Власти Псковской области подвели итоги конкурса по продаже пакета акций ОАО «Псковавиа». На аукцион подали заявки две компании — АО «Аэропорт Сиверский» и ООО «Евросиб Лахта». Начальная цена лота составляла 49,6 млн рублей, большую цену за актив — 55 млн рублей — предложило АО «Аэропорт Сиверский». Примечательно, что обе компании подконтрольны структурам холдинга «Евросиб», владельцем которого считается петербургский бизнесмен Дмитрий Никитин. Структуры «Евросиба» купят 75% минус одну акцию перевозчика, блокпакет сохранит за собой область. Господин Никитин сообщил “Ъ”, что авиационный бизнес находится в контуре интересов транспортной группы. По оценке «Евросиба», прогнозный пассажиропоток в аэропорту Пскова может составить до 250 тыс. человек. Компания сосредоточится на увеличении пассажиропотока в город, после чего можно будет говорить о развитии грузовых авиаперевозок, заключил господин Никитин.
«Евросиб» — многопрофильная группа компаний, основана в 1992 году. Объединяет бизнесы в области железнодорожного транспорта и инфраструктуры, логистики, авторитейла и девелопмента. Железнодорожный оператор ЗАО «Евросиб СПб — транспортные системы» входит в 20 ведущих компаний по парку вагонов в собственности (управляет около 12,8 тыс. вагонов), согласно рейтингу Infoline Rail Russia Top. Выручка компании за 2017 год составила 9,2 млрд рублей, чистая прибыль — 402 млн рублей, по данным агентства «Infoline-Аналитика».
По словам юристов, закон не запрещает участвовать в торгах компаниям с одними и теми же учредителями. «Такое участие никак не влияет на возможность других лиц участвовать в торгах и предложить более высокую цену. Смысл привлечения аффилированной компании к закупкам заключается в том, чтобы торги состоялись: при участии только одного участника торги признаются несостоявшимися»,— говорит старший юрист Rightmark Group Олег Лодянов.
На инвестора накладываются обременения по инвестициям в актив, следует из условий конкурса. Так, за год с момента заключения договора структуры «Евросиба» должны будут вложить 1,2 млрд рублей в актив, в том числе закупить самолеты, реконструировать аэропорт, сохранить не менее 220 рабочих мест, повысить квалификацию 90 сотрудников «Псковавиа». Между тем сейчас у «Псковавиа» нет действующего летного сертификата: Росавиация приостановила его весной этого года. Чистый убыток компании за 2017 год составил 98,1 млн рублей. В парке один пассажирский Ан-24 и два транспортных Ан-26Б, следует из реестра авиакомпаний Росавиации. Как сообщалось ранее, власти не намерены продолжать пассажирские перевозки на самолетах Ан. По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, если авиакомпания будет обновлять парк, то, скорее всего, за счет покупки самолетов на вторичном рынке, возможно, таких самолетов, как франко-итальянские ATR 42 и ATR 72 или более дорогих Bombardier Q300 и Q400. В то же время, по словам эксперта, развивать самостоятельно маршрутную сеть из Пскова не имеет смысла, так как, по авиационным меркам, рядом есть крупные хабы Петербург и Москва, а собственный пассажиропоток из Пскова незначителен. «Собственно аэропортовый бизнес может быть вполне прибыльным для компании при условии развития инфраструктуры и привлечения иных эксплуатантов, таких как МЧС, бизнес-авиация, перевозчики грузов»,— отмечает господин Гусаров. За 2017 год через псковский аэропорт «Кресты» перевезено 4 тыс. человек, за 2016 год — 12 тыс. человек.
В «Евросибе» считают авиационную отрасль «перспективной точкой роста». Компания представит собранию акционеров долгосрочную программу развития для аэропорта и авиаперевозчика, ответили на запрос “Ъ” в «Евросибе». У «Евросиба» уже были планы по созданию логистических терминалов в области при условии достаточного грузопотока: такой проект обсуждался еще при экс-губернаторе Андрее Турчаке, сообщали СМИ. Сейчас компания также ведет переговоры с властями Ленобласти о создании на базе находящегося в собственности Минобороны аэродрома Сиверский аэропорта для грузовой и бизнес-авиации. Он может начать работу в 2021 году. По словам представителя «Евросиба», проекты в Пскове и Ленобласти между собой не связаны, они обладают «разной идеологией и стартовыми условиями».
Улучшение конъюнктуры железнодорожного рынка привело к увеличению доходов и росту прибыльности компании «Евросиб СПб-ТС» и сформировало возможности у акционера для отвлечения средств, необходимых для развития аэропортового и авиабизнеса: в горизонте трех лет инвестиции в АО «Аэропорт Сиверский» и ОАО «Псковавиа» будут сопоставимы с прибылью компании «Евросиб-ТС» за 2017–2019 годы, считает генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Для Дмитрия Никитина авиационный бизнес — это амбициозный проект, в котором практически отсутствует синергия с действующим железнодорожным и логистическим бизнесом, а также бизнесом по продаже автомобилей»,— говорит эксперт. Реализация этого инвестиционного проекта усложнится из-за конкуренции со стороны компании РЖД, которая в 2018 году запустила «Ласточки» между Петербургом и Псковом, подчеркивает господин Бурмистров.
«Псковавиа» — малопривлекательный и убыточный актив, говорит управляющий партнер группы Veta Илья Жарский. По его словам, покупка может быть интересна структурам «Евросиба», если в Пскове будет создан центр грузовых перевозок, так как добиться для аэропорта пассажиропотока более чем в 100 тыс. человек в год будет крайне сложно, учитывая, что в 2017 году Псков посетило не более 380 тыс. человек.