Преемник президента
«Шарлю де Голлю» нужен преемник. Первый шаг, который мы сделали сегодня, — стадия исследований, которая определит требования к будущему авианосцу. На это мы отводим 18 месяцев», — заявила министр обороны Франции Флоранс Парли, выступая 23 октября на открытии выставки Euronaval-2018 в Париже.
В ходе исследований будут определены конкретный перечень требований к новому кораблю, набор передовых технологий, которые потребуют развития, а также предложения по развитию производственной базы, необходимой для постройки авианосца. Стоимость этой стадии работ составит около €40 млн.
Конечное решение о постройке, основанное на выводах текущего исследования и межведомственных согласованиях, будет приниматься в рамках следующей программы вооружений, запускаемой с 2025 года.
Сейчас в составе французского флота один авианосец «Шарль де Голль». Этот атомный корабль водоизмещением 42,5 тыс. т был принят военными в 2001 году. Поэтому программа перспективного нового авианосца, принятая около 2003 года, именовалась PA2 — Porte-Avions 2, то есть «второй авианосец».
Несостоявшаяся коммуналка
В середине 2000-х годов французский концерн Thales был вовлечен в проект постройки британского авианосца CVF (сейчас это «Куин Элизабет»), поэтому на PA2 этот факт оказал огромное влияние — с точки зрения дрейфа к основным характеристикам «британца». Идея об унификации авианосных кораблей двух великих держав дошла до того, что PA2 начали на полном серьезе называть CVF-FR (то есть «французский CVF») и планировали максимально опираться на тот же состав участников производственной кооперации.
Поэтому в составе требований к PA2 моментально возникли компромиссные требования, подгонявшие его к облику CVF. Так, в качестве силовой установки допустили использование системы полного электродвижения на газовых турбинах, а водоизмещение, доходившее было в ранних вариантах до 75 тыс. т, упало до 58–62 тыс. т.
Однако длилось это недолго, и, несмотря на наметившееся военно-политическое сближение Лондона и Парижа, авианосцу опять задрали водоизмещение, а в 2008 году аккуратно предложили еще раз обдумать атомную силовую установку. Помешали и конфликты вокруг технического облика: Франция хотела использовать в качестве палубного самолета Rafale с катапультным стартом, а англичане проектировали «королеву» под старт с трамплина для самолетов F-35B с вертикальной посадкой.
Это уже потом, после выхода французов из договоренностей, концепция поменялась: появились F-35C, как на американском флоте, а второй корабль, «Принс оф Уэллс», уже будет построен с катапультой. Но поезд ушел, точнее — пароход уплыл.
В 2013 году «Белая книга» министерства обороны Франции четко указала, что до 2025 года никаких новых авианосцев, кроме «Шарля де Голля», не предвидится. Вопрос вроде бы был снят.
К исходной точке
Чем отличается нынешняя программа, получившая пока расплывчатое обозначение PA NG (Porte-Avions de Nouvelle Génération — «авианосец нового поколения») от PA2? Во-первых, временными рамками. Новый корабль — это не второй авианосец флота, это «второй первый»: его четко именуют сменщиком «Шарля де Голля». Сроки постройки отодвинуты максимально вперед, с расчетом ввести корабль к концу 2030-х, когда «Шарля Де Голля» планируют исключить из состава ВМС.
При этом в сентябре Парли уже намекала, что корабль может и не остаться в одиночестве: в исследования по облику и месту в боевой системе флота включен и вопрос о том, не нужен ли второй корабль такого типа.
Новый авианосец прослужит до 2080 года. В силу этого, во-вторых, технический облик корабля претерпит серьезные изменения в сравнении с проектом PA2.
Так, в состав авиагруппы будут включаться уже не Dassault Rafale, а палубная версия самолетов шестого поколения FCAS (Future Combat Aircraft System), которую Франция не так давно решила разрабатывать совместно с Германией. Первый самолет появится по самым скромным прикидкам не ранее 2035 года. Кроме того, на корабле планируют базировать беспилотники.
