Минобороны разрабатывает тактику противодействия массированному налету беспилотников, сообщили «Известиям» в военном ведомстве. Впервые она была апробирована во время учений Черноморского флота возле берегов Крыма в октябре этого года. Сценарий учений писался с учетом сирийского опыта. Во время тренировок подразделения БПЛА имитировали групповые удары по флотским объектам, а силы флота учились отражать нападение.
Командование положительно оценило этот опыт и приняло решение развивать программы боевой подготовки в этом направлении. Уже в следующем году новый элемент будет добавлен в программы всех крупных учений.
При обороне объектов задействуют разнородные средства ПВО и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), корабли и авиацию. Они управляются из единого центра в режиме реального времени. Командиры соединений учатся вовремя оценивать угрозу и координировать разнородные силы и средства для уничтожения дронов.
Практику во время тренировок получили и операторы БПЛА, которые учились группами прорывать эшелонированную ПВО полуострова.
— Объединение информации от радиотехнической разведки, радиолокационной разведки, обмен между различными потребителями укладывается в концепцию сетецентрических войн, — пояснил «Известиям» военный эксперт Дмитрий Корнев. — По сути, отрабатывалась технология войн будущего, предполагающих создание единого межвидового информационного пространства. Предполагаю, что в учениях принимали участие части радиотехнической разведки, развернутые в Крыму в 2014 году, и, судя по всему, они работали в единой системе.
Групповые налеты беспилотников — новая тактика террористов. Расчет делается на то, что средства разведки и ПВО просто не успеют отследить и уничтожить все цели, и хоть один аппарат прорвется и нанесет удар. Даже одна бомба, сброшенная с единственного прорвавшегося через ПВО дрона, может «окупить» все предприятие. Террористы уже научились (вернее, их научили) собирать беспилотники чуть ли не в гаражах из купленных на интернет-аукционах комплектующих, так что стоимость таких аппаратов относительно невелика. Ущерб же в случае попадания бомбы в самолет или склад боеприпасов может исчисляться миллионами долларов. Не говоря уже о том, какому риску подвергаются жизни военнослужащих.
Впервые в истории тактика массовой атаки дронов была применена против российской армии. В начале января этого года боевики направили более десятка БПЛА на российские базы Хмеймим и Тартус в Сирии. Как сообщили позднее в Минобороны, аппараты были частично уничтожены российскими средствами ПВО, частично перехвачены средствами радиоэлектронной борьбы. Впоследствии террористы неоднократно делали безуспешные попытки прорвать российскую оборону на базах. 25 октября российский МИД подтвердил данные Минобороны о том, что за январской атакой стояли американские военные, а пресс-секретарь главы президента Дмитрий Песков сообщил, что этот вопрос будет обсуждаться 11 ноября в ходе встречи на высшем уровне.
Ранее «Известия» писали, что в программу боевой подготовки Сухопутных войск, ВДВ и морской пехоты вошли также упражнения контрольных стрельб по поражению беспилотных аппаратов из штатного оружия — пулеметов, винтовок, пушек танков и БМП. Впервые эта система обучения была отработана на стратегических учениях «Восток-2018» в сентябре.