Прежде чем начать разговор о взаимной гармонизации документов, позвольте, дорогие читатели, небольшое лирическое отступление, для чего предлагаем войти на сайт Flightradar24. Тут же вашему взору предстанет невероятная, чарующая картина одномоментного движения воздушных судов в любом регионе земного шара. При наблюдении за этим бесконечным движением невольно возникает вполне профессиональный вопрос: а сколько же сейчас топлива находится в воздухе в баках этих лайнеров? Немного поразмышляв, приходишь к невероятному выводу о том, что энергию этой фантастической картине придают сотни тысяч тонн топлива, потому что без топлива, как мы знаем, самолеты не летают. И чтобы поднять в небо всю эту армаду воздушных судов, и чтобы они полетели через страны и континенты, соединили государства и города, летали из одного аэропорта в другой, требуется огромная энергия, заключенная в углеводородном топливе, гордо именуемом «авиационное топливо».
За всей этой картиной стоит огромный труд нефтяников, переработчиков, транспортников и работников топливозаправочных комплексов аэропортов — и всей этой армией тружеников топливного обеспечения полетов руководит его величество документ (от лат. documentum — «образец, свидетельство, доказательство»), как некая организующая субстанция в виде материального объекта, содержащая информацию в зафиксированном виде и предназначенная для ее передачи во времени и пространстве для функционального обеспечения процессов управления.
И за всем этим стоит труд специалистов топливозаправочных комплексов различных стран мира, работающих по своим национальным документам, регламентирующим технологические и производственные процессы авиатопливообеспечения. В упорядочивании всех национальных стандартов, норм и правил огромную роль играют признанные мировым сообществом международные организации, такие как ИКАО и ИАТА, и множество других, на документы которых ориентируются профессиональные сообщества и правительства многих стран мира. При этом ориентация на документы международных организаций производится через национальные неправительственные организации, предметом деятельности которых является топливное обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации. На практике, применение документов признанных международных организаций производится различными путями: прямого признания, гармонизации или унификации национальных стандартов, норм и правил. При этом термины «прямое признание», «гармонизация» и «унификация» носят различный смысл. Давайте уточним, что подразумевается под данной терминологией.
Прямое признание документа означает применение документа членами международных организаций с согласия правительства страны-участницы того или иного профессионального сообщества, например, членов Совместной Инспекционной Группы (англ. Joint Inspection Group, JIG) ИАТА. Следовательно, для этого требуется постановление правительства на применение документа на территории данного государства.
За всей этой картиной стоит огромный труд нефтяников, переработчиков, транспортников и работников топливозаправочных комплексов аэропортов — и всей этой армией тружеников топливного обеспечения полетов руководит его величество документ (от лат. documentum — «образец, свидетельство, доказательство»), как некая организующая субстанция в виде материального объекта, содержащая информацию в зафиксированном виде и предназначенная для ее передачи во времени и пространстве для функционального обеспечения процессов управления.
И за всем этим стоит труд специалистов топливозаправочных комплексов различных стран мира, работающих по своим национальным документам, регламентирующим технологические и производственные процессы авиатопливообеспечения. В упорядочивании всех национальных стандартов, норм и правил огромную роль играют признанные мировым сообществом международные организации, такие как ИКАО и ИАТА, и множество других, на документы которых ориентируются профессиональные сообщества и правительства многих стран мира. При этом ориентация на документы международных организаций производится через национальные неправительственные организации, предметом деятельности которых является топливное обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации. На практике, применение документов признанных международных организаций производится различными путями: прямого признания, гармонизации или унификации национальных стандартов, норм и правил. При этом термины «прямое признание», «гармонизация» и «унификация» носят различный смысл. Давайте уточним, что подразумевается под данной терминологией.
Прямое признание документа означает применение документа членами международных организаций с согласия правительства страны-участницы того или иного профессионального сообщества, например, членов Совместной Инспекционной Группы (англ. Joint Inspection Group, JIG) ИАТА. Следовательно, для этого требуется постановление правительства на применение документа на территории данного государства.
Гармонизация (harmonization) стандартов, норм и правил в авиа-топливообеспечении означает приведение содержания национальных руководящих документов в соответствие со стандартами, нормами и правилами общепризнанных международных организаций. Для целей авиатопливо-обеспечения наиболее приемлема гармонизация документов ИКАО и ИАТА, регламентирующих стандарты оказания услуг по заправке воздушных судов авиакомпаний независимо от их национальной принадлежности и производителей воздушных судов.
Таким образом, под термином «гармонизация» понимается разработка, признание и применение процедур топливного обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации, основанных на общих стандартах ИКАО и ИАТА и действующих на основе соглашения ВТО.
При этом гармонизация может быть односторонней или взаимной. При односторонней гармонизации право одного государства адаптируется к праву другого государства. При взаимной гармонизации участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению стандартов, норм и правил.
Унификация (uniefacere — «делать единым») стандартов, норм и правил подразумевает создание одинаковых или идентичных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве государства. Обозначение унифицированного стандарта формируют из индекса ГОСТ Р (или ГОСТ), обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия) и отделенного от него года утверждения национального стандарта. Так, например, национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному стандарту ИСО 9001:2000, обозначают следующим образом: ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
А введенный в действие постановлением национального органа по стандартизации европейский стандарт ЕН 1070-98 в качестве национального стандарта обозначают: ГОСТ ЕН 1070-2003.
С юридической точки зрения, процесс гармонизации документов направлен на некоторое сближение законодательств разных государств и устранение или уменьшение их различий. Понятно, что гармонизация и унификация — процессы в какой-то мере взаимосвязанные. Но унификация предполагает введение в национальное законодательство норм международного права, что ведет к сближению национально-правовых систем и стиранию различий между ними. В то же время, гармонизация — более широкое понятие, так как сближение осуществляется за пределами унификации, без принятия жестких ограничений в отношении национально-правовых норм.
Главное отличие гармонизации от унификации — это отсутствие международно-правовых обязательств государства, закрепленных международными договорами или межправительственными соглашениями. Отсутствие договорной основы определяет специфику процесса гармонизации, т.е. стороны самостоятельно определяют порядок создания и применения норм международного права и его конечный результат. В свою очередь, при взаимной гармонизации участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению стандартов, норм и правил в общих интересах.
В настоящее время идет процесс подготовки к преобразованию некоммерческой организации «Ассоциации организаций авиатопливообеспечения воздушных судов гражданской авиации» (Ассоциация АТО ВС) в Саморегулируемую организацию (далее СРО) «Топливное обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации» (наименование условное). СРО «Топливное обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации» находится в стадии подготовки учредительного собрания, для чего специалистами рабочей группы ведутся интенсивные переговоры со всеми потенциальными участниками, и параллельно рабочая группа разрабатывает стандарты организации СРО. В связи с этим, на основании решения правления Ассоциации АТО ВС, всем заинтересованным будут разосланы приглашения к участию в СРО.
Таким образом, под термином «гармонизация» понимается разработка, признание и применение процедур топливного обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации, основанных на общих стандартах ИКАО и ИАТА и действующих на основе соглашения ВТО.
При этом гармонизация может быть односторонней или взаимной. При односторонней гармонизации право одного государства адаптируется к праву другого государства. При взаимной гармонизации участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению стандартов, норм и правил.
Унификация (uniefacere — «делать единым») стандартов, норм и правил подразумевает создание одинаковых или идентичных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве государства. Обозначение унифицированного стандарта формируют из индекса ГОСТ Р (или ГОСТ), обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия) и отделенного от него года утверждения национального стандарта. Так, например, национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному стандарту ИСО 9001:2000, обозначают следующим образом: ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
А введенный в действие постановлением национального органа по стандартизации европейский стандарт ЕН 1070-98 в качестве национального стандарта обозначают: ГОСТ ЕН 1070-2003.
С юридической точки зрения, процесс гармонизации документов направлен на некоторое сближение законодательств разных государств и устранение или уменьшение их различий. Понятно, что гармонизация и унификация — процессы в какой-то мере взаимосвязанные. Но унификация предполагает введение в национальное законодательство норм международного права, что ведет к сближению национально-правовых систем и стиранию различий между ними. В то же время, гармонизация — более широкое понятие, так как сближение осуществляется за пределами унификации, без принятия жестких ограничений в отношении национально-правовых норм.
Главное отличие гармонизации от унификации — это отсутствие международно-правовых обязательств государства, закрепленных международными договорами или межправительственными соглашениями. Отсутствие договорной основы определяет специфику процесса гармонизации, т.е. стороны самостоятельно определяют порядок создания и применения норм международного права и его конечный результат. В свою очередь, при взаимной гармонизации участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению стандартов, норм и правил в общих интересах.
В настоящее время идет процесс подготовки к преобразованию некоммерческой организации «Ассоциации организаций авиатопливообеспечения воздушных судов гражданской авиации» (Ассоциация АТО ВС) в Саморегулируемую организацию (далее СРО) «Топливное обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации» (наименование условное). СРО «Топливное обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации» находится в стадии подготовки учредительного собрания, для чего специалистами рабочей группы ведутся интенсивные переговоры со всеми потенциальными участниками, и параллельно рабочая группа разрабатывает стандарты организации СРО. В связи с этим, на основании решения правления Ассоциации АТО ВС, всем заинтересованным будут разосланы приглашения к участию в СРО.