В аэропорт, как в магазин
Практически всем знакома схема посадки на борт пассажирского самолета: приезжаешь в аэропорт за два часа до рейса, подходишь к стойке регистрации, протягиваешь документы, ждешь, проходишь в зону таможенного контроля, протягиваешь документы, ждешь, выбираешь товары в Duty-free, на кассе протягиваешь деньги и документы, ждешь. А в промежутках между этими действиями люди, как правило, пытаются побороть скуку с омощью смартфонов, которые давно уже научились узнавать их по отпечатку пальца, фотографии лица или скану радужки. Более того, сегодня существуют целые магазины, чьи покупатели просто снимают товар с полки и уходят домой, а все распознавание и расчеты за них делает компьютер. Казалось бы, технологии давно способны упростить и значительно ускорить авиаперелеты для обычных пассажиров, но бумажные документы по-прежнему остаются главным инструментом для идентификации человека.
Впрочем, бумага скоро останется в прошлом — множество разработчиков из разных стран трудятся над тем, чтобы сделать привычные документы полностью ненужными, а некоторые уже переносят свои продукты в реальную жизнь. В нескольких аэропортах мира, к примеру в Сиднее, Вашингтоне и Дубае, система биометрической идентификации, заменяющая паспортный контроль, уже тестируется или находится на этапе внедрения.
Подобную систему сегодня внедряют и в России — ее создала российская компания «Группа ЦРТ», известная своими передовыми разработками в области распознавания голоса. Ее «голосовые» продукты регулярно занимают верхние строчки рейтингов различных соревнований, например недавнего INTERSPEECH-2018. «Группа ЦРТ» уже не первый год производит системы распознавания лиц, в том числе и для аэропортов. Однако раньше такая система могла лишь сопоставлять данные о пассажирах с базой розыска. Теперь компания применила свои алгоритмы для создания полноценной платформы биометрического контроля в аэропортах, интегрированной с другими системами аэропорта. Когда эта платформа заработает в штатном режиме, пассажиры смогут попасть в салон самолета без предъявления документов.
«Не убирайте трап, два вип-пассажира бегут на посадку»
Будущий пассажир сталкивается с работой системы уже на этапе покупки билета через сайт или мобильное приложение. Главное отличие от обычного приобретения билета в онлайне заключается в том, что покупателю нужно будет сделать селфи на камеру смартфона или компьютера. Фактически в дальнейшем эта фотография и будет его посадочным талоном. Поскольку речь идет о замене официальных документов, разработчики применили систему многоуровневой проверки фотографии и паспорта, которая проверяет их подлинность и сверяет информацию о них с существующей базой данных (если они прежде уже регистрировались). Кроме того, алгоритм снабжен защитой от попыток обмануть его с помощью фотографии, маски или видеозаписи другого человека.
Фотография вместе с остальными данными о пассажире передается в информационную систему аэропорта вылета. После этого система автоматически распознает пассажира, когда он приедет в аэропорт. Пассажир сможет самостоятельно сдать багаж, пройти досмотр и таможенный контроль без паспорта, бумажного посадочного талона или его аналога на смартфоне. В Duty-free и залах ожидания повышенной комфортности его также узнают в лицо. Применение такой платформы удобно не только пассажирам, но и авиакомпаниям. К примеру, если человек уже прибыл в аэропорт, но опаздывает на посадку, авиакомпания учтет это и поторопит опаздывающего.
Распознавание лиц разработчики реализовали с помощью сверточной нейросети. Она принимает на входе видеопоток, выделяет на нем лица, а затем вычисляет для них множество биометрических характеристик, используемых для идентификации. Эта информация сопоставляется с базой данных не напрямую, а в виде хэшей. Если хэш пассажира в кадре совпал с хэшем из базы, система пропускает пассажира. Разработчики обучали алгоритм на реальных данных с видеокамер, установленных в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, стадионах и в других местах, где всегда многолюдно.
Директор по бизнес-развитию «Группы ЦРТ» Андрей Хрулев рассказал N + 1, что частота ложных срабатываний алгоритма во время тестирования на больших выборках составляет порядка одного случая на десятки тысяч, причем обычно ошибка вызвана тем, что лицо пассажира просто плохо видно видеокамере. В реальных условиях, по словам Хрулева, эта ошибка будет гораздо ниже. Дело в том, что у системы есть предварительные данные о том, кто именно собирается улететь в ближайшие часы. Следовательно, распознавание ведется не по всей базе, а лишь по тем сотням или тысячам пассажиров, которые готовятся к посадке на ближайшие рейсы.
Для случаев ложного отрицательного срабатывания, когда система не распознает пассажира, честно купившего билет, предусмотрены традиционные стойки регистрации и контроля, на которых можно будет предъявить паспорт. Кроме того, система научится узнавать пассажиров не только в лицо, но и по голосу — при звонке в колл-центр. Благодаря тому, что система будет точно знать, кто звонит, пассажир сможет не только получить справочную информацию, но и поменять детали своего полета.
Открытая платформа
«Группа ЦРТ» называет свою платформу открытой, подразумевая под этим не доступный всем и каждому код, а возможность ее интеграции с системами других производителей. К примеру, разработчики не стали создавать собственные системы регистрации, автоматизированного досмотра багажа и тому подобное, а сосредоточились на своей профессиональной области и «отточили» ее до уровня полноценной эксплуатации.
Компания уже начала развертывание системы в одном из российских аэропортов, но пока не раскрывает, в каком именно. Поскольку пока нормативная база авиаперелетов не позволяет полностью отказаться от паспортов и посадочных талонов, система работает в тестовом режиме. Пассажиры, как обычно, проходят через стойки регистрации и досмотра, а в это время платформа будет незаметно собирает данные в штатном режиме, отслеживая перемещения человека по кадрам с камер аэропорта. Точные сроки развертывания разработчики не называют, но «Группа ЦРТ» уверена, что уже в ближайший год ее биометрическая платформа заработает в тестовом режиме.
Практически всем знакома схема посадки на борт пассажирского самолета: приезжаешь в аэропорт за два часа до рейса, подходишь к стойке регистрации, протягиваешь документы, ждешь, проходишь в зону таможенного контроля, протягиваешь документы, ждешь, выбираешь товары в Duty-free, на кассе протягиваешь деньги и документы, ждешь. А в промежутках между этими действиями люди, как правило, пытаются побороть скуку с омощью смартфонов, которые давно уже научились узнавать их по отпечатку пальца, фотографии лица или скану радужки. Более того, сегодня существуют целые магазины, чьи покупатели просто снимают товар с полки и уходят домой, а все распознавание и расчеты за них делает компьютер. Казалось бы, технологии давно способны упростить и значительно ускорить авиаперелеты для обычных пассажиров, но бумажные документы по-прежнему остаются главным инструментом для идентификации человека.
Впрочем, бумага скоро останется в прошлом — множество разработчиков из разных стран трудятся над тем, чтобы сделать привычные документы полностью ненужными, а некоторые уже переносят свои продукты в реальную жизнь. В нескольких аэропортах мира, к примеру в Сиднее, Вашингтоне и Дубае, система биометрической идентификации, заменяющая паспортный контроль, уже тестируется или находится на этапе внедрения.
Подобную систему сегодня внедряют и в России — ее создала российская компания «Группа ЦРТ», известная своими передовыми разработками в области распознавания голоса. Ее «голосовые» продукты регулярно занимают верхние строчки рейтингов различных соревнований, например недавнего INTERSPEECH-2018. «Группа ЦРТ» уже не первый год производит системы распознавания лиц, в том числе и для аэропортов. Однако раньше такая система могла лишь сопоставлять данные о пассажирах с базой розыска. Теперь компания применила свои алгоритмы для создания полноценной платформы биометрического контроля в аэропортах, интегрированной с другими системами аэропорта. Когда эта платформа заработает в штатном режиме, пассажиры смогут попасть в салон самолета без предъявления документов.
«Не убирайте трап, два вип-пассажира бегут на посадку»
Будущий пассажир сталкивается с работой системы уже на этапе покупки билета через сайт или мобильное приложение. Главное отличие от обычного приобретения билета в онлайне заключается в том, что покупателю нужно будет сделать селфи на камеру смартфона или компьютера. Фактически в дальнейшем эта фотография и будет его посадочным талоном. Поскольку речь идет о замене официальных документов, разработчики применили систему многоуровневой проверки фотографии и паспорта, которая проверяет их подлинность и сверяет информацию о них с существующей базой данных (если они прежде уже регистрировались). Кроме того, алгоритм снабжен защитой от попыток обмануть его с помощью фотографии, маски или видеозаписи другого человека.
Фотография вместе с остальными данными о пассажире передается в информационную систему аэропорта вылета. После этого система автоматически распознает пассажира, когда он приедет в аэропорт. Пассажир сможет самостоятельно сдать багаж, пройти досмотр и таможенный контроль без паспорта, бумажного посадочного талона или его аналога на смартфоне. В Duty-free и залах ожидания повышенной комфортности его также узнают в лицо. Применение такой платформы удобно не только пассажирам, но и авиакомпаниям. К примеру, если человек уже прибыл в аэропорт, но опаздывает на посадку, авиакомпания учтет это и поторопит опаздывающего.
Распознавание лиц разработчики реализовали с помощью сверточной нейросети. Она принимает на входе видеопоток, выделяет на нем лица, а затем вычисляет для них множество биометрических характеристик, используемых для идентификации. Эта информация сопоставляется с базой данных не напрямую, а в виде хэшей. Если хэш пассажира в кадре совпал с хэшем из базы, система пропускает пассажира. Разработчики обучали алгоритм на реальных данных с видеокамер, установленных в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, стадионах и в других местах, где всегда многолюдно.
Директор по бизнес-развитию «Группы ЦРТ» Андрей Хрулев рассказал N + 1, что частота ложных срабатываний алгоритма во время тестирования на больших выборках составляет порядка одного случая на десятки тысяч, причем обычно ошибка вызвана тем, что лицо пассажира просто плохо видно видеокамере. В реальных условиях, по словам Хрулева, эта ошибка будет гораздо ниже. Дело в том, что у системы есть предварительные данные о том, кто именно собирается улететь в ближайшие часы. Следовательно, распознавание ведется не по всей базе, а лишь по тем сотням или тысячам пассажиров, которые готовятся к посадке на ближайшие рейсы.
Для случаев ложного отрицательного срабатывания, когда система не распознает пассажира, честно купившего билет, предусмотрены традиционные стойки регистрации и контроля, на которых можно будет предъявить паспорт. Кроме того, система научится узнавать пассажиров не только в лицо, но и по голосу — при звонке в колл-центр. Благодаря тому, что система будет точно знать, кто звонит, пассажир сможет не только получить справочную информацию, но и поменять детали своего полета.
Открытая платформа
«Группа ЦРТ» называет свою платформу открытой, подразумевая под этим не доступный всем и каждому код, а возможность ее интеграции с системами других производителей. К примеру, разработчики не стали создавать собственные системы регистрации, автоматизированного досмотра багажа и тому подобное, а сосредоточились на своей профессиональной области и «отточили» ее до уровня полноценной эксплуатации.
Компания уже начала развертывание системы в одном из российских аэропортов, но пока не раскрывает, в каком именно. Поскольку пока нормативная база авиаперелетов не позволяет полностью отказаться от паспортов и посадочных талонов, система работает в тестовом режиме. Пассажиры, как обычно, проходят через стойки регистрации и досмотра, а в это время платформа будет незаметно собирает данные в штатном режиме, отслеживая перемещения человека по кадрам с камер аэропорта. Точные сроки развертывания разработчики не называют, но «Группа ЦРТ» уверена, что уже в ближайший год ее биометрическая платформа заработает в тестовом режиме.