Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Отреклись от дрона: что случилось с проектом "Альтаир"


15 октября 2018 года Денис Комаровский, Известия


СМИ сообщают, что в России остановлен амбициозный проект тяжелого дальнего беспилотника «Альтаир». Что это за машина, почему всё получилось так, как получилось, и какое будущее ей светит — в материале «Известий».

Собственно, громкие заголовки о закрытии проекта не означают отказа от создания беспилотника такого класса, несмотря на снижение военных расходов и сопутствующее урезание гособоронзаказа в новой госпрограмме вооружений. Беспилотная техника (как и все дистанционно-управляемые и автономные боевые аппараты, действующие в разных средах) остается одним их приоритетов.

Речь идет о прекращении работ в определенных рамках госконтрактов и с конкретным исполнителем. Так, источник «Ведомостей» сообщает, что работа, скорее всего, будет передана другому головному исполнителю. Предположительно в этой роли выступит Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), в отличие от большинства авиапредприятий страны не относящийся к Объединенной авиастроительной корпорации, а входящий в периметр «Ростеха».

В последние годы этот завод известен освоением сначала лицензионной сборки израильских БПЛА IAI Searcher Mk.II, а потом и его модернизацией с поэтапным наращиванием доли российских компонентов («Форпост-М»).

Звезда не той системы

Аппарат «Альтаир» создавался в рамках двух проектов, последовательно заключавшихся Министерством обороны с казанским ОКБ им. Симонова (на тот момент еще ОКБ «Сокол»). Предприятие это было создано в 1959 году на базе студенческого КБ Казанского авиазавода и занималось сначала учебными планерами, а потом — самолетами-мишенями. Отсюда и выход на беспилотную технику.

Согласно контракту на НИР «Альтиус-М» объемом около миллиарда рублей, заключенному в 2011 году, ОКБ «Сокол» вместе с подразделением группы «Транзас» должны были провести все необходимые исследования и обосновать облик тяжелой машины (массой до 5 т), а также собрать два прототипа для испытания и отработки отдельных узлов и конструкторских решений.

В 2014 году была открыта вторая часть проекта — опытно-конструкторская работа (ОКР) «Альтиус-О» объемом 3,6 млрд рублей. Согласно ее условиям, до конца 2018 года исполнитель должен был выкатить заказчику на полигон два опытных экземпляра «Альтаира» (по дороге растолстевшего более чем до 7 т) — с полной функциональностью и прошедших программу предварительных заводских испытаний.

Однако, как показывает развитие ситуации, проект забуксовал. Сначала из него ушел «Транзас». Далее работы шли медленно. На данный момент выполнено лишь несколько полетов, полной функциональности машина не достигла — показывать заказчику по условиям контракта пока нечего.

Сложности с организацией работ в рамках сжатого объема выделенных военными средств ОКБ попыталось решить гражданской конверсией. В 2016 году предприятие показало концептуальный проект «Комплекса воздушного мониторинга протяженной инфраструктуры Арктического и других регионов на базе воздушных беспилотных судов со взлетной массой более семи тонн». Проще говоря, была опубликована оферта к гражданским ведомствам и компаниями на софинансирование «Альтаира». Конструкторы просили еще 2 млрд рублей, но о появлении в проекте новых заинтересованных игроков по итогам этих смотрин не сообщалось.

Дело осложняется раздраем на самом предприятии. Еще осенью 2017 года в ОКБ имени Симонова начались следственные проверки, сопровождавшиеся в том числе подробными беседами следователей с руководством фирмы. Далее, в апреле 2018 года, татарстанское управление Следственного комитета и местное УФСБ задержали и отправили под арест Александра Гомзина — гендиректора ОКБ имени Симонова. По сообщениям прессы, он подозревался в мошенничестве (хищении 907 млн рублей) и нецелевом расходовании средств (еще 163 млн рублей). Однако примерно через месяц Гомзина выпустили из СИЗО под подписку о невыезде. На данный момент он продолжает оперативное руководство фирмой.

Ситуация в СМИ трактуется с самых разных сторон: от попыток следствия навести порядок на разворованном предприятии до целенаправленного рейдерского захвата успешной фирмы через давление на ее руководство. Нас здесь интересует более узкий военно-технический факт: работы по беспилотнику «Альтаир» очень сильно выбились из графика, и началось это не в последние год-два.

В том же мае 2018 года нынешний вице-премьер Юрий Борисов, тогда еще дорабатывавший последние дни в кресле заместителя министра обороны по вооружению, поставил предельный срок: завершение работы по теме «Альтиус» до конца года. Срок истекает, и решение военными, похоже, принято.

Большой и тяжелый

Что собой должен был представлять поначалу пятитонный, а теперь выросший до 7,5 т «Альтаир»?

Это платформа с большой дальностью полета, на которой планируется делать как разведывательные машины, так и ударные. Общая масса боевой нагрузки может достигать 2 т. В разведывательном варианте машина должна получить радиолокатор бокового обзора и несколько станций оптико-электронной разведки.

Длина аппарата около 11–12 м, размах крыльев свыше 28 м. Машина с V-образным хвостовым оперением размахом до 6 м оснащена двумя авиационными дизельными двигателями компании RED Aircraft. Фирма эта находится в Германии, но основана выпускником Казанского авиационного института Владимиром Райхлиным. Модель двигателя RED A03 с мощностью 500 л.с. планировалась на «Альтаир», а также ставится на учебно-тренировочный Як-152.

Дальность полета составляет до 10 тыс. км (машина может висеть в воздухе до 48 часов). Потолок, по разным данным, — 12–15 км, крейсерская скорость — около 200–250 км/ч.

В принципе это немного увеличенный функциональный аналог американского беспилотника MQ-9 Reaper фирмы General Atomics. Аппарату нарастили боевую нагрузку (у американца она 1,7 т), а также время нахождения в воздухе: у американца в разведывательном варианте и с подвесными топливными баками — только 42 часа, а в ударном варианте с полной нагрузкой — всего до 14 часов. Да и по компоновке они отличаются: «жнец» несет всего один (зато мощный — 900 л.с.) двигатель в установке с толкающим винтом.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer