Семь аэропортовых ФКП созданы в 2007 году на базе 81 аэропорта и посадочной площадки (ПП). Дефицит доходов ФКП покрывают субсидии Росавиации, в 2017 году они составили 3,3 млрд руб., из них на четыре ФКП в ДФО с 59 аэропортами и 15 ПП ушло 2,5 млрд руб., на том же уровне поддержка сохранится в 2018–2020 годах. “Ъ” подробно рассказывал о проблемах малых аэропортов 28 сентября, одна из них — высокие расходы при малом пассажиропотоке, что приводит к росту сборов.
В Минтрансе 3 октября прошло совещание, на котором обсуждалась возможность обнуления сборов за аэропортовое обслуживание для семи ФКП, объединяющих малые аэропорты в удаленных районах. По словам источников “Ъ”, с инициативой выступило Минвостокразвития. «В рамках ряда поручений (в том числе президента) по развитию аэропортов Дальнего Востока сейчас рассматриваются варианты привлечения перевозчиков в удаленные регионы»,— пояснил один из собеседников “Ъ”. Идею, по его словам, поддержала и авиакомпания АЛРОСА.
В Минтрансе “Ъ” подтвердили обсуждение вопроса, в Минвостокразвития добавили, что позиция «пока формируется», в Минэкономики с идеей не знакомы. В Минфине на запрос “Ъ” не ответили, в Росавиации отказались от комментариев.
Различные меры поддержки региональной авиации власти обсуждают с конца 2017 года. Наряду с выделением около 90 млрд руб. на модернизацию 60 региональных аэропортов Минтранс, Минфин и Минэкономики до конца года подготовят законопроект об обнулении НДС на межрегиональные рейсы в обход Москвы. С 1 октября правительство обнулило НДС на полеты в ДФО и обратно.
Источник “Ъ” в одном из ведомств считает, что «экономический эффект от обнуления сборов не оправдывает риски», ФКП могут столкнуться с дефицитом. Выпадающие доходы он оценил в 2,1 млрд руб., а субсидии четырем наиболее крупным ФКП на Дальнем Востоке могут вырасти до 4,6 млрд руб. Если бюджет станет единственным источником средств для ФКП, то аэропорты не найдут средства для покрытия растущих издержек (тарифы ЖКХ, индексация зарплат), считает собеседник “Ъ”. «При обнулении собственных доходов ФКП будет сложнее привлекать авиакомпании и наращивать пассажиропоток»,— считает он.
Но вице-премьер Республики Коми Николай Герасимов считает, что тема «актуальна». «Это следует распространить для повышения доступности авиации не только на регионы, где аэропорты входят в ФКП, но и на другие северные территории, в том числе на Коми, где аэропортовый комплекс принадлежит республике»,— отметил он. Идею поддержали и в АК АЛРОСА. Гендиректор компании Андрей Гулов считает, что «с большой степенью вероятности она могла бы привести к снижению тарифов на перевозку или к сохранению их на прежнем уровне». Долю аэропортовых сборов в цене билета он оценил в 25–30%.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что задача государства — обеспечить приемлемый уровень тарифа и компенсировать недостающие средства для поддержания аэродрома, а не вводить льготы. По его мнению, нужно снизить требования как к аэропортам, так и к работающей там малой авиации, упростив правила сертификации, что снизит издержки.