Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полет нормальный


7 сентября 2017 года Анна Назарова, РБК+


Российская бизнес-авиация выходит на траекторию стабильного роста, курс взят преимущественно на внутренние направления.

Чартерное лето

Отечественная отрасль бизнес-авиации показывает тенденцию к относительно быстрому восстановлению. Ее пользователи — пассажиры чартеров и собственники бизнес-джетов — относятся к той потребительской нише, которая меньше других реагирует на колебания как российской, так и мировой экономик. Почти за три года, прошедших с декабря 2014 года, рынок бизнес-авиации ожил и уже второй год показывает хотя и осторожный, но все-таки рост. Об этом говорят как международные, так и российские эксперты.

Летом 2017 года преобладал чартерный рынок, особенно в средиземноморском регионе. Вне этого популярного туристического региона особенно быстрый процесс восстановления демонстрировала Россия — такая оценка содержится в аналитических материалах немецкой консалтинговой компании Wings Advance. По подсчетам аналитиков компании, весной-летом 2017 года трафик чартерных рейсов из России (преимущественно из Москвы) в Европу рос в среднем на 3% ежемесячно, а в июле перешагнул планку 6%.

Позитивные настроения отмечают и в российском чартерном брокере LL Jets, входящем в состав многопрофильной международной группы компаний Aim of Emperor.

«В эту летнюю навигацию мы видели повышенную активность и спрос на услуги чартерных рейсов, — рассказывает Алишер Эльмурадов, совладелец компании LL Jets. — Рост трафика с июня по август 2017 года составил почти 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Летом мы даже увеличили отдел продаж ровно в два раза».

Схожую оценку дают в лондонской компании Quantum Via, занимающейся организацией бизнес-чартеров. «Начало летнего сезона было стабильным, а к середине рынок существенно вырос, по нашей оценке на 10–15% по сравнению с прошлым годом, — говорит Андрей Евтеев, совладелец Quantum Via. — Подчас было непросто найти подходящий борт по хорошей цене, если заказ поступал в последнюю минуту».

«Характерной чертой российского рынка деловой авиации в настоящий период является определенная стабилизация с небольшим 2–3-процентным ростом к показателям аналогичного периода прошлого года, что вселяет в участников рынка некоторый осторожный оптимизм в дальнейшем развитии», — рассказывает Дмитрий Петроченко, руководитель отраслевого портала бизнес-авиации Bizavnews.ru.

Главными стимулами для роста российской бизнес-авиации остаются сырьевой, девелоперский, банковский сектора экономики, а также шоу-бизнес. В последние годы к ним добавились аграрная отрасль и IT-индустрия. Сказывается фактор роста числа лиц с высокой концентрацией частного капитала (HNWI): по очередному рейтингу Forbes, в России за прошедший год число долларовых миллиардеров выросло с 77 до 96.

Говоря об объеме пассажиропотока бизнес-авиации, нужно уточнить, что официальной статистики в России не существует, однако по разрозненным данным можно предположить ориентировочные цифры и определить объем рынка. Так, в 2016 году количество пассажиров, воспользовавшихся услугами бизнес-авиации (чартерные пассажиры и собственники бизнес-джетов), по экспертным оценкам, составило порядка 125 тысяч. Эта цифра получена на основе данных крупнейших игроков наземного обслуживания — «Внуково-3», «А-Групп Шереметьево», «Джет порт СПб», «А-Групп Пулково».

География полетов пассажиров чартерных рейсов бизнес-авиации в первой половине 2017 года практически не претерпела изменений, хотя трафик стал более интенсивным. Согласно данным чартерного брокера LL Jets, за первые семь месяцев текущего года топовые направления распределились следующим образом: Ницца — традиционный лидер (20%), затем Женева — 6%, за ней делят трафик Ольбия и Пиза (по 5%), впервые пятерку лидеров закрывает Сочи (4,4%).

«Примечательно, что в июне и июле 2017 года чартерный трафик в два с половиной раза превышал январскую интенсивность полетов, — рассказывает Алишер Эльмурадов из LL Jets. — В целом летом чаще всего летают на средиземноморские курорты в Италию, ценят Испанию, второй год популярна островная Греция». Самыми «кассовыми» бизнес-джетами на чартерном рынке оказались машины класса Heavy Jets (Embraer Legacy 600, Bombardier Challenger 605/850) и Midsize Jets (Cessna Citation XLS+, Bombardier Challenger 300).

В первой половине 2017 года продолжился тренд, отмечавшийся годом ранее, — частичное перераспределение чартерных рейсов бизнес-авиации. Оживление наблюдается на внутренних рейсах, а аэропорты Санкт-Петербурга, Сочи, Симферополя показывают уверенный рост. Такие данные приводит сайт Bizavnews.ru.

«Снижается спрос на международные чартеры, но возрастает спрос на внутренних авиалиниях, — делится мнением Дмитрий Петроченко из Bizavnews.ru. — На рынке продолжается сокращение международных полетов с увеличением количества полетов внутри России и на восточных направлениях, однако в обоих случаях темпы и падения, и роста существенно уменьшились, до 3–5%, что свидетельствует о стабилизации рынка. При том что аэропорты Московского авиационного узла по-прежнему принимают до 75% всего рынка, отмечается рост трафика в аэропортах Петербурга, Сочи и Симферополя».

Новый поворот

Объем парка бизнес-джетов — это наиболее фундаментальный фактор состояния отрасли бизнес-авиации. Он не сильно подвержен негативным изменениям и колебаниям экономики.

С префиксом RA- (российская авиация) в России летает всего 67 бизнес-джетов. Такие данные по состоянию на август 2017 года приводит онлайн-площадка по продаже бизнес-джетов JetNet Evolution. Большинство из зарегистрированных в России самолетов находятся в эксплуатации трех-четырех российских операторов и крупных госкомпаний. Остальные несколько сотен летают под флагами европейских и офшорных государств. Этот объем парка условно российских бизнес-джетов несколько снизился, его оценки колеблются в диапазоне 250–400 единиц. Столь низкий интерес к регистрации самолета в России объясняется непривлекательностью отечественного авиационного реестра. Он непрозрачен, не дает налоговых преференций, и в конечном итоге такой самолет сложно продать на вторичном рынке.

Впрочем, в области регистрации бизнес-джетов российских собственников отмечается интересная тенденция. За последний год в российской юрисдикции было зарегистрировано несколько небольших бизнес-джетов — от легких Premier и Cessna до средних Legacy 500 и Challenger 350. Всего с префиксом RA— появилось 5–7 легких и средних самолетов. Это косвенное доказательство того, что спрос на внутренние российские перевозки постепенно усиливается. В стране по-прежнему не принята восьмая степень свободы — каботаж, поэтому летать по местным маршрутам можно только самолетам с российской регистрацией или вписанных в российский сертификат эксплуатанта (степени свободы — набор правил, позволяющих входить в воздушное пространство другой страны). Кроме того, RA-регистрация позволяет снизить высокие аэропортовые расходы, которые всегда выше для иностранных бортов.

Согласно ежегодному прогнозу Global Business Aviation Outlook, который опубликовала американская корпорация Honeywell, поставщик решений и услуг в аэрокосмической отрасли, Россия и Китай уже сейчас демонстрируют растущие планы по приобретению новых бизнес-джетов. Эти две страны вместе с Бразилией остаются главными драйверами развития бизнес-авиации в странах БРИКС. Как отмечают в компании, страны БРИКС, несколько снизившие планы по покупке новых самолетов в предыдущие годы, вновь начинают увеличивать заказы. Согласно опросам, проведенным Honeywell, в 2016 году рост закупок увеличился на 32% по сравнению с годом ранее. Эта цифра значительно опережает общемировые планы по приобретению новой техники, что позволяет говорить о частичном смягчении десятилетия спада, прогнозировавшегося прежде. В целом в мире наиболее популярными типами самолетов станут дальнемагистральные (57%) и средние джеты (21%).

Традиционно оптимистично на российский рынок смотрит канадская компания Bombardier Aerospace, чьи самолеты исторически востребованы отечественными собственниками. Компания оценивает потенциал рынка России и СНГ в 400 новых самолетов в ближайшие девять лет.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBr6W4
Услуги сервиса: http://nnovgorod.youdo.com/remont/plumber/radiators/bimetallic/, недорого.
Цена за услуги по монтажу мягкой кровли за м2 на http://kazan.youdo.com/remont/building/roof/montazh/myagkaya/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer