Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Стою у трапа самолета


29 октября 2018 года Григорий Копиев, N+1


Двадцать девятого октября российская компания «Группа ЦРТ» представила биометрическую систему для аэропортов, которая в перспективе должна сделать совершенно не нужными паспорт, посадочный талон и другие документы, необходимые сегодня для регистрации на рейс и посадки в самолет. Мы поговорили с разработчиками о том, как работает эта система и когда она станет доступна российским пассажирам.

В аэропорт, как в магазин
 
Практически всем знакома схема посадки на борт пассажирского самолета: приезжаешь в аэропорт за два часа до рейса, подходишь к стойке регистрации, протягиваешь документы, ждешь, проходишь в зону таможенного контроля, протягиваешь документы, ждешь, выбираешь товары в Duty-free, на кассе протягиваешь деньги и документы, ждешь. А в промежутках между этими действиями люди, как правило, пытаются побороть скуку с омощью смартфонов, которые давно уже научились узнавать их по отпечатку пальца, фотографии лица или скану радужки. Более того, сегодня существуют целые магазины, чьи покупатели просто снимают товар с полки и уходят домой, а все распознавание и расчеты за них делает компьютер. Казалось бы, технологии давно способны упростить и значительно ускорить авиаперелеты для обычных пассажиров, но бумажные документы по-прежнему остаются главным инструментом для идентификации человека.
 
Впрочем, бумага скоро останется в прошлом — множество разработчиков из разных стран трудятся над тем, чтобы сделать привычные документы полностью ненужными, а некоторые уже переносят свои продукты в реальную жизнь. В нескольких аэропортах мира, к примеру в Сиднее, Вашингтоне и Дубае, система биометрической идентификации, заменяющая паспортный контроль, уже тестируется или находится на этапе внедрения.
 
Подобную систему сегодня внедряют и в России — ее создала российская компания «Группа ЦРТ», известная своими передовыми разработками в области распознавания голоса. Ее «голосовые» продукты регулярно занимают верхние строчки рейтингов различных соревнований, например недавнего INTERSPEECH-2018. «Группа ЦРТ» уже не первый год производит системы распознавания лиц, в том числе и для аэропортов. Однако раньше такая система могла лишь сопоставлять данные о пассажирах с базой розыска. Теперь компания применила свои алгоритмы для создания полноценной платформы биометрического контроля в аэропортах, интегрированной с другими системами аэропорта. Когда эта платформа заработает в штатном режиме, пассажиры смогут попасть в салон самолета без предъявления документов.
 
«Не убирайте трап, два вип-пассажира бегут на посадку»
 
Будущий пассажир сталкивается с работой системы уже на этапе покупки билета через сайт или мобильное приложение. Главное отличие от обычного приобретения билета в онлайне заключается в том, что покупателю нужно будет сделать селфи на камеру смартфона или компьютера. Фактически в дальнейшем эта фотография и будет его посадочным талоном. Поскольку речь идет о замене официальных документов, разработчики применили систему многоуровневой проверки фотографии и паспорта, которая проверяет их подлинность и сверяет информацию о них с существующей базой данных (если они прежде уже регистрировались). Кроме того, алгоритм снабжен защитой от попыток обмануть его с помощью фотографии, маски или видеозаписи другого человека.
 
Фотография вместе с остальными данными о пассажире передается в информационную систему аэропорта вылета. После этого система автоматически распознает пассажира, когда он приедет в аэропорт. Пассажир сможет самостоятельно сдать багаж, пройти досмотр и таможенный контроль без паспорта, бумажного посадочного талона или его аналога на смартфоне. В Duty-free и залах ожидания повышенной комфортности его также узнают в лицо. Применение такой платформы удобно не только пассажирам, но и авиакомпаниям. К примеру, если человек уже прибыл в аэропорт, но опаздывает на посадку, авиакомпания учтет это и поторопит опаздывающего.
 
Распознавание лиц разработчики реализовали с помощью сверточной нейросети. Она принимает на входе видеопоток, выделяет на нем лица, а затем вычисляет для них множество биометрических характеристик, используемых для идентификации. Эта информация сопоставляется с базой данных не напрямую, а в виде хэшей. Если хэш пассажира в кадре совпал с хэшем из базы, система пропускает пассажира. Разработчики обучали алгоритм на реальных данных с видеокамер, установленных в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, стадионах и в других местах, где всегда многолюдно.
 
Директор по бизнес-развитию «Группы ЦРТ» Андрей Хрулев рассказал N + 1, что частота ложных срабатываний алгоритма во время тестирования на больших выборках составляет порядка одного случая на десятки тысяч, причем обычно ошибка вызвана тем, что лицо пассажира просто плохо видно видеокамере. В реальных условиях, по словам Хрулева, эта ошибка будет гораздо ниже. Дело в том, что у системы есть предварительные данные о том, кто именно собирается улететь в ближайшие часы. Следовательно, распознавание ведется не по всей базе, а лишь по тем сотням или тысячам пассажиров, которые готовятся к посадке на ближайшие рейсы.
 
Для случаев ложного отрицательного срабатывания, когда система не распознает пассажира, честно купившего билет, предусмотрены традиционные стойки регистрации и контроля, на которых можно будет предъявить паспорт. Кроме того, система научится узнавать пассажиров не только в лицо, но и по голосу — при звонке в колл-центр. Благодаря тому, что система будет точно знать, кто звонит, пассажир сможет не только получить справочную информацию, но и поменять детали своего полета.
 
Открытая платформа
 
«Группа ЦРТ» называет свою платформу открытой, подразумевая под этим не доступный всем и каждому код, а возможность ее интеграции с системами других производителей. К примеру, разработчики не стали создавать собственные системы регистрации, автоматизированного досмотра багажа и тому подобное, а сосредоточились на своей профессиональной области и «отточили» ее до уровня полноценной эксплуатации.
 
Компания уже начала развертывание системы в одном из российских аэропортов, но пока не раскрывает, в каком именно. Поскольку пока нормативная база авиаперелетов не позволяет полностью отказаться от паспортов и посадочных талонов, система работает в тестовом режиме. Пассажиры, как обычно, проходят через стойки регистрации и досмотра, а в это время платформа будет незаметно собирает данные в штатном режиме, отслеживая перемещения человека по кадрам с камер аэропорта. Точные сроки развертывания разработчики не называют, но «Группа ЦРТ» уверена, что уже в ближайший год ее биометрическая платформа заработает в тестовом режиме.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer