Как стало известно "Ъ", система многопозиционного наблюдения за воздушным движением «Альманах», впервые запущенная весной 2018 года в аэропорту Пулково, может быть распространена на калининградский аэропорт Храброво в 2019 году. Процесс контрактования с разработчиками системы — концерном ВКО «Алмаз-Антей» в сотрудничестве с петербургским ООО «НПП "Цифровые радиотехнические системы"» (ЦРТС) — запущен. Инвестиции составят около 130 млн рублей. «Альманах» аккумулирует данные о местоположении самолетов в реальном времени, в отличие от традиционного радиолокатора, данные с которого поступают с задержкой до 12 секунд. Аналогичные системы могут появиться еще в 13 аэропортах страны.
Вчера в петербургском аэропорту Пулково состоялась конференция филиалов ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ГК ОрВД) по итогам эксплуатации системы "Альманах", которая получает координаты от борта по спутнику и работает в режиме реального времени. До этого наблюдение осуществлялось с помощью традиционных радиолокаторов: они обновляют данные о воздушном судне раз в 12 секунд. В это время самолеты находятся вне поля видимости диспетчеров, поясняют в ЦРТС. Кроме этого, "Альманах" обходится в 3-5 раз дешевле, чем локатор, утверждают в ЦРТС.
Систему "Альманах" производят на площадке инновационного кластера Северо-Западного регионального центра концерна ВКО "Алмаз-Антей" в сотрудничестве с ЦРТС.
По словам директора по стратегическому развитию ГК ОрВД Дмитрия Ядрова, две основные цели внедрения "Альманаха" связаны с повышением уровня безопасности полетов и увеличением пропускной способности на аэродромах. В частности, система позволяет осуществлять полеты по сокращенным трекам, увеличивая емкость российского неба. Кроме этого, обновление информации о высоте воздушного судна, сигналах бедствия, потере связи или нападении на экипаж в системе "Альманах" происходит ежесекундно, диспетчеру также поступают данные из кабины пилота, говорит господин Ядров. Сейчас, управляя воздушным движением, диспетчер не "видит" того, что происходит в кабине экипажа, то есть ему недоступны, например, показатели высоты борта, которые отображаются на экране, поясняет он. "Бывает, что действия экипажа и диспетчера расходятся: диспетчер говорит набрать эшелон 100, экипаж случайно вводит эшелон 110, на котором может находиться другой самолет. Подобную ошибку из-за усталости может совершить и диспетчер. Это становится причиной так называемых сближений воздушных судов. Система "Альманах" устраняет ошибки, связанные с человеческим фактором",— говорит господин Ядров.
Установка системы "Альманах" планируется во второй половине 2019 года, уточнили в аэропорту Храброво. Ориентировочно инвестиции составят 130 млн рублей (финансирование ведется из федерального бюджета), говорит заместитель директора филиала "Аэронавигация Северо-Запада" ГК ОрВД Сергей Карякин. Прогнозируемый пассажиропоток аэропорта по итогам 2018 года составит 2,1 млн человек.
Система также может быть распространена еще на 13 аэродромов в России: в Минеральных Водах, Самаре, Тюмени, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Краснодаре, Челябинске, Саратове, Ростове и Хабаровске. Введение аналогичной системы в Московском авиационном узле (проект выполняется с 2014 года, производитель ПАО «НПО «Алмаз», «Тетра») находится на завершающей стадии, система может заработать во Внуково и Шереметьево в 2019 году, говорит господин Ядров. Впрочем, в ГК ОрВД рассматриваются и конкурентные проекты, уточняют в организации.