Концептуальный образ того, как себе сейчас представляют FCAS, на том же Euronaval-2018 показала компания Dassault. Модель самолета под названием NGF («истребитель нового поколения»), как предполагается, является ранней версией возможного облика FCAS.
Размерения корабля — предмет исследований. Но наблюдатели пишут, что, скорее всего, по водоизмещению он ляжет в «вилку» между «Шарлем де Голлем» и «Куин Элизабет».
Силовая установка корабля опять, по словам Парли, станет предметом обсуждения, но ядерный вариант не исключается. Следует отметить, что в связи с этим проектом еще летом 2018 года начались переговоры между французскими военными и представителями США. Предмет переговоров — возможность поставки из США самых передовых образцов технологии, в том числе электромагнитных катапульт для нового авианосца.
Еще в апреле 2017 года сообщалось, что американская фирма General Atomics демонстрировала французам свои решения по элементам авиационно-технического комплекса, который она делала для авианосцев типа «Джеральд Форд» — в частности, речь шла об электромагнитных катапультах (EMALS) и турбоэлектрических аэрофинишерах (AAG).
С учетом высоких энергозатрат на это оборудование атомная силовая установка, и без того укрепившаяся на французском флоте, несмотря на огромные проблемы в эксплуатации, получает дополнительный плюс. Об этом также упомянула Парли.
Как пишут наблюдатели, этим новшества могут и не исчерпаться. Например, выбор атомного реактора подталкивают в том числе и предложения по установке оружия «направленной энергии» для обороны в ближней зоне (проще говоря, лазеров).
***
Каким окажется окончательный облик французского авианосца, мы еще увидим. Но уже точно можно сказать, что как минимум в этом разделе военно-морской техники Франция углубляет свое сотрудничество с США, отказавшись от наметившегося было дрейфа в сторону Великобритании. Скорее всего, можно ждать и других признаков этого сотрудничества — например, закупки ряда летательных аппаратов, в том числе палубных беспилотников (включая летающие танкеры), самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и конвертопланов «Оспрей».
«Шарлю де Голлю» нужен преемник. Первый шаг, который мы сделали сегодня, — стадия исследований, которая определит требования к будущему авианосцу. На это мы отводим 18 месяцев», — заявила министр обороны Франции Флоранс Парли, выступая 23 октября на открытии выставки Euronaval-2018 в Париже.
В ходе исследований будут определены конкретный перечень требований к новому кораблю, набор передовых технологий, которые потребуют развития, а также предложения по развитию производственной базы, необходимой для постройки авианосца. Стоимость этой стадии работ составит около €40 млн.
Конечное решение о постройке, основанное на выводах текущего исследования и межведомственных согласованиях, будет приниматься в рамках следующей программы вооружений, запускаемой с 2025 года.
Сейчас в составе французского флота один авианосец «Шарль де Голль». Этот атомный корабль водоизмещением 42,5 тыс. т был принят военными в 2001 году. Поэтому программа перспективного нового авианосца, принятая около 2003 года, именовалась PA2 — Porte-Avions 2, то есть «второй авианосец».
Несостоявшаяся коммуналка
В середине 2000-х годов французский концерн Thales был вовлечен в проект постройки британского авианосца CVF (сейчас это «Куин Элизабет»), поэтому на PA2 этот факт оказал огромное влияние — с точки зрения дрейфа к основным характеристикам «британца». Идея об унификации авианосных кораблей двух великих держав дошла до того, что PA2 начали на полном серьезе называть CVF-FR (то есть «французский CVF») и планировали максимально опираться на тот же состав участников производственной кооперации.
Поэтому в составе требований к PA2 моментально возникли компромиссные требования, подгонявшие его к облику CVF. Так, в качестве силовой установки допустили использование системы полного электродвижения на газовых турбинах, а водоизмещение, доходившее было в ранних вариантах до 75 тыс. т, упало до 58–62 тыс. т.
Однако длилось это недолго, и, несмотря на наметившееся военно-политическое сближение Лондона и Парижа, авианосцу опять задрали водоизмещение, а в 2008 году аккуратно предложили еще раз обдумать атомную силовую установку. Помешали и конфликты вокруг технического облика: Франция хотела использовать в качестве палубного самолета Rafale с катапультным стартом, а англичане проектировали «королеву» под старт с трамплина для самолетов F-35B с вертикальной посадкой.
Это уже потом, после выхода французов из договоренностей, концепция поменялась: появились F-35C, как на американском флоте, а второй корабль, «Принс оф Уэллс», уже будет построен с катапультой. Но поезд ушел, точнее — пароход уплыл.
В 2013 году «Белая книга» министерства обороны Франции четко указала, что до 2025 года никаких новых авианосцев, кроме «Шарля де Голля», не предвидится. Вопрос вроде бы был снят.
К исходной точке
Чем отличается нынешняя программа, получившая пока расплывчатое обозначение PA NG (Porte-Avions de Nouvelle Génération — «авианосец нового поколения») от PA2? Во-первых, временными рамками. Новый корабль — это не второй авианосец флота, это «второй первый»: его четко именуют сменщиком «Шарля де Голля». Сроки постройки отодвинуты максимально вперед, с расчетом ввести корабль к концу 2030-х, когда «Шарля Де Голля» планируют исключить из состава ВМС.
При этом в сентябре Парли уже намекала, что корабль может и не остаться в одиночестве: в исследования по облику и месту в боевой системе флота включен и вопрос о том, не нужен ли второй корабль такого типа.
Новый авианосец прослужит до 2080 года. В силу этого, во-вторых, технический облик корабля претерпит серьезные изменения в сравнении с проектом PA2.
Так, в состав авиагруппы будут включаться уже не Dassault Rafale, а палубная версия самолетов шестого поколения FCAS (Future Combat Aircraft System), которую Франция не так давно решила разрабатывать совместно с Германией. Первый самолет появится по самым скромным прикидкам не ранее 2035 года. Кроме того, на корабле планируют базировать беспилотники.
Концептуальный образ того, как себе сейчас представляют FCAS, на том же Euronaval-2018 показала компания Dassault. Модель самолета под названием NGF («истребитель нового поколения»), как предполагается, является ранней версией возможного облика FCAS.
Размерения корабля — предмет исследований. Но наблюдатели пишут, что, скорее всего, по водоизмещению он ляжет в «вилку» между «Шарлем де Голлем» и «Куин Элизабет».
Силовая установка корабля опять, по словам Парли, станет предметом обсуждения, но ядерный вариант не исключается. Следует отметить, что в связи с этим проектом еще летом 2018 года начались переговоры между французскими военными и представителями США. Предмет переговоров — возможность поставки из США самых передовых образцов технологии, в том числе электромагнитных катапульт для нового авианосца.
Еще в апреле 2017 года сообщалось, что американская фирма General Atomics демонстрировала французам свои решения по элементам авиационно-технического комплекса, который она делала для авианосцев типа «Джеральд Форд» — в частности, речь шла об электромагнитных катапультах (EMALS) и турбоэлектрических аэрофинишерах (AAG).
С учетом высоких энергозатрат на это оборудование атомная силовая установка, и без того укрепившаяся на французском флоте, несмотря на огромные проблемы в эксплуатации, получает дополнительный плюс. Об этом также упомянула Парли.
Как пишут наблюдатели, этим новшества могут и не исчерпаться. Например, выбор атомного реактора подталкивают в том числе и предложения по установке оружия «направленной энергии» для обороны в ближней зоне (проще говоря, лазеров).
***
Каким окажется окончательный облик французского авианосца, мы еще увидим. Но уже точно можно сказать, что как минимум в этом разделе военно-морской техники Франция углубляет свое сотрудничество с США, отказавшись от наметившегося было дрейфа в сторону Великобритании. Скорее всего, можно ждать и других признаков этого сотрудничества — например, закупки ряда летательных аппаратов, в том числе палубных беспилотников (включая летающие танкеры), самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и конвертопланов «Оспрей».