Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Танцы с "Раптором". В чем превосходство российских истребителей над F-22


26 июля 2017 года РИА Новости


Особенностью российских двигателей АЛ-31ФП (Су-30СМ), АЛ-41Ф1С (Су-35) и РД-33МК (МиГ-35) является всеракурсность управления вектором тяги. Их сопла могут отклоняться в любом направлении. Для сравнения: штатный двигатель американского F-22 — F119-PW-100 от компании Pratt and Whitney — может "вертеть" соплом только в вертикальной плоскости, вверх-вниз. Это упрощает взлет и тангаж на высоте, но не делает "Раптор" сверхманевренным.

Умелый летчик на современных российских самолетах способен буквально "танцевать" в небе, играючи выполняя сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Такие навыки, например, регулярно демонстрирует на различных авиапоказах начальник летной службы компании "Сухой" знаменитый ас Сергей Богдан. Впрочем, такой пилотаж — не просто красочное шоу. То, что многие расценивают как "показуху", на деле является отработкой приемов ближнего воздушного боя.

"Бой двух современных самолетов можно условно разделить на два этапа, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик России генерал-майор Владимир Попов. — Первый — обнаружение истребителя противника на большой дистанции и его атака дальнобойной управляемой ракетой класса "воздух-воздух". Это достаточно эффективное оружие, которое, однако, не гарантирует попадания. Особенно по самолету с современными системами радиоэлектронного противодействия, способными "обмануть" ракету. В этом случае истребители идут на сближение и начинается второй этап — маневренный воздушный бой на ближней дистанции. Здесь в ход уже идут ракеты малой дальности и пушки. Тут-то и раскрываются все преимущества двигателей со всеракурсным УВТ".

Говоря языком аналогий, американский F-22 — это "снайпер", в чью задачу входит подобраться незамеченным к противнику и уничтожить его издали, не вступая в визуальный контакт. Российские истребители поколения 4++ — это "фехтовальщики", способные уйти от вражеских ракет, резко сорвать дистанцию с самолетом неприятеля и как следует "накостылять" ему в ближнем бою, пользуясь преимуществом в маневренности. Малозаметность американского "Раптора" может и не спасти: как отмечают эксперты The National Interest, Су-35 способен воспользоваться пассивным и наземными радарами, а также инфракрасной системой поиска и слежения, чтобы обнаружить истребитель-невидимку.

Нестандартная тактика

К счастью, проверить оба подхода в реальных боевых условиях пока не представлялось возможным. Однако экспортные индийские Су-30МКИ с двигателями АЛ-31ФП уверенно одерживали верх над многими западными самолетами в учебно-тренировочных боях. Еще в 2005 году эскадрилья этих машин показала превосходство над F-16 и F-15 C/D ВВС США во время воздушных маневров в небе над Индией. А в 2015 году в рамках международных учений Индрахануш  "тридцатые" разгромили британские истребители Eurofighter Typhoon с "сухим" счетом 12:0.

По мнению Владимира Попова, высокая результативность российских истребителей с двигателями УВТ в учебных боях объясняется тем, что их пилоты имеют возможность использовать нестандартную тактику и маневры, на которые не способны западные самолеты.

— Все мы видели на МАКС, как Су-35, словно сухой лист, крутился плашмя вокруг своей оси, — пояснил Попов. — В авиации это называется поиском с минимальным разворотом. Маневр совершается, чтобы летчик "осмотрелся" вокруг себя и просканировал окружающее пространство радиолокационной станцией, установленной в носовой части самолета. Такой истребитель обнаружит менее "шустрого" противника быстрее, так как последнему нужно для аналогичного маневра разворачиваться в вираже. Каждый вираж с креном в 45 или 60 градусов занимает полторы-две минуты. Су-35 может "осмотреться" гораздо быстрее. Еще очень эффективный прием — "Кобра Пугачева". Самолет резко "встает на дыбы" и гасит собственную скорость до нуля всей плоскостью фюзеляжа. Очень хорошо работает, если на "хвосте" висит противник: он по инерции проскакивает вперед и превращается из охотника в дичь. Кроме того, когда скорость истребителя на нуле, его не "видят" РЛС противника. Все это в сочетании с бортовыми средствами РЭБ может окончательно запутать противника и заставит его совершать ошибки.

Достоинства сверхманевренности в полной мере оценили во многих странах. На экспортных модификациях Су-30 летают не только индийские летчики, но и китайские, вьетнамские, малайзийские, алжирские и венесуэльские. Большой интерес у зарубежных покупателей вызывает и Су-35. Договоры на поставки этих машин были подписаны с КНР и Индонезией. Хороший экспортный потенциал имеют новейшие МиГ-35, которые должны пойти в серийное производство в течение двух лет. Как сообщил на МАКС генеральный директор РСК МиГ Илья Тарасенко, этот самолет могут без всяких проблем обслуживать на имеющейся инфраструктуре все государства, в составе ВВС которых есть истребители МиГ-29. А таких стран в мире десятки.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer