Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотная гонка


25 августа 2017 года Антон Лавров, Известия


В подмосковном парке «Патриот» продолжается выставка-форум «Армия-2017». Российская оборонка демонстрирует свои последние достижения. Гостям показали не только танк «Армата» и боевую машину «Бумеранг», но и различные беспилотные системы. В том числе наземные и даже глубоководные. Но вот чего мы не увидели —- так это тяжелых российских ударных беспилотников. Они не были представлены даже в виде пластиковых моделей. 

Современные конфликты на Ближнем Востоке стали настоящим полигоном для ударных беспилотников. Помимо США, Израиля или Великобритании ударники своей разработки там применяют Турция и Иран. Активно расползаются по региону экспортные китайские «Птеродактили» весом более тонны. Отсутствие на этом фоне российских ударных дронов особенно бросается в глаза.

Это тем более удивительно, что Россия сегодня несомненно входит в число мировых лидеров по внедрению разведывательных беспилотников в войска. Их численность в войсках вскоре превысит 2 тыс. шт., а в Сирии российское Минобороны использует беспилотников больше, чем пилотируемых самолетов и вертолетов, вместе взятых.

Проблема в том, что все они очень малы. Самый грузоподъемный из принятых на вооружение беспилотников российской разработки, «Орлан-10», может нести лишь до 4 кг нагрузки, да и сам имеет максимальную взлетную массу всего 18 кг. А в рамках выставки-форума «Армия-2017» было представлены десятки перспективных моделей легких беспилотников.

Подобные малыши не могут применять управляемое оружие. Их пробуют вооружать гранатами, модифицированными боеприпасами для подствольников, суббоеприпасами из кассетных бомб и ракет РСЗО. Но предел возможностей таких малых ударников — «мелкие пакости» на тактическом уровне.

Наиболее подходящие системы вооружения для беспилотника — ПТРК «Атака» или «Вихрь» — весят более 50 кг. Есть простое эмпирическое правило: на полезную нагрузку БЛА самолетного типа приходится не более четверти его максимального взлетного веса. Чтобы просто поднять в воздух транспортно-пусковой контейнер одной такой ракеты, понадобится беспилотник весом не менее 200 кг. После передачи армейской авиации в состав ВКС у Сухопутных войск не осталось ни аэродромов, ни инфраструктуры, ни специалистов для использования таких тяжелых ударных или разведывательных беспилотников.

В теории пару ракет можно было бы приспособить к самому тяжелому нашему разведывательному БЛА — 450-килограммовому «Форпосту». Но он всего лишь собранный по лицензии старенький израильский IAI Searcher II, модифицировать который в ударный Россия не имеет ни прав, ни возможностей. Ситуацию может изменить анонсированное создание полностью локализованной и глубоко модернизированной версии «Форпост-М», но первый полет даже разведывательного варианта обещан лишь в 2019 году.

Радикально решить проблему должна разрабатываемая с нуля линейка тяжелых российских ударников, предназначенных для оснащения ВКС. Но если Сухопутные войска и даже ВМФ после изначального периода скептицизма быстро оценили возможности новых беспилотников, то авиационному начальству это только предстоит. Кажется, некоторые до сих пор готовы в духе маршала Буденного утверждать: «ОФАБ и НУРСы себя еще покажут!». Потому и к беспилотникам-ударникам они относились скорее как к модному аксессуару, чем как к критически важной военной технологии современности. Некому было сказать: «Ударные беспилотники нужны ВКС как воздух» и форсировать их разработку.

А между тем создание тяжелых ударников, способных нести серьезное оружие, требует огромного технологического скачка. Между легким 20-килограммовым разведчиком и ударным барражирующим беспилотником весом больше тонны лежит технологическая пропасть. Например, для разрабатываемых ударных БЛА нужны современные, экономичные и очень надежные двигатели с ресурсом в многие тысячи часов. Это традиционно больная для России тема. Попытка оснастить пятитонный «Альтиус» немецкими авиадизелями привела к тому, что по очевидным причинам весь проект теперь повис в воздухе.

Еще одно монументальное препятствие — связь с беспилотниками на расстоянии в сотни и тысячи километров. Законодатели мод, американцы, управляют своим флотом дальних и сверхдальних беспилотников через двустороннюю высокоскоростную спутниковую связь. Создание ее аналога — посильная и полезная задача для России, но применительно к беспилотникам ее приходится решать с нуля. Много вопросов остается и с комплектом сенсоров.

Неудивительно, что огромный 20-тонный «Охотник», научно-исследовательские работы по которому ведутся с 2012 года, до сих пор не существует даже в виде публичного макета. Нет ясного понимания ни по требуемым характеристикам, ни по функциям. Зато есть понимание, что разработка такого беспилотника обойдется не сильно дешевле, чем создание с нуля нового истребителя размерности МиГ-29.

Отсутствие сегодня современных ударных беспилотников у России — не знак научной или технической импотенции. Это проблема приоритетов, в число которых ударники не вошли, и концентрации ресурсов — научных, человеческих и, разумеется, финансовых. Невозможно ожидать быстрого создания функционального аналога MQ-9 Reaper, если в год на его разработку выделяется меньше $25 млн, как на «Альтиус».

Не так давно конфликт с Грузией дал мощный импульс к развитию российских ВВС и армейской авиации. Хочется надеяться, что опыт, полученный в Сирии, в том числе и самым дорогим путем, приведет к пересмотру приоритетов и разработка российских беспилотных ударников будет активизирована.

Антон Лавров — независимый военный эксперт, автор книг по истории современных войн и локальных конфликтов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции



комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году



Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8qqi
Цена за квадратный метр штукатурки стен - http://remont.youdo.com/facing/walls/plastering/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer