Как рассказал "Российской газете" заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, принять подобные поправки рекомендовал Комитет Госдумы по транспорту и строительству.
"Зачастую случается так, что человек покупает недорогие невозвратные билеты на самолет, но перед поездкой заболевает кто-то из близких, и приходится остаться дома. Сейчас в такой ситуации вы не сможете вернуть билет и получить назад деньги", - напоминает Анатолий Выборный.
Но с принятием законопроекта, уточняющего условия возврата авиабилетов, купленных в компаниях-лоукостерах, в случае болезни близкого родственника от билета можно будет отказаться с компенсацией его стоимости. Сейчас существует несколько оснований, по которым авиаперевозчик должен компенсировать пассажирам стоимость билетов. Например, если человек не может улететь из-за болезни своего родственника, который тоже имеет билет на данный рейс.
Тогда при наличии медицинских справок стоимость неиспользованных билетов авиаперевозчик должен будет компенсировать. Или если у пассажира случается несчастье: умирает кто-то из родственников. И если авиакомпания-лоукостер сама задержала рейс более чем на четыре часа.
Если с пассажиром произошло нечто подобное, необходимо действовать по следующей схеме. Первое: предупредите перевозчика через колл-центр или по электронной почте, что вынуждены отказаться от поездки, сообщив причину.
Второе: документы, подтверждающие причину отказа, должны быть направлены перевозчику по почте заказным письмом в течение 90 дней с момента отказа. Уточните у перевозчика состав документов: среди них, скорее всего, будут копии документов, удостоверяющих личность, маршрутные квитанции и чеки за билеты, больничный лист (или нотариально заверенная копия), а также копии документов, подтверждающих родство.
Третье: срок возврата пассажиру денежных средств составляет 30 дней с момента получения авиакомпанией соответствующего запроса.
По мнению главного редактора портала "Авиа.ру" Романа Гусарова, инициатива с расширением возможностей возврата невозвратных билетов может привести к их подорожанию.
"Когда авиаперевозчик продает вам билет по минимальной стоимости, он уже практически полностью уверен, что полученные деньги останутся у него, - рассуждает Гусаров. - Ну да, бывают форс-мажоры с болезнью, смертью, но это все-таки исключение из правил. И человек, когда он бронирует невозвратный билет, должен осознавать, что рискует в случае опять же форс-мажора потерять деньги. Но это выбор пассажира. Он вполне может подстраховаться и купить дороже, но возвратный билет. Если поправки в Воздушный кодекс примут, думаю, что невозвратные билеты перестанут быть дешевыми. Перевозчики просто заложат в их стоимость свои риски".
Гусаров также считает, что противоречивой выглядит и еще одна рассматриваемая сейчас в стенах парламента инициатива - о запрете видеосъемок на бортах самолетов.
"Только недавно принят закон о "черных списках" авиадебоширов. Но как же он будет работать, если невозможно станет добыть доказательства того, что человек на борту ведет себя некорректно или агрессивно? Ведь именно видеозаписи являются доказательством нарушений гражданами общественного порядка", - говорит Гусаров.
По данному законопроекту у Аэрофлота отрицательная позиция - предлагаемые изменения нарушают баланс интересов авиаперевозчиков и пассажиров и нуждается в существенной доработке.
Новая формулировка п.2 ст.108 ВзК РФ подразумевает, что любое заболевание, в том числе хроническое, у любого из близких родственников, независимо от возраста, места проживания и наличия лиц, осуществляющих фактический уход за ним, а также вида лечения (стационарное или амбулаторное), будет обязывать авиакомпании производить пассажиру полный возврат стоимости авиабилетов. В результате даже болезнь родственника, проживающего в другом городе, станет основанием для возврата авиабилета.
При этом законопроектом не регламентирована процедура документального подтверждения указанных обстоятельств, не предусмотрены требования к содержанию медицинских документов.
Также законопроект в текущей редакции будет иметь экономические последствия:
1. Согласно действующей редакции ВзК РФ пассажир может уведомить перевозчика до окончания регистрации (за 40 минут до вылета). В случае отказа пассажира от полета непосредственно до окончания регистрации перевозчик не сможет заполнить высвободившуюся провозную емкость и получить ожидаемый доход. При этом постоянно расширяются возможности изготовления поддельных медицинских документов, которые по форме могут быть полностью идентичные оригинальным и беспрепятственно приобретаться через Интернет. Тем самым, законопроектом создаются реальные предпосылки для обмана и мошенничества со стороны отдельных категорий недобросовестных пассажиров. В результате авиакомпаниям придется либо массово производить возврат по указанным основаниям без надлежащей проверки медицинских документов, либо расширять штат работников для выяснения законности их получения.
2. Изначально введение доступных для населения невозвратных тарифов было обусловлено снижением стоимости авиабилетов за счет прогнозируемости загрузки рейсов. Введение дополнительных оснований для возврата авиабилетов неизбежно приведет к потерям доходов авиакомпаний, которые будут вынуждены сократить количество предлагаемых по невозвратным тарифам авиабилетов. Стоит отметить, что пассажир добровольно принимает на себя риск возможного отказа от перелета и невозврата уплаченной суммы, а авиакомпания со своей стороны предлагает более низкий тариф. При этом пассажир всегда вправе приобрести авиабилет по другому тарифу без ограничений на возврат провозной платы. Принятие Законопроекта в предложенной редакции лишит авиакомпании стимула реализации дешевых невозвратных билетов, приведет к злоупотреблениям со стороны пассажиров, росту тарифов на авиаперевозки.