Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Увидеть "невидимку". Способна ли система С-300 засечь самолеты-"стелс"


26 октября 2018 года Роман Азанов, ТАСС


После поставок в Сирию в начале октября российской зенитной ракетной системы С-300ПМУ-2 "Фаворит" в мировых СМИ разгорелись споры и дискуссии о том, как этот комплекс изменит военную обстановку в регионе и сможет ли прикрыть небо, в том числе от самолетов пятого поколения, спроектированных с использованием технологии малозаметности Stealth ("стелс"). Система была поставлена в составе трех дивизионов по восемь пусковых установок в каждом. Также был доставлен и возимый боекомплект в составе более 100 зенитных управляемых ракет для каждого дивизиона.

О том, что для усиления боевых возможностей Арабская Республика получит такие системы большой дальности, стало известно 24 сентября, после инцидента со сбитым ракетой сирийского комплекса С-200 российским разведывательным самолетом Ил-20.
 
Комментируя поставку С-300 сирийской армии, председатель комитета Госдумы РФ по обороне Владимир Шаманов отметил, что "ситуация там существенным образом изменилась — мы все самолеты, в том числе и "невидимки", видим". В прессе стали появляться сообщения о проводимых в рамках учений на Украине испытаниях американских и израильских летчиков с использованием самолетов F-15 и украинских С-300 (поставленных еще в советские годы). Журналисты отмечали, что иностранные военные тем самым изучали возможности своих истребителей перед системами ПВО. Также не уверены в малозаметности своего новейшего самолета F-35 Lightning II и в Пентагоне, об этом тоже писали некоторые издания.
 
Опрошенные ТАСС военные эксперты подтвердили, что "абсолютных невидимок не бывает", ведь в определенных ракурсах (например, при взлете или посадке) самолет хорошо виден и достаточно уязвим для поражения. При этом эксперты подчеркивают, что речь не идет о том, чтобы сбивать в этом регионе чужие самолеты, а о том, что вполне можно "заставить их переживать". Российские ЗРС являются "чисто оборонительной системой".
 
Противоборство двух систем — авиации и войск противовоздушной обороны — началось достаточно давно, как только они появились, и продолжается до сих пор. Однако пока на сегодняшний день, по мнению заслуженного военного летчика РФ Владимира Попова, все же лидирует система ПВО.

Дуэль с "Могучим" невозможна

"Начинать нужно, конечно, с оперативного уровня: кто с кем будет воевать. Сопоставлять истребитель F-35 и систему С-300 — это ошибка", — заявил ТАСС военный эксперт Михаил Ходаренок, специалист в области ПВО.
 
Во-первых, такой ситуации никогда быть не может, "чисто дуэльной", и "возникает вопрос: мы будем воевать с США или Израилем? Нет". Но это будет до тех пор, пока система будет находиться в распоряжении российских специалистов. Эксперт высказал мнение, что если С-300 будет передана в руки специалистов вооруженных сил Сирии, "то тут, по всей видимости, она будет уничтожена ВВС Израиля; они даже это сделают из "спортивного интереса".
 
Израильские СМИ писали, что в сирийских системах С-300 могут сидеть и иранские расчеты, потому что Иран уже имеет такой комплекс. А если Израиль волнуется, значит, есть психологический фактор неуверенности и нестабильности. "Действия Ирана на территории Сирии они рассматривают как угрозу национальной безопасности", — говорит Ходаренок. По его мнению, в оперативном плане С-300 не может решить полностью проблему по защите, потому что израильтяне могут зайти с любой точки и любого направления. Это позиционный комплекс, прикрывает определенные сектора и районы в отличие от войсковых систем ПВО. Но сам факт того, что он есть на территории Сирии и может эффективно осуществить пуск ракет, "заставляет Израиль думать".
 
В декабре 2017 года Армия обороны Израиля начала оперативное использование первых приобретенных в США F-35I, которые в ВВС еврейского государства получили название Adir (в переводе с иврита — "Могучий"). В настоящее время страна располагает восемью такими самолетами. Всего же она получит от США 50 истребителей F-35.

Эффект "невидимки"

Второй момент. Суть технологии "стелс" — снижение заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция. "Вот это покрытие — оно очень дорогое само по себе, почему в некоторых районах земного шара приходится его наносить по нескольку раз за год на поверхность, чтобы получить должный эффект. Оно способствует разложению вот этого луча радиоволны, которая приходит и отражается, а благодаря покрытию лучи частично энергетически поглощаются — там рассеивание и так далее", — рассказал ТАСС заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов.
 
"Создание такой поверхности и плоскостей на воздушном судне, на американских истребителях, допустим F-22, F-35 и F-117 (один из первых "невидимок", где использовалась эта технология), — это конструктивные особенности самолета, которые минимизируют хотя бы частично отражение луча или изменяют его отражение — не зеркально, на прямую на РЛС, а в пространство, за счет чего теряется энергетическая мощность этого отраженного сигнала, — объясняет летчик. — И тогда затрудняется или даже в некоторых случаях при определенных ракурсах полета исключается получение картинки за счет того, что сила отраженного сигнала очень маленькая, и на приемниках РЛС, которые принимают и затем формируют эту цель на экранах радаров, она практически исчезает".
 
Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией (РЛС) — это и есть радиолокационная заметность. Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой (как минимум уменьшается дальность его обнаружения).
 
У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 кв. м, у обычного современного истребителя она составляет от 3 до 12 кв. м, а у самолетов-"невидимок" — порядка 0,3–0,4 кв. м. "Точных данных по эффективной отражающей поверхности F-35 нет, да и в мире таких полигонов, где ее можно определить, раз-два и обчелся. Кто ее определял, сами американцы?" — задается вопросом Ходаренок.
 
"По некоторым данным, есть основания полагать, что в сантиметровом диапазоне волн для F-35 она будет около 1–1,5 м. Опять же, С-300 и С-400 уверенно сопровождают и поражают цели с эффективной отражающей поверхностью 0,001 м. То есть невидимым для С-300 он не будет, — подчеркивает эксперт. — Знаете, у какого самолета самая большая отражающая поверхность? У Ан-2, это летающий уголковый отражатель".

Почему детали самолета "зализаны"

"Абсолютных невидимок не бывает вообще, в принципе, — утверждает летчик Попов. — Кстати, наши в СССР пытались сделать прозрачный самолет. В конце 1930-х годов создали самолет из материала, который визуально просвечивался, типа плексигласа. К тому же он создавал серо-голубой дым, и на фоне голубого неба с такой дымкой самолет терял свою контрастность". То есть было визуальное скрадывание контрастности воздушного судна на фоне неба, леса и земли.
 
Идея эта — не сегодняшнего дня. "Стелс"-технологии — это просто ноу-хау, объявленное американцами, — и все. Они на этом делают рекламу и деньги собирают
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор
 
Вот почему, объясняет Попов, раскраска у самолетов серого цвета и пятнистая. "В Великую Отечественную войну они были окрашены, как правило, летом в зеленоватые оттенки или серо-зеленоватые, а снизу — голубовато-серые, чтобы и на фоне неба самолет был меньше контрастен, и на фоне земли сливался", — рассказывает летчик.
 
При этом он напоминает, что конструкторы стараются уменьшить отражающую поверхность самолета, а разработчики РЛС — получить эффективный сигнал, даже такой минимальный, чтобы затем его усилить, идентифицировать, выделить из общей суммы поверхностного "шумового" сигнала, который может образовываться (формироваться), в том числе за счет отражения от леса, гор, облаков". Самолеты все равно в определенных ракурсах хорошо себя показывают на экране.
 
Почему еще современные "стелс"-самолеты все подвесное оборудование хранят у себя внутри — их или в крыле монтируют, или в фюзеляже. Это и бомбы, и все выступающие детали. Они должны быть, как мы говорим, "зализаны", или определенными углами скрыты. Но еще раз подчеркну: под определенными углами, ракурсами они все равно себя проявляют. Как только они производят какой-то маневр — доворот, изменение высоты, — мгновенно это будет отображаться на экранах
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор
 
Попов рассказывает, что если американские системы ПВО и системы наблюдения были в основном дециметрового и сантиметрового диапазона волн, то у нас раньше широко использовались РЛС типа П-12 — станции, которые имели метровый диапазон волн. "Оказалось, что эти технологии, особенно примененные по самолету F-117 в Югославии в 1999 году, хорошо себя зарекомендовали. Эти РЛС старого типа видели в большинстве случаев "невидимок" на общем радиолокационном фоне, — говорит он. — Для американцев это было открытием. Они, как оказалось, при испытаниях упустили эти моменты. Все перешли на современные станции и не ожидали, что на вооружении остались старые станции конца 1950-х — начала 60-х годов. У нас они эксплуатировались достаточно долго и в странах Варшавского договора".
 
Когда говорят о самолетах-"невидимках" разного рода, например F-35, то имеют в виду его малую радиолокационную заметность в сантиметровом диапазоне. В метровом он отлично виден, и в дециметровом частично тоже
Михаил Ходаренок
военный эксперт, специалист в области ПВО
 
На смену РЛС П-12 пришли более современные станции разведки и целеуказания П-18. Они использовались в радиотехнических войсках или зенитно-ракетных дивизионах. "Очень хорошая и надежная станция, я ее лично эксплуатировал. Но она была очень слаба по помехозащищенности", — говорит Ходаренок. В России последние поставки П-18М были осуществлены в 2007 году, а в настоящее время производятся станции метрового диапазона волн семейства "Небо".
 
Сейчас, когда мы знаем о том, что этот диапазон оказался эффективен при борьбе с некоторыми воздушными целями, а точнее, со "стелс"-технологиями, конечно, мы это используем в обязательном порядке. Мы сделали так, что сейчас у нас широкий диапазон — это называется "широкий диапазон использования частот"
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор
 
В середине октября стало известно, что способная распознавать самолеты-"невидимки" новейшая мобильная РЛС метрового диапазона П-18Р начала эксплуатироваться в одной из воинских частей радиотехнических войск на Камчатке. Среди ее достоинств отмечаются высокая дальность обнаружения и точность определения координат целей, эффективное обнаружение воздушных объектов, изготовленных по технологии "стелс", а также повышенная помехозащищенность и надежность.

"Воюют не комплексы, а вооруженные силы"

Эксперты уверяют, что кардинальная ошибка — рассматривать наш комплекс ПВО изолированно от действий всей группировки противовоздушной обороны. "Нельзя ставить вопрос: пробьет ли F-35 наш С-300. Хочу подчеркнуть, что воюют не комплексы, а вооруженные силы, соответственно оснащенные и организованные, и когда все сведено в систему. И только тогда можно вести речь о каком-то противоборстве, с равными где-то возможностями", — отмечает Ходаренок.
 
Противовоздушный бой — это не противоборство F-35 и С-300. Это действие всей системы: и средства РЭБ (радиоэлектронная борьба), и истребительно-авиационное прикрытие, и зенитно-ракетное, и активные наши наступательные возможности в плане ударов по авианосцам, аэродромам базирования. Вот что такое противовоздушное сражение, или бой
Михаил Ходаренок
военный эксперт
 
Военный летчик Попов в свою очередь напоминает, что противоракетные ударыпилотами всегда отрабатывались в обязательном порядке. "Есть документ — Курс боевой подготовки — у летчиков для фронтовой авиации, истребительной авиации, истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков, — рассказывает он. — Есть такие упражнения, где в обязательном порядке отрабатываются элементы противоракетного, противоистребительного и противозенитного маневрирования. Они рассчитаны, полигонным образом подтверждены, облетывались и так далее". Он также отмечает, что есть еще системы ПВО, которые работают визуально, типа комплекса "Стрела", различные ПЗРК.
 
Ведь есть понятия прорыв ПВО, а есть преодоление ПВО. Прорыв — это очень дорогое удовольствие, и это делается массированными силами и средствами — и наземная артиллерия стреляет там, и РЭБ включается, и системы истребительные работают, и ударные противоракеты запускаются по РЛС, чтобы уничтожить станции обзора и наведения
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор
 
О противоракетных маневрах самолетов-истребителей, которые направлены на срыв возможности пуска ракеты со стороны средств ПВО, в интервью ТАСС рассказывал и летчик-испытатель корпорации МиГ Михаил Беляев. Он объяснил, что в этот момент самолет начинает энергично разворачиваться под 90 градусов с изменением скорости и высоты. "Чаще всего сверху вниз с разгона. И выполнять маневрирование так называемой пространственной змейкой. И в этом случае вероятность попадания ракеты в цель становится гораздо ниже", — отметил Беляев.
 
"Я долго служил в эскадрилье РЭБ фронтовой авиации, — вспоминает Попов. — Там мы использовали и помехи радиоэлектронные — активные и пассивные. И помехи, которые создавались наземными силами и средствами. Делали все это во взаимодействии, для того чтобы эффективно преодолеть противодействие противника. На учениях мы использовали и складки местности, и различные метеоусловия, и так далее, чтобы истребители условного противника за нами не охотились и системам ПВО создавали трудности. То есть все делалось, изучалось".
 
Также говорилось о том, что на обучение сирийских специалистов управлению системой С-300 понадобится три месяца. А работа по созданию единой системы управления ПВО в Сирии завершится в октябре. Отмечалось, что после обучения сирийские военные сдадут "экзамен" в России.
 
Безусловно, отмечает летчик Попов, за месяц можно обучить общим азам — "поставить на дежурство эти системы". Но практика показывает, что на это уходит несколько лет. "Но мы же не говорим, что сразу же оттуда уберем своих специалистов, которые будут их консультировать, — говорит он. — Мы просто заберем специалистов и у себя здесь, в России, будем их готовить в специальных центрах подготовки". По мнению Попова, это будет происходить по ротации и поставлено на поток. "Эта работа будет, мягко говоря, вечная — пока стоит на вооружении комплекс", — заключает генерал.
 
"Всегда спрашивают, могут ли американцы довести самолет F-35 до полной невидимки. Наверное, могут. Он сейчас стоит $118 млн, а если вы доведете его отражающую поверхность до 0,001 м, то он может и 150 стоить. Опять же, вы доведете его в нос, а как он будет смотреться на ракурсах… Тут больше политики, чем технических вопросов", — заключает Ходаренок.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer