Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


За это точно влетит


24 июля 2017 года Владимир Гаврилов, Валерий Чусов, КоммерсантЪ


Представленный недавно "летающий автомобиль" AeroMobil рухнул в словацких полях во время показательного полета. Изобретатель и пилот Стефан Кляйн выжил, но под обломками осталась лежать мечта об универсальной машине, взмывающей в воздух. Скептики уже заговорили о невозможности сделать подобные конструкции эффективными. Между тем попытки заставить автомобиль летать сегодня предпринимают не только кустари-одиночки, но и серьезные автомобильные компании. И якобы серийный гибрид автомобиля и самолета вот-вот можно будет купить. Есть ли на это шанс? И кому в конце концов это нужно?

Предвосхитили появление летающего автомобиля, как водится, фантасты. Нарисованный ими образ будущего с мелькающими в небесах флаерами сподвиг мечтателей на смелые идеи. Но имеющиеся технологии ограничивают полет фантазии. На данный момент все проекты представляют собой попытки скрестить автомобиль с самолетом или вертолетом.

К примеру, разбившийся словацкий AeroMobil летал не за счет гравитационного двигателя, а на складных крыльях с защелкой. 100 "лошадей" под капотом хватало на пологий подъем и крейсерскую скорость в 200 км/ч. А вот чтобы пробивать турбулентность и выходить из штопора на подобной конструкции силенок нужно как минимум впятеро больше. Во время майского демонстрационного полета аппарат потерял устойчивость и вошел в штопор. Пилот и изобретатель Стефан Кляйн смог активировать парашютную систему, которая и спасла ему жизнь. Но AeroMobil превратился в груду обломков, так и не найдя покупателя. Главная причина неудачи - маломощный мотор, неспособный бороться с воздушными ямами, и спорная аэродинамическая схема фюзеляжа.

Примерно по той же схеме сооружен еще один "летающий автомобиль" - Terrafugia Transition. Там есть у аппарата есть кузов с мотором и колесами, а также складывающиеся крылья. По сути это самолет, умеющий ездить по дорогам общего пользования. Для взлета и посадки требуется разгонная полоса длиной 300 м. А максимальная скорость в воздухе достигает 185 км/ч. Однако на земных дорогах управляемость у Terrafugia Transition отвратительная. Того и гляди свалится в кювет.

У крылатых автомобилей есть нерешаемая проблема. Для земли и небес требуется разная аэродинамика. Кузов машины должен прижиматься к дороге, а вот у самолета, наоборот, выталкиваться потоками воздуха вверх. "Любой синтез разнонаправленных конструкций - это всегда смесь противоречивых качеств", - считает доцент МАИ Виталий Полянский. Инженеры хотят соединить достоинства, а в итоге умножают недостатки. На выходе получается плохой самолет и никудышный автомобиль.

Безжалостная реальность

Для каких регионов необходим летающий автомобиль? Разработчики AeroMobil кивают на острова в Океании и даже на просторы американского Среднего Запада. Но скептики спрашивают, зачем они там нужны, если малая авиация прочно занимает эту нишу перевозок. Вот в задыхающихся от пробок крупных мегаполисах летающие машины были бы решением проблемы... Но для ущелий среди небоскребов требуются иные конструкции.

Нидерландская фирма PAL-V решила скрестить трицикл с автожиром и построила летающий Liberty Pioneer. Получился 200-сильный транспорт для двух человек. Аппарат похож на вертолет, но разгоняется за счет толкающего винта сзади, а лопасти сверху раскручиваются набегающим потоком и создают подъемную силу.

По задумке авторов, владелец чудо-техники может самостоятельно добраться на трицикле до аэродрома и взлететь в воздух с посадочной полосы длиной около 300 м. А вот сесть он может на площадку диаметром 40 м где-нибудь на лужайке у собственной виллы. А оттуда он может уехать до ближайшей подходящей полосы по земле.

Агрегат получился неплохой, но опять же не для городов с их заторами. Да и непонятно, зачем летать на Liberty Pioneer, если на малых аэродромах есть более дешевые легкие самолеты и более дорогие, но и более универсальные вертолеты.

Вундерваффе

Серьезным критиком "летающих автомобилей" стал президент SpaceX и Tesla Илон Маск. По его словам, они плохи тем, что могут падать на головы граждан. Решение транспортной проблемы в городах миллионер видит в строительстве многоуровневых тоннелей под небоскребами. Но мечта о летающих машинах живет. Остается еще одна неотработанная авиационная схема, а именно - конвертопланы.

Конвертоплан - летательный аппарат с поворотными винтами, которые при взлете и посадке работают как вертолетные, а в воздухе превращаются в толкающие пропеллеры, как в самолете. Летают они быстро, как самолет, и могут сесть на крошечные поляны, как вертолет.

Terrafugia разработала проект подобного конвертоплана под незамысловатым названием TF-X. Аппарат имеет пузатый яйцевидный кузов, крошечные крылья, колеса для езды по дорогам и поворотные моторы.

Концепция выглядит красиво, но разработчики не скрывают, что у показанной машины есть проблемы. Главная из них - это недостаточная стабильность в воздухе и перетяжеленность конструкции.

Справедливости ради, надо сказать, что конвертопланы, например, еще в тридцатые годы разрабатывали нацисты. Но никому тогда в голову не приходило заставить это "вундерваффе" ездить по земле. Позже темой занимались и в СССР, и в США, однако тоже в контексте военного дела или перевозки грузов, а никак не концепции "летающего автомобиля" или "ездящего самолета".

Без колес

"Автолет не должен ездить по асфальту. Его удел - небеса, - считает руководитель центра промышленного дизайна "Кинетика" МИСиС Владимир Пирожков, - оставим колеса на земле. Для полетов в небесах нужна гибридная силовая установка с электродвигателями. Автолеты обязаны превосходить вертолеты по скорости. Только тогда у них есть право на существование".

Неудивительно, что компания Airbus решила делать свой автолет как модульную систему. На последнем Женевском автосалоне был представлен проект Pop.Up, разработанный при содействии дизайн-бюро ItalDesign. Система состоит из трех частей. Есть капсула с пассажирскими сиденьями, отдельное шасси на колесах с электромоторами и батареями и летающая платформа-квадрокоптер. Если человеку требуется выехать за город, то сначала электрокар доставляет пассажира на аэростанцию, а там капсула отсоединяется от шасси и подхватывается летающей платформой. Аппарат летит за город и приземляется на другую аэростанцию - или высаживает пассажира в чистом поле. Таким образом, Pop.Up сочетает оптимальные для разных условий типы транспорта - ему не надо таскать с собой на земле сложенные крылья или винт и не надо портить ходовую часть в угоду аэродинамике и массе. Но для реализации подобной схемы нужна колоссальная инфраструктура. Поэтому авиационные инженеры из Airbus не скрывают, что ждать Pop.Up ранее 2030 года не стоит.

А вот энтузиасты из компании Toyota более оптимистичны. Они намерены уже через два года показать летающий автомобиль и даже провезти на нем огонь Олимпиады-2020 в Токио. Причем потратить на проект они готовы не миллиард, а только $350 000. Сообщается, что аппарат SkyDrive может подниматься на высоту до 10 м и разгоняться до 100 км/ч. Это одноместный квадрокоптер с электромоторами на выносных консолях и хлипкими колесами - скорее скутер, способный срезать поворот или пролететь над плохим участком дороги. Он сможет и пробку облететь... но представим, что таких машин стало много - тогда пробка просто будет перенесена с дороги в воздух.

"Чик, и ты уже на небесах..."

Главная проблема, которую не может решить ни один конструктор или предприниматель, - организационная. Сейчас для того, чтобы взлететь на своем аэромобиле, вам понадобится не только техническая возможность и достаточно места для этого, но и удостоверение пилота-любителя. В большинстве стран получить его не так уж и дорого - стоимость сопоставима с ценой автомобиля. Но если летающих машин станет много, то необходимо будет регулировать их движение. А это уже инфраструктура, в которую должно вкладывать деньги государство.

Массовой любая технология становится при двух условиях: невысокая цена и низкие требования к квалификации пользователя. А это означает автоматизацию. В случае с летающими транспортными средствами автопилот поможет решить проблему и с организацией движения - он просто подключится к единому центру управления и другими самолетами, вертолетами и аэромобилями. Благо на автомобилях уже практически отработаны технологии автоматизации без участия внешнего управления, а в авиации выстроена система контроля движения, которую очень просто автоматизировать.

Поэтому, отвечая на вопрос, полетят ли автомобили и когда это может случиться, надо смотреть не только на то, какой коллектив конструкторов предложит более совершенную конструкцию автомобиля, способного отрываться от асфальта. Надо спросить себя, насколько мы готовы к тому, что трафик с пробками и авариями теперь будет не только на земле, но и на небе.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году



Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAKJP
Курьер на час: http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/ тут.
Грузовые перевозки в Магадане - смотрите на этом http://perevozki.youdo.com/country/geo/magadan/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer