Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Стращай, оружие: что показали в Чжухае


12 ноября 2018 года Александр Ермаков, Известия


Завершающаяся выставка Airshow China – 2018, проходящая в Чжухае, оказалась богата на интересные, необычные, а местами и эксцентричные новинки. «Известия» постарались собрать для читателей в один виртуальный павильон главные экспонаты.

Airshow China — главная военная выставка Китая, на которой активно представляется не только авиационная, но и сухопутная техника. Проходит она с 1996 года по четным годам в городе Чжухай, специальной экономической зоне, расположеной неподалеку от Макао и Гонконга.

Главной премьерой для России на Airshow China стала демонстрация полноразмерного макета салона перспективного пассажирского лайнера CR929, создаваемого совместного с Китаем. Ранее известный под тяжеловесной аббревиатурой ШФДМС (широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет) проект стартовал в 2014 году и этим летом прошел стадию согласования первоначального облика, до конца следующего года должно быть завершено эскизное проектирование.

Для России CR929 — это возможность завершить основную линейку пассажирских самолетов, в которой уже есть ближнемагистральный Superjet 100 и скоро должен встать на линии среднемагистральный МС-21. Большим подспорьем является наличие готового крупного рынка в виде авиакомпаний Китая и близких к нему стран — не секрет, что создавая в целом хорошие пассажирские самолеты, Россия традиционно испытывает проблемы с продажей их куда-то, кроме Аэрофлота и субсидируемых государством авиакомпаний, так как мировой рынок прочно поделен между Boeing и Airbus.

В случае с Superjet надо было до недавнего времени добавлять «или между Embraer и Bombardier», но американский и европейский гиганты исправили это, поглотив специализирующихся на региональниках бразильцев и канадцев.

Для Китая — возможность с помощью российской инженерной школы создать пассажирский самолет, который будет соответствовать мировым стандартам качества. У самостоятельных разработок Поднебесной с этим проблемы, по крайней мере, у регионального ARJ21, который, хотя и давно прошел испытания и имеет теоретически большой портфель заказов, выпускается в единичных экземплярах. Условный китайский одноклассник МС-21 — C919 — проходит сейчас испытания параллельно с российским аналогом.

На выставке был показан макет, демонстрирующий концептуальную компоновку рабочих мест экипажа, а также трех классов. Комфорт экономкласса подается как одно из преимуществ проекта. Первый полет планируется до конца 2022 года, выход на линии в 2025–2027 годах. Производиться самолет будет совместно: из основного стоит отметить производство крыла в России, фюзеляжа, окончательную сборку в Китае и двигатели, закупаемые на первом этапе на Западе.

К другим свежим примерам сотрудничества России и Китая, которое сосредоточено в основном, конечно, в военной области, стоит отнести заключение контракта на 20 легких вертолетов «Ансат» для Ассоциации медицины катастроф Китая.

Верткий дракон

В рамках летной программы выступали китайские пилотажные группы, в частности гости МАКСа — главная группа ВВС НОАК «Первое августа», но «украли» летную программу любимые детища китайского авиапрома: истребители национальной разработки J-10 и J-20, четвертого и пятого поколения соответственно. Примечательно, что истребители семейства J-11/16, прямые потомки Су-27, на выставке вживую не показали.

Особо впечатляющую программу выдал одиночный J-10, участвующий в испытаниях оснащенного соплом с управляемым вектором тяги (УВТ) собственного двигателя WS-10. Китаец исполнил фигуры, традиционные для более тяговооруженных двухдвигательных российских «Сухих»: «кобру Пугачева» и управляемый плоский «штопор». Серийные «пиратские копии» Су-27 уже полностью перешли на WS-10 (на перспективных модификациях стоит ожидать оснащения их двигателями с УВТ), а однодвигательный и, как следствие, более требовательный к надежности начал оснащаться им только недавно. Таким образом, в ближайшее время зависимость китайцев от российских двигателей еще более снизится.

Пилотаж J-20 не был столь шокирующим, хотя была показана неплохая динамика и углы атаки. Подобно российскому собрату — Су-57, китайский истребитель пятого поколения сейчас ожидает доведения до ума двигателей «второго этапа», которые должны обеспечить заданные характеристики. Однако в отличие от России Китай уже ведет мелкосерийное производство и поставки J-20 в ВВС, для начала освоения летным и наземным персоналом выпущено не менее 30 штук.

«Стелс», но маленький

Если будущее истребительной авиации Китая связано с J-20, то бомбардировочной — с перспективным бомбардировщиком H-20. Долгое время он носил полумифический статус, только недавно его индекс был подтвержден официально.

Его презентация в том или ином виде пока ожидается в следующем году по случаю юбилея: 70 лет КНР и, как следствие, — ВВС НОАК. Но таинственный макет «летающего крыла» на стенде китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASC) пробудил надежды, что в этом году покажут хотя бы аутентичный макет. Однако когда покровы были сорваны, оказалось, что это очередной беспилотник-«невидимка», представленный под индексом CH-7.

Однако машина далеко не рядовая. Судя по виду, характеристикам и позиционированию, это творчество по мотивам программы создания малозаметного разведывательно-ударного БПЛА по программе UCLASS, которая должна была дать американскому флоту, вероятно, наиболее продвинутый современный беспилотник.

С ней прямо ассоциируется проходивший испытания на авианосцах прототип – демонстратор технологий Northrop Grumman X-47B, но в китайском макете угадывается не только он, но и оставшийся в проекте Sea Ghost фирмы Lockheed Martin. США в начале 2016 года резко изменили условия конкурса и фактически значительно их упростили, сведя задачи для БПЛА в первую очередь к заправке в воздухе истребителей. Китайцы же, похоже, планируют реализацию задумки в первоначальном виде, причем, судя по видеороликам, в перспективе и в палубном варианте.

До постановки на вооружение CH-7 явно еще далеко, но в реализуемости проекта сомневаться не приходится: китайские успехи в области беспилотников не перестают удивлять. Достаточно сказать, что их ударные БПЛА стали вторыми в мире, которые получили боевое крещение (в составе ВВС Ирака в ходе боев с ИГИЛ, запрещенной в РФ организацией). Кроме того, прототипы БПЛА схемы «летающее крыло» отрабатываются китайскими инженерами уже давно.

Беспилотный соглядатай

Другим примером новаторства в БПЛА-строении стал представленный на выставке уже в статусе проходящего летные испытания JY-300. В профильной прессе его называли ни много ни мало первым в мире беспилотником дальнего радиолокационного обнаружения. Отчасти это преувеличение — радары в подвесных контейнерах несут и американские Reaper, да и дальним обнаружение вряд ли является, т.к. ограничение по массе и энергообеспечению не позволит разместить мощный радар. Но сам по себе БПЛА, способный осуществлять длительное (для такой размерности сутки в воздухе — не предел) радиолокационное наблюдение над заданным районом с помощью встроенной станции, разумеется, полезен.

Вообще, беспилотников на выставке было представлено великое множество: бесчисленные мультикоптеры, в том числе и вооруженные, мини-вертолеты с ПТРК или патрульные, конвертопланы, беспилотные наземные тачанки и даже переделанные в транспортные беспилотники легкие самолеты. Всех их перечислять при общем обзоре не имело бы смысла, да и большинство из них канет в Лету, не сумев заинтересовать покупателя.

Колесница Марса

Не воздушной техникой единой. Большое внимание привлек экспонат, который сразу окрестили китайской боевой машиной поддержки танков — созданную на базе устаревшего танка Type 59 машину под индексом QN-506. Однако названная создателями «новым королем сухопутной войны» машина оказалась куда большим чем просто старым танком оснащенным боевым модулем от БМП.

Машина вооружена буквально до надгусеничных полок — 30-миллиметровая пушка, 7,62-миллиметровый пулемет, 4 ПТУР QN-502, 20 управляемых ракет калибра 70 мм, четыре дрона-камикадзе S570 за башней, противопехотные направленные «картечницы» над гусеницами с дальностью гарантированного поражения около 5 м (sic!) и мультикоптер для разведки. При этом заявлено, что масса составляет около 30 т, что на 5–6 т меньше, чем оригинальный танк, то есть резерв для усиления бронирования заложен изначально.

Хотя перспективы подобной эксцентричной боевой машины неясны, простор инженерной фантазии впечатляет, и тут китайцев никто не может упрекнуть в слепом копировании. Скорее можно упрекнуть в нерациональности увешивания устаревшего танка такой горой современного высокоточного вооружения, но не исключено, что выбор шасси тут был обусловлен в первую очередь тем, что создатель — фирма, специализирующаяся на производстве тепловизоров, просто раздобыла для демонстрации концепции платформу подешевле.

Ложный ЗРК

Еще одной машиной, которая оказалась совсем не тем, чем кажется, стал ракетный комплекс WS-600L. По внешнему виду он однозначно напоминал очередной клон-потомок С-300, но оказалось, что внутри контейнеров не зенитные, а оперативно-тактические ракеты, возможно, с радиолокационными ГСН, обеспечивающими возможность поражения морских целей.

Противокорабельный «Искандер»

В отличие от предыдущей ракеты, CM-401 ориентируется в первую очередь на поражение морских целей и явно оснащена радиолокационной ГСН. Самоходная пусковая установка несет две ракеты с дальностью, заявленной из соображений режима контроля за ракетными технологиями, в 290 км, но реально, вероятно, несколько большей.

Подобная баллистическая цель является сложной для перехвата современными корабельными средствами ПВО, и если китайцам удастся довести ее до ума, в первую очередь, в области помехозащищенности ГСН, то они получат грозное средство береговой обороны. В целом, учитывая политическую обстановку, эта тема актуальна для Китая, так, для примера, уже параллельно идет оперативное развертывание береговых комплексов с сверхзвуковыми тяжелыми ПКР YJ-12 с дальностью около 500 км.

С корабля на бал

Одной из систем, привлекших большое внимание еще до начала выставки, стала 76-миллиметровая автоматическая артиллерийская установка JRVG-1. Немудрено — трудно не заметить корабельную артустановку, размещенную на пятиосном шасси.

Вероятно, в первую очередь это средство ПВО, но подобно корабельным предкам, она пригодна для поражения широкого спектра целей. Судя по всему, это также инициативная разработка, призванная заинтересовать заказчика, но с крупнокалиберными ЗСУ китайцы экспериментируют давно, и интерес к теме, вероятно, серьезный.

Заканчивая на более мирной ноте, хотелось бы отметить космическую экспозицию, центром которой был макет базового модуля планируемой к строительству китайской национальной орбитальной станции. Запуск явно напоминающего «Салюты» и «Мир» «Тяньхэ» планируется в 2020 году.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer