Для чего нужен ПБВ
Вертолет — универсальная машина, спасающая жизни там, куда не пробиться и не сесть ни одному самолету. Одновременно с этим она является и серьезным оружием на переднем крае любого столкновения, наносящим смертоносные удары по живой силе и технике противника.
Особое аэродинамическое строение вертолета диктует и его свойства. Ему не нужен разгон и необходима минимальная по размерам твердая и ровная площадка, чтобы взлететь, он может эксплуатироваться как в самых жарких песках, так и в арктическом холоде, но платой за эту неприхотливость и универсальность стала небольшая (по сравнению с самолетами) скорость.
Лопасти несущего винта вертолета постоянно испытывают специфическую нагрузку. В полете подъемная сила на винте всегда неравномерна, поскольку часть лопастей движется вперед (и их скорость, таким образом, прибавляется к скорости движения вертолета), а другая часть в это же самое время движется в направлении, противоположном движению машины.
Так как любой вертолет крутит лопастями довольно быстро (например, Ми-24 совершает более 200 оборотов в минуту), то подъемная сила более или менее постоянна. Но как только винтокрылая машина попытается значительно увеличить скорость, ее ждет очень опасное явление — сильные вибрации и срыв потока, который провоцирует именно та часть лопастей, которая "отступает" в направлении, противоположном движению вертолета.
С этими физическими явлениями и предстоит бороться конструкторам, чтобы сделать принципиальный рывок в создании вертолета нового поколения. Сначала он назывался ПСВ — перспективный скоростной вертолет, теперь правильнее называть этот проект перспективным боевым, говорят специалисты.
Рождение проекта
О работах над перспективным скоростным вертолетом специалисты холдинга "Вертолеты России" открыто заговорили в 2009 году. Так, генеральный конструктор фирмы "Камов" Сергей Михеев почти десять лет назад рассуждал о том, что одной из основных проблем в проекте ПСВ является создание несущего винта для работы в жестких режимах полета на высоких скоростях.
Понятно, что лопасти винта будут выполнены из углепластиков нового поколения с использованием нанотехнологий. Но пока мы в этой области только в начале пути
Сергей Михеев
генеральный конструктор фирмы "Камов"
Уже тогда два ведущих предприятия российского вертолетостроения — фирмы "Миля" и "Камова" — вели перспективные наработки по ПСВ. Согласно открытым источникам, предлагался проект Ми-Х1 конструкторского бюро Миля и Ка-92 конструкторского бюро Камова.
Чуть позже выкристаллизовались и два основных направления этой программы. Вертолет, который мог бы развивать скорость до 450–500 км/ч, изначально предполагалось разрабатывать в гражданском и военном вариантах. Про второй вариант не было известно практически ничего, а вот первый вошел в федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России" Минпромторга России.
"Гражданский" ПСВ должен был обеспечивать дальность перелета до 1,5 тыс. км и быть приспособлен для VIP-перевозок. На первом этапе программы крейсерская скорость машины планировалась в диапазоне 300–350 км/ч, на втором этапе — около 450 км/ч. Вертолет массой 10–12 т, ориентированный на потребности авиационного рынка, должен был вмещать 21–24 человека. Также разрабатывались его специализированные версии: поисково-спасательный, патрульный и медицинский.
Завесу тайны над военным ПСВ в 2015 году приоткрыл Виктор Бондарев, занимавший в то время пост главнокомандующего Воздушно-космическими силами России. Он сообщил, что новая машина, создаваемая в интересах военных, пойдет в серию с 2022 года и сможет развивать скорость до 500 км/ч. Работа над проектом три года назад, по словам Бондарева, шла "полным ходом".
Первый полет
Летающая лаборатория перспективного скоростного вертолета впервые поднялась в воздух 29 декабря 2015 года. Экспериментальный летательный аппарат, созданный на базе вертолета Ми-24, имеет видоизмененную по сравнению с "двадцатьчетверкой" кабину обтекаемой формы, убираемые шасси и классический трехлопастной хвостовой (рулевой) винт.
В первый полет машина отправилась без крыльев (крылом вертолета называют выступающие по бокам пилоны, на которых расположены точки подвески вооружений — прим. ТАСС). "Лабораторию" пилотировал летчик-испытатель Владимир Кутанин. Также на борту работала инженер-испытатель Татьяна Демьяненко. Как сообщили тогда в холдинге "Вертолеты России", "экипаж отметил хорошую устойчивость и управляемость вертолета, высокие динамические характеристики, нормальную работу систем и оборудования".
Отдельно нужно сказать про лопасти несущего винта летающей лаборатории. Они впервые были сделаны цельнокомпозитными — с особыми законцовками саблевидной формы, призванными не допустить срыв потока воздуха и потерю управления вертолетом на высоких скоростях.
Начальник боевой подготовки армейской авиации ВКС РФ генерал-майор Олег Чесноков рассказывал журналистам, что эти лопасти, прошедшие испытания на прототипе ПСВ, позволят увеличить максимальную скорость вертолета Ми-28Н на 13%, а вертолета типа Ми-35 — на 30%.
В 2016 году испытатели достигли скорости горизонтального полета 360 км/ч. В идеале скорость ПСВ по сравнению с известными образцами ударных вертолетов будет увеличена в полтора раза. Максимальная скорость Ми-28Н и Ми-35 сегодня составляет около 300 км/ч.
Военная машина
В августе 2017 года Минобороны РФ и Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля подписали контракт на выполнение "Скорость" для разработки перспективного (скоростного) боевого вертолета. Как сообщили на церемонии подписания, "в результате выполнения данной научно-исследовательской работы будет создан научно-технический задел для разработки летательного аппарата нового типа".
Судьбу гражданского ПСВ весной этого года прояснил генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский. По его словам, перспективный скоростной вертолет оказался слишком дорогим для коммерческого использования, поэтому все наработки, профинансированные Минпромторгом, были внедрены в последующий вариант для военных.
ПСВ изначально позиционировался холдингом как перспективный скоростной коммерческий вертолет. В основе лежала гипотеза, что скорость будет важна для коммерческих эксплуатантов. По прошествии какого-то времени, еще до моего прихода в руководство холдинга, было принято решение совета директоров о том, чтобы эту работу приостановить по причине того, что цена скорости оказалась слишком высокой для будущих потребителей
Андрей Богинский
генеральный директор холдинга "Вертолеты России"
Оказывается, решение о приостановке гражданского направления проекта ПСВ было принято еще в 2015 году. Однако результаты, полученные летающей лабораторией на базе вертолета Ми-24, не пропали даром. Именно этот задел положен в основу военного варианта вертолета (ПБВ), а лаборатория используется сегодня для отработки тех или иных гипотез конструкторов.
Возможный облик ПБВ
Каким станет перспективный боевой вертолет? Уже сейчас можно предположить, что по аналогии с летающей лабораторией его схема будет классической "милевской" — с основным несущим винтом и рулевым хвостовым. Очевидно также, что шасси новой машины будут убираться, как у Ми-24, чтобы снизить сопротивляемость воздуха при полете, а фюзеляж будет изящной, обтекаемой формы, без острых углов.
В связи с вопросом обтекаемости форм встает вопрос о сохранении крыла вертолета с точками подвески для вооружений, но так как он будет все-таки боевым, а не "гоночным", логично предположить, что его вооруженность по сравнению с винтокрылыми "собратьями" предыдущих поколений только возрастет. Будет ли он бронированным, также зависит от технологий: с одной стороны, защита экипажа в бою обязательна, с другой — броня прибавит вес и отнимет скорость. Выходом могли бы стать принципиально новые материалы, созданные на основе сверхпрочных композитов.
Учитывая, какие значительные изменения за минувшее десятилетие претерпел проект модернизированного "Ночного охотника" Ми-28НМ по сравнению с базовым проектом Ми-28, перспективный боевой вертолет ждет еще не один год доработок. Скорее всего, он будет двухместным, с двойным управлением и широчайшими возможностями по взаимодействию с беспилотниками и другими вертолетами благодаря электронике нового поколения. Новый вертолет наверняка станет еще "зорче" и сможет "видеть" и распознавать неприятеля как днем, так и в темноте, облегчая летчикам работу в очках ночного видения.
Уже сейчас конструкторы активно работают и над эргономикой новых машин, делая их кабины максимально комфортными и безопасными для летчиков.
Зарубежные разработки
В настоящее время работы по созданию вертолетов нового поколения ведутся в нескольких западных странах. Крупнейшая оборонная компания США, концерн Lockheed Martin, ведет совместно с армией Соединенных Штатов работу над программой FVL (Future Vertical Lift) по созданию вертолета нового поколения. В рамках этой программы предлагаются два проекта — S-97 Raider и SB>1 Defiant.
Raider представляет собой малозаметный легкий вертолет, построенный по соосной схеме расположения винтов и дополнительно оснащенный толкающим винтом. Источник в компании Lockheed Martin ранее сообщил ТАСС, что максимальная скорость S-97 незначительно превышает 400 км/ч (максимальная скорость состоящего сейчас на вооружении армии США ударного вертолета AH-64E Apache — 280 км/ч, многоцелевого UH-60 Black Hawk — около 300 км/ч).
Максимальная взлетная масса Raider, как ожидается, составит порядка 5100 кг, продолжительность полета — 2 ч 45 мин., дальность — более 600 км. Новый вертолет имеет модульную архитектуру и может выполнять транспортные, боевые и разведывательные задачи. В ударной модификации он оснащается пулеметами калибров 12,7 мм и 7,62 мм, 70-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами Hydra, а также управляемыми ракетами Hellfire. Иными словами, комплект вооружения S-97 почти идентичен вооружению вертолета AH-64 Apache. Вертолет S-97 транспортирует до шести человек десанта, численность экипажа — два человека.
Параллельно Lockheed Martin ведет работу над более тяжелым вертолетом нового поколения SB>1 Defiant. Он способен перевозить до 12 десантников, экипаж — четыре человека. В настоящее время вертолет находится на стадии испытаний: первый полет был намечен на вторую половину 2018 года, о его проведении пока не сообщалось. Детальные тактико-технические характеристики пока не раскрываются.
Европейский концерн Airbus Helicopters на международном авиасалоне Paris Airshow в июне 2017 года впервые представил концепцию нового скоростного вертолета RACER (Rapid And Cost-Efficient Rotorcraft). Он разрабатывается по европейской программе Clean Sky 2, которая в отличие от FVL предусматривает первоочередное создание гражданского вертолета.
В июле текущего года был утвержден предварительный проект RACER, в настоящее время запущено производство ряда его компонентов. На вертолете предполагается установить два двигателя нового поколения Aneto-1X мощностью 2,5 тыс. л.с. каждый, их разработку в настоящее время ведет французская компания Safran. Для сравнения: выпускаемый сейчас Airbus Helicopters ударный вертолет Eurocopter Tiger оснащен двумя двигателями мощностью по 1300 л.с. По некоторым сведениям, проектанты намерены довести крейсерскую скорость нового вертолета до 400 км/ч. Первый полет RACER запланирован на 2020 год.
Вертолет — универсальная машина, спасающая жизни там, куда не пробиться и не сесть ни одному самолету. Одновременно с этим она является и серьезным оружием на переднем крае любого столкновения, наносящим смертоносные удары по живой силе и технике противника.
Особое аэродинамическое строение вертолета диктует и его свойства. Ему не нужен разгон и необходима минимальная по размерам твердая и ровная площадка, чтобы взлететь, он может эксплуатироваться как в самых жарких песках, так и в арктическом холоде, но платой за эту неприхотливость и универсальность стала небольшая (по сравнению с самолетами) скорость.
Лопасти несущего винта вертолета постоянно испытывают специфическую нагрузку. В полете подъемная сила на винте всегда неравномерна, поскольку часть лопастей движется вперед (и их скорость, таким образом, прибавляется к скорости движения вертолета), а другая часть в это же самое время движется в направлении, противоположном движению машины.
Так как любой вертолет крутит лопастями довольно быстро (например, Ми-24 совершает более 200 оборотов в минуту), то подъемная сила более или менее постоянна. Но как только винтокрылая машина попытается значительно увеличить скорость, ее ждет очень опасное явление — сильные вибрации и срыв потока, который провоцирует именно та часть лопастей, которая "отступает" в направлении, противоположном движению вертолета.
С этими физическими явлениями и предстоит бороться конструкторам, чтобы сделать принципиальный рывок в создании вертолета нового поколения. Сначала он назывался ПСВ — перспективный скоростной вертолет, теперь правильнее называть этот проект перспективным боевым, говорят специалисты.
Рождение проекта
О работах над перспективным скоростным вертолетом специалисты холдинга "Вертолеты России" открыто заговорили в 2009 году. Так, генеральный конструктор фирмы "Камов" Сергей Михеев почти десять лет назад рассуждал о том, что одной из основных проблем в проекте ПСВ является создание несущего винта для работы в жестких режимах полета на высоких скоростях.
Понятно, что лопасти винта будут выполнены из углепластиков нового поколения с использованием нанотехнологий. Но пока мы в этой области только в начале пути
Сергей Михеев
генеральный конструктор фирмы "Камов"
Уже тогда два ведущих предприятия российского вертолетостроения — фирмы "Миля" и "Камова" — вели перспективные наработки по ПСВ. Согласно открытым источникам, предлагался проект Ми-Х1 конструкторского бюро Миля и Ка-92 конструкторского бюро Камова.
Чуть позже выкристаллизовались и два основных направления этой программы. Вертолет, который мог бы развивать скорость до 450–500 км/ч, изначально предполагалось разрабатывать в гражданском и военном вариантах. Про второй вариант не было известно практически ничего, а вот первый вошел в федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России" Минпромторга России.
"Гражданский" ПСВ должен был обеспечивать дальность перелета до 1,5 тыс. км и быть приспособлен для VIP-перевозок. На первом этапе программы крейсерская скорость машины планировалась в диапазоне 300–350 км/ч, на втором этапе — около 450 км/ч. Вертолет массой 10–12 т, ориентированный на потребности авиационного рынка, должен был вмещать 21–24 человека. Также разрабатывались его специализированные версии: поисково-спасательный, патрульный и медицинский.
Завесу тайны над военным ПСВ в 2015 году приоткрыл Виктор Бондарев, занимавший в то время пост главнокомандующего Воздушно-космическими силами России. Он сообщил, что новая машина, создаваемая в интересах военных, пойдет в серию с 2022 года и сможет развивать скорость до 500 км/ч. Работа над проектом три года назад, по словам Бондарева, шла "полным ходом".
Первый полет
Летающая лаборатория перспективного скоростного вертолета впервые поднялась в воздух 29 декабря 2015 года. Экспериментальный летательный аппарат, созданный на базе вертолета Ми-24, имеет видоизмененную по сравнению с "двадцатьчетверкой" кабину обтекаемой формы, убираемые шасси и классический трехлопастной хвостовой (рулевой) винт.
В первый полет машина отправилась без крыльев (крылом вертолета называют выступающие по бокам пилоны, на которых расположены точки подвески вооружений — прим. ТАСС). "Лабораторию" пилотировал летчик-испытатель Владимир Кутанин. Также на борту работала инженер-испытатель Татьяна Демьяненко. Как сообщили тогда в холдинге "Вертолеты России", "экипаж отметил хорошую устойчивость и управляемость вертолета, высокие динамические характеристики, нормальную работу систем и оборудования".
Отдельно нужно сказать про лопасти несущего винта летающей лаборатории. Они впервые были сделаны цельнокомпозитными — с особыми законцовками саблевидной формы, призванными не допустить срыв потока воздуха и потерю управления вертолетом на высоких скоростях.
Начальник боевой подготовки армейской авиации ВКС РФ генерал-майор Олег Чесноков рассказывал журналистам, что эти лопасти, прошедшие испытания на прототипе ПСВ, позволят увеличить максимальную скорость вертолета Ми-28Н на 13%, а вертолета типа Ми-35 — на 30%.
В 2016 году испытатели достигли скорости горизонтального полета 360 км/ч. В идеале скорость ПСВ по сравнению с известными образцами ударных вертолетов будет увеличена в полтора раза. Максимальная скорость Ми-28Н и Ми-35 сегодня составляет около 300 км/ч.
Военная машина
В августе 2017 года Минобороны РФ и Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля подписали контракт на выполнение "Скорость" для разработки перспективного (скоростного) боевого вертолета. Как сообщили на церемонии подписания, "в результате выполнения данной научно-исследовательской работы будет создан научно-технический задел для разработки летательного аппарата нового типа".
Судьбу гражданского ПСВ весной этого года прояснил генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский. По его словам, перспективный скоростной вертолет оказался слишком дорогим для коммерческого использования, поэтому все наработки, профинансированные Минпромторгом, были внедрены в последующий вариант для военных.
ПСВ изначально позиционировался холдингом как перспективный скоростной коммерческий вертолет. В основе лежала гипотеза, что скорость будет важна для коммерческих эксплуатантов. По прошествии какого-то времени, еще до моего прихода в руководство холдинга, было принято решение совета директоров о том, чтобы эту работу приостановить по причине того, что цена скорости оказалась слишком высокой для будущих потребителей
Андрей Богинский
генеральный директор холдинга "Вертолеты России"
Оказывается, решение о приостановке гражданского направления проекта ПСВ было принято еще в 2015 году. Однако результаты, полученные летающей лабораторией на базе вертолета Ми-24, не пропали даром. Именно этот задел положен в основу военного варианта вертолета (ПБВ), а лаборатория используется сегодня для отработки тех или иных гипотез конструкторов.
Возможный облик ПБВ
Каким станет перспективный боевой вертолет? Уже сейчас можно предположить, что по аналогии с летающей лабораторией его схема будет классической "милевской" — с основным несущим винтом и рулевым хвостовым. Очевидно также, что шасси новой машины будут убираться, как у Ми-24, чтобы снизить сопротивляемость воздуха при полете, а фюзеляж будет изящной, обтекаемой формы, без острых углов.
В связи с вопросом обтекаемости форм встает вопрос о сохранении крыла вертолета с точками подвески для вооружений, но так как он будет все-таки боевым, а не "гоночным", логично предположить, что его вооруженность по сравнению с винтокрылыми "собратьями" предыдущих поколений только возрастет. Будет ли он бронированным, также зависит от технологий: с одной стороны, защита экипажа в бою обязательна, с другой — броня прибавит вес и отнимет скорость. Выходом могли бы стать принципиально новые материалы, созданные на основе сверхпрочных композитов.
Учитывая, какие значительные изменения за минувшее десятилетие претерпел проект модернизированного "Ночного охотника" Ми-28НМ по сравнению с базовым проектом Ми-28, перспективный боевой вертолет ждет еще не один год доработок. Скорее всего, он будет двухместным, с двойным управлением и широчайшими возможностями по взаимодействию с беспилотниками и другими вертолетами благодаря электронике нового поколения. Новый вертолет наверняка станет еще "зорче" и сможет "видеть" и распознавать неприятеля как днем, так и в темноте, облегчая летчикам работу в очках ночного видения.
Уже сейчас конструкторы активно работают и над эргономикой новых машин, делая их кабины максимально комфортными и безопасными для летчиков.
Зарубежные разработки
В настоящее время работы по созданию вертолетов нового поколения ведутся в нескольких западных странах. Крупнейшая оборонная компания США, концерн Lockheed Martin, ведет совместно с армией Соединенных Штатов работу над программой FVL (Future Vertical Lift) по созданию вертолета нового поколения. В рамках этой программы предлагаются два проекта — S-97 Raider и SB>1 Defiant.
Raider представляет собой малозаметный легкий вертолет, построенный по соосной схеме расположения винтов и дополнительно оснащенный толкающим винтом. Источник в компании Lockheed Martin ранее сообщил ТАСС, что максимальная скорость S-97 незначительно превышает 400 км/ч (максимальная скорость состоящего сейчас на вооружении армии США ударного вертолета AH-64E Apache — 280 км/ч, многоцелевого UH-60 Black Hawk — около 300 км/ч).
Максимальная взлетная масса Raider, как ожидается, составит порядка 5100 кг, продолжительность полета — 2 ч 45 мин., дальность — более 600 км. Новый вертолет имеет модульную архитектуру и может выполнять транспортные, боевые и разведывательные задачи. В ударной модификации он оснащается пулеметами калибров 12,7 мм и 7,62 мм, 70-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами Hydra, а также управляемыми ракетами Hellfire. Иными словами, комплект вооружения S-97 почти идентичен вооружению вертолета AH-64 Apache. Вертолет S-97 транспортирует до шести человек десанта, численность экипажа — два человека.
Параллельно Lockheed Martin ведет работу над более тяжелым вертолетом нового поколения SB>1 Defiant. Он способен перевозить до 12 десантников, экипаж — четыре человека. В настоящее время вертолет находится на стадии испытаний: первый полет был намечен на вторую половину 2018 года, о его проведении пока не сообщалось. Детальные тактико-технические характеристики пока не раскрываются.
Европейский концерн Airbus Helicopters на международном авиасалоне Paris Airshow в июне 2017 года впервые представил концепцию нового скоростного вертолета RACER (Rapid And Cost-Efficient Rotorcraft). Он разрабатывается по европейской программе Clean Sky 2, которая в отличие от FVL предусматривает первоочередное создание гражданского вертолета.
В июле текущего года был утвержден предварительный проект RACER, в настоящее время запущено производство ряда его компонентов. На вертолете предполагается установить два двигателя нового поколения Aneto-1X мощностью 2,5 тыс. л.с. каждый, их разработку в настоящее время ведет французская компания Safran. Для сравнения: выпускаемый сейчас Airbus Helicopters ударный вертолет Eurocopter Tiger оснащен двумя двигателями мощностью по 1300 л.с. По некоторым сведениям, проектанты намерены довести крейсерскую скорость нового вертолета до 400 км/ч. Первый полет RACER запланирован на 2020 год.