Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Медпомощь на лету


25 мая 2017 года Алексей Екимовский, КоммерсантЪ


Реализуемая в России программа развития санитарной авиации не только поддержит здравоохранение в регионах, но и позволит отечественной вертолетной промышленности закрепиться на новом для нее рынке легких вертолетов.

В 2016 году в России насчитывалось всего 124 вертолета, применявшихся в санитарной авиации, и лишь 51 из них был оснащен специальным медицинским оборудованием. Нынешний парк медицинской вертолетной техники — это больше 80 средних вертолетов типа Ми-8, Ми-8МТВ и Ка-32, полтора десятка легких двухдвигательных Ми-2 (производство в Польше прекращено с 1992 года) и свыше 20 легких вертолетов европейского и американского производства: Eurocopter (ныне Airbus), Bell, Robinson. Причем на иностранную технику приходилась львиная доля новых заказов последних лет со стороны российских региональных авиационных центров, использующих легкую авиацию для спасения людей и оказания медпомощи при чрезвычайных ситуациях, крупных ДТП и терактах.

По оценкам холдинга "Вертолеты России" (входит в госкорпорацию "Ростех"), потребность в специализированных медицинских вертолетах в РФ составляет от 230 до 350 машин с учетом постоянного дежурства и необходимости формирования резерва воздушных судов под периоды планового технического обслуживания. Причем больше 70% необходимого количества — это медицинские вертолеты легкого класса, которых до недавнего времени отечественная гражданская вертолетная промышленность не выпускала.

Начиная с прошлого года "Вертолеты России" начали серийные поставки заказчикам гражданской версии легкого двухдвигательного вертолета "Ансат", в том числе для медицинских нужд. Его военную версию прозвали "летающей партой", поскольку вертолет оказался универсальным учебным пособием для военных летчиков, но требования коммерческих заказчиков потребовали модернизации машины. Гражданская версия способна перевозить на расстояние до 520 км со скоростью до 260 км/ч до 1,2 тонны полезного груза, в медицинском варианте — одного лежачего пострадавшего в сопровождении двух врачей.

"Ансат" в медицинском исполнении впервые был представлен публике на выставке HeliRussia в 2014 году. Несмотря на то что тогда санитарная модель еще не была сертифицирована, заключенные три года назад предварительные соглашения превратились в прошлом году в твердые контракты, а сегодня серийные образцы новых санитарных вертолетов с медиками на борту уже приступили к спасению людей.

Первым заказчиком новой модификации "Ансата" стал минздрав Татарстана в лице республиканской клинической больницы: в октябре прошлого года главврач клиники Рустем Гайфуллин в торжественной обстановке получил ключи от нового вертолета с встроенным медицинским модулем. Географическая близость региона эксплуатации к Казанскому вертолетному заводу, где производят и обслуживают "Ансаты", дает дополнительные преимущества стартовому заказчику.

Первым частным эксплуатантом медицинского "Ансата" стала московская группа компаний "Русские вертолетные системы" (РВС), реализующая в столичном регионе проект строительства сети вертолетных площадок. В прошлом году эта компания получила один "Ансат" в VIP-комплектации, а в мае текущего года — полностью оборудованный вертолет под "летающую скорую помощь". В планах РВС — осуществление всероссийского проекта развития вертолетных площадок в интересах санитарной авиации под названием HeliMed, в рамках которого предполагается сделать "Ансат" базовым типом эксплуатируемых санитарных вертолетов.

Будучи одним из стартовых заказчиков гражданской версии "Ансата", РВС получила также эксклюзивные права на профессиональную подготовку экипажей для этой модели, поэтому компания заинтересована в ее продвижении на рынок, в том числе зарубежный. В мае на международной промышленной выставке в Алжире РВС представила свой "Ансат" местным потенциальным покупателям, подробно рассказав им о своем опыте эксплуатации новой российской техники.

Впрочем, государственные структуры не снимают с себя ответственности за продвижение отечественных вертолетов на мировом рынке. В конце 2016 года у санитарных "Ансатов" появились первые зарубежные заказчики: китайская корпорация Wuhan Rand Aviation Technology Service заключила контракт на приобретение пяти российских вертолетов, в том числе двух "Ансатов" в медицинской комплектации. Согласно подписанному тогда же опциону, китайский заказчик может купить еще 13 вертолетов, в том числе 6 "Ансатов".

Китайские покупатели также будут помогать своим российским партнерам продавать вертолеты на местном рынке: план перспективных поставок только в КНР оценивается в 100 машин в течение десяти лет. Кроме того, "Вертолеты России" и госкорпорация "Ростех" ведут переговоры о поставке медицинских вертолетов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

А в конце марта во время визита в Москву президента Ирана Хасана Роухани президент РФ Владимир Путин заявил о заинтересованности двух стран в сотрудничестве в поставках санитарных вертолетов из России. Не исключено, что такой контракт будет частью более масштабного соглашения "Вертолетов России" с иранскими партнерами об организации сборки вертолетов в Иране: меморандум о намерениях был подписан директором российского вертолетного холдинга Андреем Богинским и председателем совета директоров Иранской организации промышленного развития и реконструкции Мансуром Моазами, которые отметили особую потребность иранского Министерства здравоохранения в легких вертолетах типа "Ансат" и Ка-226Т.

И все же основным рынком для легких санитарных вертолетов отечественного производства остается Россия. С 2017 года правительство реализует рассчитанную на три года комплексную программу поддержки медицинской авиации стоимостью свыше 10 млрд руб., из которых 9,9 млрд руб.— прямые субсидии регионам на оплату услуг авиационной медицинской помощи (по 3,3 млрд руб. в 2017, 2018 и 2019 годах). В нынешнем году больше всех из федерального бюджета должны получить Якутия (свыше 400 млн руб.), Республика Бурятия (237 млн руб.), Красноярский край (171 млн руб.), Кировская область (168 млн руб.), Чукотский автономный округ и Республика Коми (более чем по 150 млн руб.).

Чтобы соответствовать критериям предоставления субсидий, правительство требует от глав регионов документального подтверждения начала в 2017 году строительства или реконструкции вертолетных площадок рядом с медучреждениями (время доставки пациента до больницы от места приземления вертолета не должно превышать 10 минут, указано в постановлении правительства). Кроме того, региональные администрации должны разработать местную программу обеспечения населения медицинскими авиационными услугами и приобрести не менее одного санитарного вертолета.

В конце 2016 года "Вертолеты России" заключили твердый контракт на поставку Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК, находится в ведении Минтранса РФ) 29 новых отечественных вертолетов, в том числе 23 средних вертолетов Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1 и 6 легких "Ансатов" в санитарной комплектации с бортовым медицинским модулем.

Число заявок от эксплуатантов уже сейчас значительно превышает количество законтрактованных машин, что, вероятно, повлечет за собой заключение новых соглашений или даже создание долгосрочной программы поставок в интересах ГТЛК.
В каталожных ценах сумма двух заключенных контрактов составляет 11,2 млрд руб., но ГТЛК, становясь крупнейшим заказчиком отечественной гражданской вертолетной промышленности, получит вертолеты со скидкой — по 50 млн руб. за каждый "Ансат" и почти по 70 млн руб. за каждый вертолет среднего класса. С учетом скидок общая стоимость поставок 29 машин сократится до 9,4 млрд руб., но, если покупатель уменьшит количество заказанных воздушных судов, скидка по обоим контрактам может быть аннулирована. Подобные условия контракта позволяют ГТЛК предоставлять вертолеты пользователям в льготный лизинг: базовые условия поставки "Ансатов" через ГТЛК предполагают ежемесячный платеж на уровне 2,3 млн руб. при отсутствии аванса.

Инвестиции в санитарную авиацию наиболее отчетливо демонстрируют тот самый "мультипликативный эффект", о котором в последнее время часто упоминают высокопоставленные чиновники. Это не только спасенные человеческие жизни: от вложений в медицинские вертолеты государство получает колоссальный экономический результат в самых разных отраслях экономики. И это не только авиапром и смежные рынки, например производство бортового медицинского оборудования. Эффект от программы будет ощутим даже в некоторых сегментах финансового бизнеса. Кроме расширения рынка финансового и операционного лизинга за счет роста количества продаж в рассрочку дорогостоящей промышленной продукции, дополнительное развитие за счет санитарной авиации может получить рынок страхования, утверждают отраслевые эксперты. Страховщикам и врачам хорошо знакомо правило золотого часа, когда возможность оказать человеку срочную медпомощь сразу после происшествия или травмы многократно сокращает вероятность гибели пациента и стоимость его последующего лечения. Поэтому во многих зарубежных странах при страховании жизни и здоровья граждан в полисе отдельно оговаривается возможность оказания медицинских услуг с вылетом санитарной авиации на место, что оказывается весьма выгодно страховщикам и прибавляет уверенности их клиентам.

Впрочем, и для самих авиастроителей госпрограмма развития санитарной авиации — это не только возможность занять новую нишу легких вертолетов для нужд отечественной медицинской помощи, но и один из важных этапов завоевания сегмента поставок легких вертолетов, который сегодня почти поровну делят между собой европейские и американские компании. По словам экспертов, уже сейчас в мире наблюдается насыщение спроса на тяжелые и средние вертолеты, сокращаются оборонные заказы на вертолетную технику, что в прежние годы формировало львиную долю выручки "Вертолетов России". Но столь же долгосрочной выглядит тенденция на рост спроса в сегменте легких многофункциональных коммерческих вертолетов, поэтому своевременный запуск в серийное производство современных моделей позволяет отечественному производителю надеяться на то, что они потеснят западных конкурентов не только на внутреннем, но и международных рынках.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году



Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8CKi
Отделка гипсокартонных стен на http://remont.youdo.com/facing/walls/wall-decoration/gypsum-wall/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer