Минобороны сформулировало требования к модернизации разведывательно-ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор», сообщили «Известиям» в военном ведомстве. Опытно-конструкторские работы рассчитаны на два года. Перед промышленностью поставлена задача укрепить броню машины, увеличить дальность действия ее оптических прицельных комплексов и средств поражения. Все работы выполняются с учетом боевого опыта, полученного в Сирии.
В первую очередь речь идет об укреплении бронирования вертолета. Ка-52 имеет довольно удачную систему противодействия ракетам ПЗРК. Бортовая система вертолета может зафиксировать пуск ракеты и воздействовать на ее головку самонаведения лазерным лучом. Так что главную опасность для Ка-52 представляет огонь крупнокалиберных пулеметов и автоматических пушек. Жизненно важные узлы вертолета прикрыты титановыми пластинами, а органы управления и экипаж находятся в титановой ванне. Однако такое бронирование защищает лишь от огня автоматов и винтовок. Лобовая броня обеспечивает защиту от пуль калибра 12,7 мм. А броня в боковой проекции выдерживает лишь попадание пули калибра 7,62 мм. Поэтому обстрел из крупнокалиберного пулемета может стать для вертолета и его экипажа фатальным.
По данным «Известий», инженеры сейчас работают над задачей повышения прочности кабины экипажа без увеличения общей массы вертолета (чуть больше 10 т, это меньше массы большинства других боевых вертолетов). Решать ее будут за счет замены титана на высокопрочные композитные материалы. Композитная броня сможет выдерживать попадания не только 23-мм снарядов, но и огонь 57-мм автоматических пушек.
Кроме того, запланировано модернизировать гиростабилизированную оптико-электронную систему (ГОЭС-451), которая установлена в носовой части вертолета. Она оснащена телекамерой, тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, лазерным датчиком и системой наведения управляемых ракет. После доработки система, согласно техзаданию, должна будет обнаруживать бронетехнику на расстоянии 10 км (сейчас чуть более 5 км).
Ка-52 уже хорошо зарекомендовал себя при уничтожении бронетехники в боевых условиях. Вертолет сможет также обнаруживать и уничтожать отдельных террористов.
Кроме того, перед производителем поставлена задача доработать авиационные средства поражения для увеличения дальности. Заявленная дальность пуска противотанковых ракет «Вихрь-М», которые устанавливаются на вертолет, составляет 10 км. Однако ночью, когда, как правило, и действует Ка-52, она не превышает 5 км.
Кроме того, в рамках модернизации должны быть завершены работы по созданию управляемой ракеты «Гермес-А», дальность действия которой составляет примерно 20 км. Сейчас еще идут ее испытания. После их завершения ракета станет штатным боеприпасом для Ка-52. Наводиться на цель ракеты с такой дальностью будут с помощью бортовой РЛС «Арбалет».
Большая дальность применения вооружения существенно снижает вероятность потерь, поскольку вертолету не нужно оказываться на переднем крае, отметил военный эксперт Антон Лавров.
— С другой стороны, даже на удалении от переднего края полностью исключить обстрел из стрелкового оружия нельзя. Машину может обстрелять из пулемета группа боевиков, вышедшая на рейд или спрятавшаяся в каких-нибудь развалинах. Поэтому дополнительное бронирование не будет лишним, — рассказал он «Известиям».
Укрепление корпуса вертолета особенно важно с учетом того, что на Ка-52 зачастую возлагаются боевые задачи в тылу противника, он участвует в проведении спецопераций. После модернизации круг этих задач может быть расширен, добавил эксперт.
Как ранее сообщали «Известия», Ка-52 сыграли важную роль в освобождении Пальмиры в прошлом году. Они работали в составе разведывательно-ударных комплексов. Вертолеты обнаруживали цели и наводили на них штурмовики Су-25 «Грач», которые наносили ракетные удары. По итогам операции командование высоко оценило эффективность связки «Аллигаторов» и «Грачей».