наведения высокоточного оружия, беспилотников, самолетов различных типов и управляемых ракет. По словам представителя корпорации, LW-30 отличается высокой точностью, дает незначительные побочные разрушения, обладает быстрой реакцией и высокой маневренностью, а также имеет разумную стоимость и высокую выживаемость на поле боя. В настоящее время идут испытания, отмечают разработчики. Никаких дополнительных характеристик корпорация не предоставляет, но признает, что это аналог российского боевого лазерного комплекса «Пересвет».
Как и на двух предыдущих салонах, в этом году в Чжухае доминировали БЛА. Однако в отличие от прошлых лет их количество возросло многократно. Беспилотники были везде и всюду. Организаторы салона даже построили специальный легкий павильон, в котором демонстрировались китайские БЛА различных типов и назначений. Для сравнения: если Российская армия за последние шесть лет получила свыше 1800 БЛА различных типов, то китайские компании примерно такое же количество беспилотных аппаратов выставили на салоне. КНР наглядно доказывает, что за минувшие годы сделан качественный рывок в развитии подобной техники. И ее характеристики непрерывно совершенствуются.
Китай первым в мире продемонстрировал концепцию роя боевых БЛА-мультикоптеров, оснащенных различными авиационными средствами поражения (АСП). Этот рой, а также тактические сценарии его применения, способные изменить характер действий сухопутных войск в ближайшей перспективе, был представлен компанией «Норинко». Предлагаемая концепция предусматривает возможность нанесения группового удара по противнику, гибкую конфигурацию роя с его расширением при необходимости, высокую выживаемость на поле боя, максимальную функциональность на основе применения различных авиационных средств поражения, поиска целей и разведки.
Рой БЛА-мультикоптеров формируется из платформ с четырьмя (типа MR40) или шестью (MR150) воздушными винтами, каждая из которых оснащена малоразмерной шарообразной гиростабилизированной оптико-электронной платформой (ГОЭС), поисково-прицельной РЛС и другим разведывательным оборудованием, а также различными АСП. Это могут быть парашютируемые суббоеприпасы, снаряды, управляемые ракеты, авиационные бомбы, гранатометы, пулеметы и другие средства поражения. БЛА-мультикоптеры оснащены многоканальной линией передачи данных и умеют действовать в сетецентрической среде. Тактические сценарии боевого применения роя БЛА-мультикоптеров предусматривают поражение бронетанковой техники и различных транспортных средств, боевых порядков противника, артиллерии, РЛС, технических позиций и складов, узлов связи, личного состава, летательных аппаратов в укрытиях, пунктов энергоснабжения. Эти аппараты с ракетами класса «воздух-воздух» также способны атаковать воздушные цели типа беспилотников, вертолетов и т. д. Рой БЛА-мультикоптеров может действовать в радиусе 30 километров, время нахождения в воздухе составляет один час. На повестке дня – оснащение аппаратов искусственным интеллектом.
Китайская промышленность уделяет повышенное внимание беспилотной и роботизированной технике. В салоне приняли участие порядка ста производителей, представивших аппараты различного назначения, многочисленные варианты полезных нагрузок, подсистем и средств логистической поддержки. Некоторые из разработок раньше были секретными. Так, China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC) представила демонстратор технологий малозаметного БЛА «Тянь Юн» («Небесный орел»), выполненный по технологии «летающее крыло». Внешне он напоминает разведывательный БЛА RQ-170 «Сентинел» производства «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), максимальная взлетная масса которого составляет три тонны. «Тянь Юн» успешно прошел ряд испытаний.
Корпорация CASC показала полноразмерный макет БЛА «Кай хун-7» («Радуга-7» или CH-7). В настоящее время он находится на этапе разработки. CH-7 также выполнен по формуле «летающее крыло», при этом фюзеляж имеет форму бриллианта. В верхней его части расположены малозаметный воздухозаборник и сопло двигателя. Отсек для полезной нагрузки размещен внизу. Максимальная взлетная масса CH-7 – 13 тонн. Он будет способен нести, помимо датчиков, системы РЭБ и управляемое вооружение, в том числе ракеты и бомбы. Первый полет «Радуги-7» обещан через два года, завершение разработки облика аппарата – к 2022-му.
Частное предприятие «Тенгоэн текнолоджи» (Tengoen Technology) впервые показало широкий спектр БЛА, включая винтокрылые, в том числе амфибию и многоцелевую платформу с нагрузкой 20 тонн.
Из жизни необитаемых
Корпорация «Норинко» продемонстрировала необитаемые наземные аппараты, в частности ННА логистической поддержки «Уор Уолф» (War Wolf) массой 800 килограммов, модернизированный «Шарп Клоу-2» (Sharp Claw II), полуторатонный многоцелевой аппарат «Кальвари» (Calvary) и шеститонный «Кинг Леопард» (King Leopard), который может быть вооружен 23-мм автоматической пушкой и ПТУР.
Компания «Юньжоу интеллидженс текнолоджи» (Yunzhou Intelligence Technology) сообщила о дальнейшей разработке собственного многоцелевого необитаемого надводного аппарата L30 массой 7,5 тонны. Новая модификация оснащена дистанционно-управляемым боевым модулем со стабилизированным вооружением. Патрульная версия L30 вооружена 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом, вариант огневой поддержки – четырьмя ракетами неустановленного типа. Аппарат успешно прошел ряд испытаний в море и поразил цели со стопроцентной точностью, как заявляет производитель.
Компания «Бейджин сифан» (Beijing Sifang) завершает определение финального облика необитаемого надводного аппарата «Сифлай-1» (Seafly 1) и намерена тестировать его модификацию, оснащенную ракетным вооружением, в 2019 году. Разработаны алгоритмы, позволяющие аппарату выполнять боевые задачи в составе роя и взаимодействовать с другими объектами.
Китай достиг заметных успехов на мировом рынке БЛА. Беспилотник «Уин лун» (Wing Loong) состоит на вооружении армий Казахстана, Пакистана, Саудовской Аравии и ОАЭ. Более 30 единиц разведывательно-ударного БЛА CH-4 были поставлены Ираку и КСА. Суммарный налет экспортированных CH-4 – 10 тысяч часов, выпущено 400 боеприпасов, заявленная точность применения вооружения – 96 процентов.
Одна из основных особенностей салонов «Эйршоу Чайна» – большой кластер сухопутной техники производства крупнейшей китайской корпорации «Норинко», как тяжелой, так и средней. Главной новинкой стал многоцелевой комплекс с управляемыми ракетами «Ред эрроу-10» (Red Arrow 10), предназначенный для поражения на поле боя как сухопутных, так и низколетящих воздушных целей. Представленная боевая машина десанта VN-10 – аналог российской БМД-2, но вместе с тем полностью ее не копирует. Китай продемонстрировал два основных боевых танка, которые активно продвигаются на экспорт, в частности VT4 и VT2B.
Одной из сухопутных новинок стало семейство многоцелевых машин с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8 «Линкс» (Lynx), которое включает в себя полный спектр техники – от нескольких видов разведывательных платформ до самоходных артиллерийских установок и минометов. «Норинко» продемонстрировала концепцию легкого моторизованного подразделения, оснащенного такими машинами.
Из артиллерии обращает на себя внимание реактивная система залпового огня (РСЗО) AR3 с новейшей управляемой ракетой калибра 750 миллиметров «Файр дрэгон-480» (Fire Dragon 480) с дальностью стрельбы до 290 киломметров. Таким образом, КНР уже продвигает на внутренний и международный рынок боеприпасы, позволяющие конвертировать РСЗО в оперативные тактические ракетные комплексы (ОТРК).
Украинский запал
Китай активно развивает сотрудничество с Украиной в авиадвигателестроении. «Мотор Сич» и консорциум «Скайрайзон авиэйшн» (Skyrizon Aviation) представили проект завода по производству силовых установок, в том числе АИ-322Ф для учебно-тренировочного самолета L-15 «Хунду» (Hongdu), Д-436-148ФМ для Ан-158 и Ан-178, МС-500В-С для самолетов L-410 и ТВ3-117ВМА-СБМ1В для транспортных вертолетов типа Ми-8МСБ. По словам представителя консорциума, предприятие, обозначенное в документах как двигателестроительная промышленная база «Скайрайзон авиэйшн», будет расположено около Лянцзяна в автономной провинции Гуанси. Площадь завода составит пять квадратных километров, в него предполагается вложить около 20 миллиардов юаней (2,8 млрд долл.). Первый этап строительства был завершен в конце 2017 года, ввод в эксплуатацию всего предприятия намечен на 2020-й. Предполагается, что завод будет ежегодно выпускать до тысячи авиационных и газотурбинных двигателей, военных и гражданских.
Китай и Украина активно сотрудничают в научно-технической сфере. «С мая 2016 года «Скайрайзон авиэйшн» отправляет китайских студентов на стажировку в Харьковский авиационный институт и Запорожский национальный технологический университет набираться опыта», – сообщил представитель корпорации. Совместно с компанией «Мотор Сич» был разработан новый авиадвигатель (предположительно МС-500В-С). Ряд украинских двигателистов прошли практику в компании «Скайрайзон авиэйшн».
В сентябре 2017 года установка ТВ3-117 успешно испытана на тестовом полигоне «Скайрайзон авиэйшн». Тогда же стороны подписали контракт на лицензионное производство и техобслуживание ТВ3-117ВМА-СБМ1В и дополнительное соглашение на разработку двигателя МС-500. Однако в перечне продукции предприятия на данный момент отсутствуют ТВД семейства Д-136, которые, как ожидается, будут устанавливаться на тяжелый вертолет AHL (Advanced Heavy Lift) совместной российско-китайской разработки. С учетом структуры коммерческой и военно-транспортной авиации Китая можно предположить, что упомянутый завод будет производить двигатели типа ТВ3-117 для вертолетов Ми-8.
АО «Рособоронэкспорт» и 14 головных предприятий отечественного ОПК представили на салоне информацию о 200 образцах вооружений и военной техники. Как отметил глава госкомпании Александр Михеев, работа в Чжухае дает дополнительный импульс двустороннему военно-техническому сотрудничеству, существенными вехами которого за последнее время стало приобретение Китаем зенитных ракетных систем С-400 и истребителей Су-35. «Сегодня наше стратегическое партнерство носит уникальный характер. Китай стал первым покупателем лучших в мире систем ПВО С-400 и современных самолетов Су-35. Кроме того, мы наращиваем сотрудничество в области совместных высокотехнологичных разработок. Очень рад, что любые попытки вмешательства третьих стран в отношения между нашими государствами не приводят к ожидаемому эффекту и верно воспринимаются китайской стороной как элемент недобросовестной конкуренции», – отметил Михеев.
Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов считает азиатский рынок одним из ключевых, а Китай – крупнейшим стратегическим партнером РФ в регионе: «На сотрудничество с КНР приходится более 15 процентов портфеля заказов Ростеха и Рособоронэкспорта в сфере продукции военного назначения. Мы также наращиваем сотрудничество в области совместных гражданских высокотехнологичных разработок. Например, таких, как тяжелый вертолет AHL или широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет».
Глава российской делегации на салоне, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев подчеркнул, что портфель экспортных заказов РФ на поставку продукции военного назначения (ПВН) на сегодня превышает 55 миллиардов долларов, что несколько выше, чем аналогичный показатель на тот же период прошлого года, и существенного снижения, несмотря на санкции, не ожидается. По словам главы ФСВТС, контракты с Китаем на поставки нашей ПВН оцениваются более чем в семь миллиардов долларов. Показательно, что с 2013 года его доля в общем портфеле заказов на российские ВВТ выросла с пяти до 14–15 процентов.
Важное место на региональном рынке вооружений занимают наши вертолеты. Их доля на рынке военных винтокрылых машин в регионе Юго-Восточной Азии (ЮВА) составляет 20 процентов от общего числа порядка двух тысяч единиц. По словам генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, в 2019–2020 годах зарубежным заказчикам будет поставлено более 120 боевых машин.
Среди передовых российских разработок, представленных на салоне, большим вниманием пользовалась многофункциональная многорежимная бортовая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР) «Жук-АМЭ». Она обеспечивает одновременное обнаружение, захват и сопровождение воздушных, наземных и надводных целей, распознавание их класса, типа и размера, выдачу точного целеуказания для систем управления оружием, решение целого класса навигационных задач, а также оценку метеоусловий. Станция предназначена для установки на перспективные летательные аппараты нового поколения. Корпорация «Фазотрон-НИИР» завершает изготовление первой БРЛС с АФАР «Жук-АМЭ» для истребителей типа МиГ-29 и в начале 2019 года планирует начать летные испытания радара. Многие эксплуатанты истребителей семейства МиГ-29 намерены оснастить этот самолет БРЛС с АФАР, а российские военные – поставить ее и на МиГ-35. Если наработка на отказ стандартной БРЛС составляет порядка 100–150 часов, то у «Жук-АМЭ» этот показатель увеличен до 500–600.
Роевые игры
На домашнем салоне Китай имел все возможности представить результаты воплощения стратегии развития национального ОПК. Она направлена на ускоренное продвижение в приоритетных областях для усиления геополитического потенциала и достижения доминирующих позиций на мировом рынке вооружений. Если в предыдущие годы военный экспорт для китайского ОПК традиционно находился на вторых ролях, поскольку предпочтение отдавалось удовлетворению потребностей НОАК, то в последнее десятилетие внешние рынки имеют для Пекина все большее значение.
Китай впервые продемонстрировал на салоне боевой лазерный комплекс LW-30 (Laser Weapon-30) на колесном шасси. Он разработан Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорацией CASIC (China Aerospace Science and Industry Corporation Limited) и, как отмечается в пояснительной табличке, является боевым высокоточным средством перехвата авиационных средств. Комплекс состоит из нескольких боевых машин, но на выставке демонстрировалась только одна – с боевым лазером выходной мощностью 30 киловатт. Он, как пояснили на стенде корпорации CASIC, может применяться для поражения оптико-электронных средств наведения высокоточного оружия, беспилотников, самолетов различных типов и управляемых ракет. По словам представителя корпорации, LW-30 отличается высокой точностью, дает незначительные побочные разрушения, обладает быстрой реакцией и высокой маневренностью, а также имеет разумную стоимость и высокую выживаемость на поле боя. В настоящее время идут испытания, отмечают разработчики. Никаких дополнительных характеристик корпорация не предоставляет, но признает, что это аналог российского боевого лазерного комплекса «Пересвет».
Как и на двух предыдущих салонах, в этом году в Чжухае доминировали БЛА. Однако в отличие от прошлых лет их количество возросло многократно. Беспилотники были везде и всюду. Организаторы салона даже построили специальный легкий павильон, в котором демонстрировались китайские БЛА различных типов и назначений. Для сравнения: если Российская армия за последние шесть лет получила свыше 1800 БЛА различных типов, то китайские компании примерно такое же количество беспилотных аппаратов выставили на салоне. КНР наглядно доказывает, что за минувшие годы сделан качественный рывок в развитии подобной техники. И ее характеристики непрерывно совершенствуются.
Китай первым в мире продемонстрировал концепцию роя боевых БЛА-мультикоптеров, оснащенных различными авиационными средствами поражения (АСП). Этот рой, а также тактические сценарии его применения, способные изменить характер действий сухопутных войск в ближайшей перспективе, был представлен компанией «Норинко». Предлагаемая концепция предусматривает возможность нанесения группового удара по противнику, гибкую конфигурацию роя с его расширением при необходимости, высокую выживаемость на поле боя, максимальную функциональность на основе применения различных авиационных средств поражения, поиска целей и разведки.
Рой БЛА-мультикоптеров формируется из платформ с четырьмя (типа MR40) или шестью (MR150) воздушными винтами, каждая из которых оснащена малоразмерной шарообразной гиростабилизированной оптико-электронной платформой (ГОЭС), поисково-прицельной РЛС и другим разведывательным оборудованием, а также различными АСП. Это могут быть парашютируемые суббоеприпасы, снаряды, управляемые ракеты, авиационные бомбы, гранатометы, пулеметы и другие средства поражения. БЛА-мультикоптеры оснащены многоканальной линией передачи данных и умеют действовать в сетецентрической среде. Тактические сценарии боевого применения роя БЛА-мультикоптеров предусматривают поражение бронетанковой техники и различных транспортных средств, боевых порядков противника, артиллерии, РЛС, технических позиций и складов, узлов связи, личного состава, летательных аппаратов в укрытиях, пунктов энергоснабжения. Эти аппараты с ракетами класса «воздух-воздух» также способны атаковать воздушные цели типа беспилотников, вертолетов и т. д. Рой БЛА-мультикоптеров может действовать в радиусе 30 километров, время нахождения в воздухе составляет один час. На повестке дня – оснащение аппаратов искусственным интеллектом.
Китайская промышленность уделяет повышенное внимание беспилотной и роботизированной технике. В салоне приняли участие порядка ста производителей, представивших аппараты различного назначения, многочисленные варианты полезных нагрузок, подсистем и средств логистической поддержки. Некоторые из разработок раньше были секретными. Так, China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC) представила демонстратор технологий малозаметного БЛА «Тянь Юн» («Небесный орел»), выполненный по технологии «летающее крыло». Внешне он напоминает разведывательный БЛА RQ-170 «Сентинел» производства «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), максимальная взлетная масса которого составляет три тонны. «Тянь Юн» успешно прошел ряд испытаний.
Корпорация CASC показала полноразмерный макет БЛА «Кай хун-7» («Радуга-7» или CH-7). В настоящее время он находится на этапе разработки. CH-7 также выполнен по формуле «летающее крыло», при этом фюзеляж имеет форму бриллианта. В верхней его части расположены малозаметный воздухозаборник и сопло двигателя. Отсек для полезной нагрузки размещен внизу. Максимальная взлетная масса CH-7 – 13 тонн. Он будет способен нести, помимо датчиков, системы РЭБ и управляемое вооружение, в том числе ракеты и бомбы. Первый полет «Радуги-7» обещан через два года, завершение разработки облика аппарата – к 2022-му.
Частное предприятие «Тенгоэн текнолоджи» (Tengoen Technology) впервые показало широкий спектр БЛА, включая винтокрылые, в том числе амфибию и многоцелевую платформу с нагрузкой 20 тонн.
Из жизни необитаемых
Корпорация «Норинко» продемонстрировала необитаемые наземные аппараты, в частности ННА логистической поддержки «Уор Уолф» (War Wolf) массой 800 килограммов, модернизированный «Шарп Клоу-2» (Sharp Claw II), полуторатонный многоцелевой аппарат «Кальвари» (Calvary) и шеститонный «Кинг Леопард» (King Leopard), который может быть вооружен 23-мм автоматической пушкой и ПТУР.
Компания «Юньжоу интеллидженс текнолоджи» (Yunzhou Intelligence Technology) сообщила о дальнейшей разработке собственного многоцелевого необитаемого надводного аппарата L30 массой 7,5 тонны. Новая модификация оснащена дистанционно-управляемым боевым модулем со стабилизированным вооружением. Патрульная версия L30 вооружена 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом, вариант огневой поддержки – четырьмя ракетами неустановленного типа. Аппарат успешно прошел ряд испытаний в море и поразил цели со стопроцентной точностью, как заявляет производитель.
Компания «Бейджин сифан» (Beijing Sifang) завершает определение финального облика необитаемого надводного аппарата «Сифлай-1» (Seafly 1) и намерена тестировать его модификацию, оснащенную ракетным вооружением, в 2019 году. Разработаны алгоритмы, позволяющие аппарату выполнять боевые задачи в составе роя и взаимодействовать с другими объектами.
Китай достиг заметных успехов на мировом рынке БЛА. Беспилотник «Уин лун» (Wing Loong) состоит на вооружении армий Казахстана, Пакистана, Саудовской Аравии и ОАЭ. Более 30 единиц разведывательно-ударного БЛА CH-4 были поставлены Ираку и КСА. Суммарный налет экспортированных CH-4 – 10 тысяч часов, выпущено 400 боеприпасов, заявленная точность применения вооружения – 96 процентов.
Одна из основных особенностей салонов «Эйршоу Чайна» – большой кластер сухопутной техники производства крупнейшей китайской корпорации «Норинко», как тяжелой, так и средней. Главной новинкой стал многоцелевой комплекс с управляемыми ракетами «Ред эрроу-10» (Red Arrow 10), предназначенный для поражения на поле боя как сухопутных, так и низколетящих воздушных целей. Представленная боевая машина десанта VN-10 – аналог российской БМД-2, но вместе с тем полностью ее не копирует. Китай продемонстрировал два основных боевых танка, которые активно продвигаются на экспорт, в частности VT4 и VT2B.
Одной из сухопутных новинок стало семейство многоцелевых машин с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8 «Линкс» (Lynx), которое включает в себя полный спектр техники – от нескольких видов разведывательных платформ до самоходных артиллерийских установок и минометов. «Норинко» продемонстрировала концепцию легкого моторизованного подразделения, оснащенного такими машинами.
Из артиллерии обращает на себя внимание реактивная система залпового огня (РСЗО) AR3 с новейшей управляемой ракетой калибра 750 миллиметров «Файр дрэгон-480» (Fire Dragon 480) с дальностью стрельбы до 290 киломметров. Таким образом, КНР уже продвигает на внутренний и международный рынок боеприпасы, позволяющие конвертировать РСЗО в оперативные тактические ракетные комплексы (ОТРК).
Украинский запал
Китай активно развивает сотрудничество с Украиной в авиадвигателестроении. «Мотор Сич» и консорциум «Скайрайзон авиэйшн» (Skyrizon Aviation) представили проект завода по производству силовых установок, в том числе АИ-322Ф для учебно-тренировочного самолета L-15 «Хунду» (Hongdu), Д-436-148ФМ для Ан-158 и Ан-178, МС-500В-С для самолетов L-410 и ТВ3-117ВМА-СБМ1В для транспортных вертолетов типа Ми-8МСБ. По словам представителя консорциума, предприятие, обозначенное в документах как двигателестроительная промышленная база «Скайрайзон авиэйшн», будет расположено около Лянцзяна в автономной провинции Гуанси. Площадь завода составит пять квадратных километров, в него предполагается вложить около 20 миллиардов юаней (2,8 млрд долл.). Первый этап строительства был завершен в конце 2017 года, ввод в эксплуатацию всего предприятия намечен на 2020-й. Предполагается, что завод будет ежегодно выпускать до тысячи авиационных и газотурбинных двигателей, военных и гражданских.
Китай и Украина активно сотрудничают в научно-технической сфере. «С мая 2016 года «Скайрайзон авиэйшн» отправляет китайских студентов на стажировку в Харьковский авиационный институт и Запорожский национальный технологический университет набираться опыта», – сообщил представитель корпорации. Совместно с компанией «Мотор Сич» был разработан новый авиадвигатель (предположительно МС-500В-С). Ряд украинских двигателистов прошли практику в компании «Скайрайзон авиэйшн».
В сентябре 2017 года установка ТВ3-117 успешно испытана на тестовом полигоне «Скайрайзон авиэйшн». Тогда же стороны подписали контракт на лицензионное производство и техобслуживание ТВ3-117ВМА-СБМ1В и дополнительное соглашение на разработку двигателя МС-500. Однако в перечне продукции предприятия на данный момент отсутствуют ТВД семейства Д-136, которые, как ожидается, будут устанавливаться на тяжелый вертолет AHL (Advanced Heavy Lift) совместной российско-китайской разработки. С учетом структуры коммерческой и военно-транспортной авиации Китая можно предположить, что упомянутый завод будет производить двигатели типа ТВ3-117 для вертолетов Ми-8.