Челябинский аэропорт вошел в список 45 воздушных гаваней страны, которые планируют переименовать в честь великих соотечественников. С инициативой выступила общественная палата России при поддержке Русского географического общества, Общества русской словесности, Российского исторического и военно-исторического обществ. Проект, получивший название «Великие имена России», не призван заменить уже существующие названия, речь идет лишь об их дополнении, отмечают в пресс-службе ОП РФ. В документах аэропорт продолжит носить международное наименование CEK — Челябинск. По словам главы палаты Валерия Фадеева, переименование аэропортов поможет сохранить историческую память в регионах. «Почему именно аэропорты? Недавно я был в Ростове-на-Дону, где открылся новый аэропорт к чемпионату миру по футболу, и была дискуссия, как его назвать. Местные власти поступили мудро, организовав народное голосование. И назвали его в честь выдающегося генерала Платова, героя войны 1812 года. Вот оно, правильное решение! Те миллионы людей, кто проходит через аэропорт, узнают, кто такой генерал Платов. Это такое простое, понятное решение»,— подчеркнул во время презентации проекта в общественной палате России господин Фадеев.
Называть аэропорты в честь выдающихся соотечественников — мировой тренд, подчеркивают в общественной палате. Аэропорты, входящие в топ-20 по пассажиропотоку, носят имена политических и общественных лидеров, ученых и изобретателей, деятелей культуры. Наиболее известные именные аэропорты — имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке, парижский Шарль-де-Голль, стамбульский Ататюрк, аэропорт имени Индиры Ганди в Дели, Бен-Гурион в Тель-Авиве, Леонардо да Винчи в Риме и другие. Аэропорт в Римини назвали в честь Федерико Феллини, аэропорт в Новом Орлеане носит имя Луи Армстронга, в Лионе есть аэропорт Сент-Экзюпери, в Зальцбурге — аэропорт Моцарт, в Будапеште — Международный аэропорт имени Ференца Листа.
АО «Челябинское предприятие» является частной компанией, и решение о названии для объекта остается за руководством. Генеральный директор аэропорта Юрий Коньков в разговоре с “Ъ-Южный Урал” сообщил, что его уведомили об идее переименования. Он отметил, что не возражает против такой инициативы и считает, что это никак не скажется на имидже аэровокзала. «Мы в курсе, что такая программа государственная существует. Мы готовы ее поддержать. Не видим в этом ничего страшного. Это никак, ни позитивно, ни негативно, не скажется на имидже челябинского аэропорта. Посмотрим, как будет складываться общественное мнение»,— говорит господин Коньков. Также он обозначил, что руководство хотело бы видеть в качестве «покровителя» аэропорта известного на весь мир ученого, а не политика или спортсмена. «Концептуально мы смотрим не на спортсменов и политиков, а на деятелей науки, которые родились и работали в Челябинске. Герой должен быть прямо связан с областью и иметь имя, известное во всем мире. Например, Курчатов Игорь Васильевич. Думаю, что аэропорт, город и регион не проиграют, если наши главные “воздушные ворота” будут называться “Международный аэропорт “Челябинск” имени И.В. Курчатова”»,— подчеркнул Юрий Коньков.
В социальных сетях горожане выражают сомнение в необходимости переименовывать аэропорт. Многие не согласны с тем, что присвоение имени знаменитого южноуральца поможет сохранению исторической памяти. Также бытует мнение, что не удастся найти «героя», который смог бы угодить всем. «Пока в обществе нет консенсуса по его собственной истории, надо ввести мораторий на использование имен исторических личностей в названии объектов и улиц»,— категорично замечает один из комментаторов. Некоторые пользователи все же поддержали идею и предлагают своих кандидатов, среди них директор челябинского Кировского завода Исаак Зальцман, бывшие губернаторы Челябинской области Петр Сумин и Михаил Юревич, городской голова в 1903–1911 годах Александр Бейвель, религиозный деятель Зайнулла Расулев, режиссер Сергей Герасимов, а также Ярослав Гашек, который несколько месяцев служил в Челябинске. Среди предложений есть и имена нарицательные: «Уралец», «Челсити», «Метеор», «Смогвиль».
Координатор краеведческой группы «Архистраж» Юрий Латышев называет идею о переименовании аэропорта «большой глупостью». «В 1990-е годы, например, ЧТЗ заменили “Уралтраком”. Сейчас фактически нет ни того, ни другого. А если это переименование будет осуществляться за бюджетные деньги, то это уже не просто глупость, а еще и разбазаривание бюджетных средств»,— считает Юрий Латышев.
Эксперт рабочей группы по подготовке маркетинговой стратегии Челябинска, директор рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф» Дмитрий Довбня считает, что идея переименования челябинского аэропорта поспешна и безосновательна. «Нейминг — это дело последнее в брендинге. Чтобы определить критерии выбора названия, нужно узнать ценностные и смысловые составляющие бренда аэропорта. Для этого надо провести масштабное исследование, анкетирование и интервьюирование среди компаний-операторов, представителей власти, пассажиров, работников»,— отметил Дмитрий Довбня. Также он подчеркнул, что такой бессистемный подход к выбору имени приведет к тому, что работа будет проведена неэффективно. «По большому счету ничего принципиально не изменится. Например, хоккейная арена “Трактор” названа именем Белоусова. Но кто об этом знает? Присвоим аэропорту имя какого-то великого человека, например, Курчатова. Но для бренда аэропорта это имя не несет никаких ценностных изменений»,— подчеркнул эксперт.