Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Изображение широко открытых глаз испугало птиц в аэропорту


15 октября 2018 года Василий Сычёв, N+1


Исследователи из Национального центра научных исследований Франции и Университета Ренн I нашли новый способ отпугивать хищных птиц от аэропортов и тем самым снижать число случаев столкновения самолетов с пернатыми. Для отпугивания птиц ученые использовали экраны, на которые передавалось постепенно увеличивающееся изображение, похожее на широко открытые глаза. Результаты исследования, проводившегося в аэропорту «Тарб-Лурд-Пиренеи», опубликованы в PLoS One.

Птицы представляют серьезную опасность для пассажирских и грузовых самолетов. По данным специализированного издания Aviation Week & Space Technology, с 1990-го по 2006 год во всем мире из-за столкновения в воздухе пассажирских рейсов с птицами погибли 262 человека, причем заметная часть из них выполняла полеты на небольших частных самолетах. При этом ежегодно авиакомпании по всему миру тратят в общей сложности 625-650 миллионов долларов на устранение повреждений, полученных пассажирскими самолетами из-за столкновения с птицами.

Сегодня птиц от аэропортов отпугивают несколькими способами, включая пугала и громкоговорители с неприятными для птиц громкими звуками. Кроме того, вблизи некоторых аэропортов служащие могут разорять птичьи гнезда. Тем не менее, столкновения самолетов и вертолетов с птицами все равно происходят относительно часто и избежать их полностью не представляется возможным. Случаи столкновения с птицами учащаются в перелетные сезоны.

Новый способ отпугивать птиц, опробованный французскими исследователями, рассчитан на хищников, которые, по мнению ученых, меньше других пернатых опасаются посторонних воздушных объектов. При этом из-за особенностей птичьего зрения, хищники просто не успевают оценить самолет как угрозу и уклониться от столкновения с ним. Обычные статичные методы отпугивания, например, пугала, на хищных птиц не действуют, поскольку они лучше замечают подвижные объекты.

Свое исследование ученые разделили на два этапа. На первом этапе хищным птицам, содержащимся в неволе, показывали увеличивающиеся и неподвижные изображения нескольких объектов, расположенных на сером фоне: широко раскрытых глаз, спирали, черного круга, круга залитого черно-белым градиентом с имитацией объема, волнового градиента и черной звезды. Каждой из птиц в исследовании на протяжении часа показывали изображения, которые сменялись неожиданно с промежутками между 25 секундами и 10 минутами.

Исследование проводилось на семи орлах (Hieraaetus pennatusAquila chrysaetos и Aquila rapax), семи соколах (Falco rusticolusFalco peregrinusFalco jugger и Falco cherrug), пяти коршунах (Milvus migrans), четырех грифах (Cathartes aura и Cathartes melambrotus), двух орланах (Haliaeetus leucocephalus), двух ястребах (Parabuteo unicinctus) и ястребином канюке (Geranoaetus melanoleucus). Выяснилось, что сильнее всего все эти птицы реагировали на медленно увеличивающееся изображение широко открытых глаз.

Назвать точную причину, по которой хищные птицы пугались именно этого изображения, исследователи не берутся. Ученые предполагают, что это изображение хищники воспринимали как приближающийся опасный объект.

На втором этапе исследования ученые разместили рядом со взлетно-посадочной полосой аэропорта «Тарб-Лурд-Пиренеи» во Франции два светодиодных дисплея, на которые в течение недели выводилось постепенно увеличивающееся изображение широко открытых глаз. Перед началом эксперимента исследователи в течение недели наблюдали за птицами вокруг аэропорта. Аналогичные по продолжительности наблюдения были проведены и после установки и включения дисплеев.

По итогам эксперимента выяснилось, что число наблюдаемых за неделю хищных птиц в зоне видимости включенных дисплеев снизилось в 2,8 раза по сравнению с неделей наблюдений с выключенными дисплеями. При этом оказалось, что в зонах, из которых дисплеи не видны, наблюдаемое число хищных птиц увеличилось в 3,6 раза. Кроме того, исследователи пронаблюдали и за врановыми птицами, отметив уменьшение их числа в зоне видимости дисплеев в 6,9 раза и увеличение в 2,4 раза за пределами видимости. На других птицах установка дисплеев почти не сказалась.

В апреле текущего года портал MilitaryTimes, используя статистику ВВС США, составил рейтинг самых опасных для американской военной авиации птиц. Рейтинг составлен на основании данных об авиационных происшествиях с участием птиц за 1996-2016 финансовые годы. Самыми дорогостоящими для ВВС США стали канадские казарки. Масса тела этих птиц из семейства утиных может достигать 6,5 килограмма. В общей сложности повреждения авиационной технике и летчикам, нанесенные казарками, оцениваются в 93,8 миллиона долларов.

Второе место в рейтинге заняли урубу из семейства американских грифов. Масса тела этих птиц достигает двух килограммов. Ликвидация последствий столкновения с урубу, иначе называемыми американскими черными катартами, обошлась ВВС США в 75,7 миллиона долларов. На третьем месте рейтинга оказались короткоклювые гуменники, водоплавающие птицы из семейства утиных. Гуменники с массой тела до 3,4 килограмма нанесли военным ущерба на общую сумму 43,3 миллиона долларов. В эту сумму входит и лечение пострадавших летчиков.

Современная авиационная техника в большинстве случаев проходит специальную сертификацию на устойчивость к столкновению с птицами. Прохождение такой сертификации означает, что тот или иной летательный аппарат при столкновении с птицами в воздухе сможет либо продолжить полет, либо безопасно долететь до ближайшего аэродрома и приземлиться даже при попадании животного в двигатель.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer