Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


По следам "Буратино": как в Казани "скрестили" стратегический Ту-160 с пассажирским Ту-214


25 октября 2018 года Тимур Латыпов, Бизнес-ONLINE


Осколки продвигавшейся некогда правительством РТ, но отодвинутой на обочину программы серийного пассажирского самолета Ту-214 продолжают работать на благо авиапрома. Казанский авиазавод готовит к первому полету необычный борт — лайнер некогда обанкроченной авиакомпании «Дальавиа» с носом от Ту-160. Для чего это нужно и при чем тут странные решения правительства Дмитрия Медведева, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

ДЕШЕВО И СЕРДИТО?

До конца года Казанский авиационный завод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ) поднимет в первый полет Ту-214 с носом от Ту-160, сообщили источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме. Что за чудо? Мы предложили «Туполеву» и КАЗу прокомментировать эту информацию, но ответа не получили.

Остряки могли бы сказать, что так производство откликнулось на «наказ» президента РФ Владимира Путина, сделанный им во время визита на казанский авиазавод и осмотра Ту-160: глава государства тогда сказал, что можно задуматься и о пассажирском сверхзвуке. Вакханалия, которая тогда поднялась в СМИ и не может заглохнуть до сих пор, с заявлениями о переделке бомбардировщиков для шейхов, уже ведущемся проектировании делового сверхзвукового самолета с изменяемой стреловидностью крыла и так далее, конечно, никак не связана с реальностью. Впрочем, к программе, о которой идет речь, все это тоже не имеет никакого отношения. Она исключительно утилитарна, и, по всей видимости, решает две задачи: отработать элементы программы Ту-160М2 и создать самолет-тренажер для будущих пилотов «стратегов».

По всей видимости, мы имеем дело с программой, информация о которой в начале 2014 года появилась на порталах закупок, — «Реконструкция и техническое перевооружение стендовой базы (многофункциональный летно-моделирующий комплекс ЛМК-214), ОАО „Туполев“ города Казань Республики Татарстан» (в рамках ФЦП развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в 2011–2020 годах). Указывалась и стоимость (насколько можно судить, одного этапа) — 1 млрд 709 млн 250 тыс. рублей. Завершить работу предполагалось в конце 2017 года. Среди прочего за 600 млн должен был быть куплен подержанный Ту-214 типовой конструкции, техническое состояние которого обеспечит налет в 3 тыс. летных часов или 600 посадок. Предположительно, этим бортом стал построенный в 2003 году «Ту» с регистрацией 64507, который некогда летал сначала в авиакомпании «Дальавиа», а после ее банкротства в 2008 году — в «Аэростарз» (лишилась сертификата эксплуатанта в 2011-м).

«Бывшие в эксплуатации Ту-214 вполне можно использовать для подготовки пилотов — свой ресурс они еще не отлетали, к тому же одно дело — гражданская авиация с ее жесткими сертификационными требованиями, другое — военная, где их нет, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ главный редактор портала Aviarunet Роман Гусаров. — Предполагаю, что это будет нечто вроде симулятора. Не для того, чтобы научиться пилотировать Ту-160 (все же у этих машин разная динамика полета, это как на легковой машине учиться управлять автобусом), но чтобы привыкнуть к кабине, системе управления, процедурам. Даже вполне возможно, что это именно замена наземному тренажеру, который по цене мог оказаться сопоставимым с реальным пассажирским самолетом. И потом, данные, которые надо вводить в мозги тренажера, закрытые, а их надо передавать какой-то компании-разработчику. Не утекут ли они? Да и западных комплектаторов надо привлекать. Плюс обычно тренажер разрабатывают, понимая, что его будут тиражировать десятками, а здесь, скорее всего, нужен один, максимум несколько. Словом, цена была бы космической. Но при этом симулятор более приближен к реальному самолету, чем такая „летающая парта“, поскольку может имитировать динамику полета конкретного типа — какую программу заложишь, то он тебе и выдаст. А в данном случае, видимо, решили поступить дешево и сердито».

ИЗ «ЛЕТАЮЩИХ ПАРТ» — В VIP-САЛОНЫ

Такое уже проходили в Советском Союзе. В конце 70-х, когда в стране раскручивались программы дальнего Ту-22М3 и стратегического Ту-160, встал вопрос: как на практике обучать их экипажи? Поэтому ОКБ Туполева разработало учебно-тренировочный самолет с некоторыми пилотажными свойствами, присущими боевым машинам. За основу взяли массовый пассажирский Ту-134Б — он более других условно соответствовал поведению в воздухе тяжелых боевых машин, плюс к тому времени военные уже использовали 134-й для тренировки штурманов (Ту-134Ш).

Со сверхзвуковыми «тушками» Ту-134УБЛ (учебно-боевой для летчиков — такое название получила машина) роднили радиосвязные и навигационные системы, часть приборного оборудования кабины и новый… нос — подобный Ту-22М3 и Ту-160. Это требовалось для создания курсантам аутентичного обзора из кабины. Из-за этого машина стала длиннее на 4,6 метра. А свои основные характеристики Ту-134 сохранил: крейсерская скорость — 890 км/ч, дальность — 2300 км, потолок — 11 800 метров.

В 1981–1984 годах на Харьковском авиазаводе выпустили 90 Ту-134УБЛ. Программа преследовала две задачи: первая — подготовка летчиков; вторая — испытание разного рода систем, например радиолокационных станций для Ту-95МС и Ту-22М3. Отметим, что ни один Ту-134УБЛ не потерян в катастрофах, что не совсем обычно для «летающей парты» — не зря машина пользовалась любовью у военных летчиков, а потому у них не прижилось пущенное было в массы насмешливое прозвище самолета  — «Буратино».

В конце 90-х, с наступлением тяжелых времен, Ту-134УБЛ начали списывать со службы (в открытых перечнях высвобождаемого военного недвижимого имущества фигурировало около 20 УБЛ) и переделывать в пассажирские, в том числе в VIP-варианты. А что? Носатый Ту-134 выглядит прямо-таки по-пижонски эффектно. К примеру, Ту-134УБЛ в псевдоаэрофлотовской окраске и с собственным именем «Граф Муравьев-Амурский» используется для перелетов полпреда президента РФ по Дальнему Востоку (среди прочих летал на нем и Камиль Исхаков). Он был передан для перевозок высших гражданских чинов 11-й армией ВВС и ПВО. ВВС тоже стали использовать машину для служебных полетов личного состава.

Следующий удар по УБЛ нанесла катастрофа пассажирского Ту-134 в Петрозаводске 20 июня 2011 года. В то время президент России Дмитрий Медведев поручил готовить вывод Ту-134 из эксплуатации к 2012 году. Вслед за прекращением эксплуатации гражданских лайнеров остановили и военные модификации, «за исключением полетов, связанных с боевой подготовкой». Но, как писали «Известия», несмотря на эту оговорку, в 2012 году попавшие в опалу «тушки» почти не летали, программа учебы и повышения квалификации штурманов и летного состава дальней авиации застопорилась. Поэтому через год военные предложили вернуть в строй Ту-134 для подготовки летчиков и штурманов, что и было сделано. Однако этих машин все равно осталось мало, сегодня их едва ли наберется и полтора десятка.

Примерно в те же годы находившийся тогда на посту министр обороны Анатолий Сердюковпредписал подготовить тактико-техническое задание для самолета на замену Ту-134УБЛ — им должен был стать Ту-204 или Ту-214. Как теперь понятно, выбор остановили на последнем.

НЕЖНОСТЬ К РЕВУЩЕМУ ЗВЕРЮ

Добавим, что появление информации о старте программы ЛМК-214 по времени следовало сразу за заявлениями военных о том, что глубокую модернизацию пройдет 30 Ту-22М3, и предшествовало новости о том, что в Казани возобновят выпуск Ту-160. Напомним, собранныйиз советских заделов Ту-160 выкатили в январе этого года и тогда же в присутствии Владимира Путина подписали контракт на 10 новых «Белых лебедей». А выкатку Ту-22М3М мы могли видеть в нынешнем августе.

Отметим, что высокая значимость работы по ЛМК-214 была отмечена. В декабре 2017 года директору программы — главному конструктору комплекса Валерию Бендерову указом президента РФ присвоено звание «Заслуженный конструктор РФ». В официальном сообщении говорилось, что ранее Валерий Владимирович в должности вице-президента «Туполева» руководил работами по перевооружению дальней и стратегической авиации на новое высокоточное оружие, по модернизации комплексов дальней авиации.

Как полагает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, мы имеем дело с машиной двойного назначения. «Во-первых, можно предположить, что самолет будет использоваться для обучения пилотов, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — С учетом известных данных о количестве Ту-22М3М и Ту-160М2 будет всего несколько учебных самолетов, которые логично делать из бэушных Ту-214 и Ту-204 — на рынке этих самолетов много… Во-вторых, возможно, самолет предназначен и для испытаний оборудования. В этом случае тоже логично, что нос меняют: как мы помним, почти все советские летающие лаборатории, на которых отрабатывали, например, РЛС, были „носатыми“».

Интересный момент: 16 августа во время выкатки Ту-22М3М на отшибе летного поля КАЗа стоял Ту-134УБЛ. Можно, конечно, предположить, что это был борт прилетевшего на торжество начальства ВКС, но, по всей видимости, он уже находился на заводе какое-то время: на наиболее свежих спутниковых снимках Google Maps видно, что неподалеку от него стоит пятерка L-39, которые прилетали в Казань на праздник «Я выбираю небо» 10 августа. Возможно, Ту-134УБЛ пригнали как образец. «Натурный стенд, чтобы сборщики поняли, как это у предков было устроено», — предположил Фролов.

Пилот авиакомпании «Икар» Александр Смирнов летал на Ту-134УБЛ в 1992–1998 годах, сначала — курсантом Тамбовского высшего военного авиационного училища летчиков (ТВВАУЛ), потом — вторым пилотом и инструктором в рязанском центре подготовки летного состава дальней авиации. К слову, Ту-134УБЛ именно Тамбовского училища «сыграли роль» бомбардировщика Ту-22 в известном фильме «Нежность к ревущему зверю», снятом, кстати, в 1982 году, то есть когда УБЛ только начали выпускать — невероятно для тогдашнего уровня секретности.

«Мы учились на пилотов Ту-22М3 и начинали летать на Л-29, а Ту-134УБЛ был переходным типом, выпускным самолетом, — рассказал Смирнов „БИЗНЕС Online“. — Да, зрительно нос был похож на Ту-22М3, и, думаю, все дело именно в имитации, ведь и вес у Ту-134УБЛ другой, нежели у ракетоносца, и скорости другие, и приборное оборудование кабины иное. Что удобно с такой носовой частью — всегда видно ее поверхность, а значит, на взлете проще ориентироваться… У нас было не менее 30 машин. Представьте классический военный аэродром и стоянку УБЛ чуть ли не во всю длину полосы. В хорошие советские годы инструкторы налетывали по 600 часов в год, что соизмеримо с гражданской авиацией, а после 1991-го налет упал. Но я все равно был очень рад, что попал в центр подготовки: тогда Ту-22М3 почти не летали (однокашники рассказывали, что в год делали всего по четыре круга), а мы — по 70–80 часов, что считалось прогрессом… Отличная была машина. Не знаю летчика, который бы что-то плохое о ней сказал. Жаль, что большей части УБЛ уже нет. Но, видимо, история все-таки развивается по спирали — теперь будет Ту-214».

P. S. Сегодня пресс-служба ПАО «Туполев» в письме «БИЗНЕС Online» объяснила цель создания нового самолета: «Ту-134УБЛ предназначен в первую очередь для обучения курсантов полетам на Ту-22М3 и Ту-160, а Ту-214ЛМК — составная часть системы испытаний опытного оборудования, устанавливаемого на модернизируемые и вновь разрабатываемые самолеты. Цель работы по Ту-214ЛМК — создание летающей лаборатории для отработки в полете комплексов бортового оборудования Ту-160 и в перспективе — ПАК ДА».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer