Впервые о переносе в Россию всей информации, которая касается внутренних перевозок, в правительстве заговорили еще три года назад, когда вступили в силу поправки в закон о защите персональных данных. Но тогда авиакомпаниям удалось отбиться. В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта заявляли, что требования просто невыполнимы и могут остановить продажи авиабилетов через интернет.
Дело в том, объясняют эксперты, что программное обеспечение, о котором идет речь, это сложная система управления продажами, и крупные российские авиакомпании — «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии» — используют для этих целей хорошо зарекомендовавшее себя зарубежное ПО. По словам главного эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федора Борисова, теоретически перейти на российские аналоги можно, но обойдется это не дешево и, скорее всего, спровоцирует рост цен на билеты: «Надо понимать, что это не только система бронирования, это достаточно сложный информационный продукт, который включает в себя и управление доходами компании, издержками, планированием деятельности. То есть на самом деле это такой полноценный сложный продукт. Переход к другому провайдеру услуг по бронированию — это, конечно, достаточно сложное и дорогостоящее событие.
Причина, по которой Минтранс вновь поднял эту сложную тему, уже знакома — вопросы безопасности и суверенитета России. В ведомстве считают, что система бронирования должна быть полностью автономной, то есть должна быть ограничена от блокировки извне, в том числе самим владельцем программного обеспечения. Однако, проблема в том, что как раз переход на российские системы может нести большие риски. Как рассказал «Ъ FM» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий, отечественные аналоги зарубежных систем технически не готовы к обслуживанию крупных российских авиакомпаний. А довести их до ума всего за год не получится.
«Ни одна из этих систем пока на таких масштабах не тестировалась. А если у вас посыплется система бронирования — человек купил билет, в системе оказался не виден, потому что эти даты куда-то исчезли, или, допустим, билет был продан дважды — представьте себе, какая лихорадка может начаться, когда речь идет о десятках миллионов пассажиров. И крайними тут, опять же, окажутся авиакомпании. Это все равно что, я не знаю, почему бы не издать какое-нибудь распоряжение, чтобы пилотам во время полета пользоваться только, допустим, правой ногой, а левой ногой не пользоваться», — заявил Синицкий.
Но, тем не менее, изначально мы верили в свои силы, продолжаем верить сейчас».
Ранее СМИ сообщали, что еще одним бенефициаром перехода на отечественные системы бронирования может стать «Ростех»: он также разрабатывает собственную программу под названием НСБ, которую сейчас использует авиакомпания «Азимут». Интерес госкорпорации к этому сегменту понятен, ведь объем рынка систем бронирования и продажи авиабилетов в России оценивается экспертами в 10 млрд руб. в год.
Как утверждают в авиакомпании «Сибирь», отказ от иностранных систем бронирования также отрезает российских перевозчиков от системы One World. Это означает, что их иностранные партнеры не смогут продавать билеты на внутрироссийские рейсы. Одна только S7 будет терять из-за этого 5 млрд руб. выручки в год.