Как выяснил “Ъ”, Минтранс начал разработку новых авиационных правил, регламентирующих сертификацию авиатехники, ее производителей и разработчиков. Утвердить их могут летом. Хотя РФ еще в конце 2015 года передала функции сертификации от Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Росавиации, старые правила, закрепившие сертификацию за МАК, действуют до сих пор. Это, по словам источников “Ъ”, вносит правовую неопределенность и может вызвать сложности с сертификацией двигателя ПД-14 для самолета МС-21, в том числе потребовать его повторной валидации европейскими авиавластями.
Минтранс подготовил проект Федеральных авиационных правил, по которому единый процесс сертификации может быть разделен на три составляющие — авиатехники, разработчика и изготовителя, рассказали “Ъ” источники, знакомые с ситуацией. Планируется, что Минтранс утвердит процедуры не ранее июня.
Собеседники “Ъ” поясняют, что сейчас «не ликвидирована правовая неопределенность». До сих пор действует основной процедурный документ в области сертификации гражданской авиатехники «Авиационные правила. Часть 21» (АП-21). По АП-21 разработкой авиационных правил, сертификацией техники, разработчиков производства и ремонта, аккредитацией сертификационных центров занимается МАК. Но в конце 2015 года сертификацию самолетов и их деталей передали Росавиации. В марте 2016 года Росавиация учредила ФАУ «Авиарегистр РФ», а в ноябре агентству передали и сертификацию разработчиков и изготовителей, за год до этого отданную Минпромторгу.
По словам источников “Ъ”, «устаревшая нормативно-правовая база существенно тормозит» развитие сертификации. «До сих пор нет четкого регламента, который определяет порядок одобрения Росавиацией изменений типовой конструкции авиатехники с одобрительной документацией, ранее выданной МАК»,— поясняет собеседник “Ъ”. Неясно, как засчитывать результаты выполненных МАК работ, как зарубежные авиавласти должны принимать новые заявки на сертификацию с учетом тех, что уже были поданы до перераспределения полномочий, говорит он. Источник “Ъ” отметил и «отсутствие взаимодействия МАК, Минтранса и Росавиации».
«Без преемственности на государственном уровне деятельности авиавластей и взаимного признания выполненных работ МАК декларирует свой статус как орган по сертификации»,— говорит источник “Ъ” в правительстве.
В Минтрансе “Ъ” сообщили, что ведут «активную работу по совершенствованию законодательной базы для реализации международных стандартов ICAO (Международная организация гражданской авиации.— “Ъ”) и гармонизации с международной практикой». Действующее законодательство, считают в Минтрансе, позволяет Росавиации и «Авиарегистру РФ» выполнять свои функции. В министерстве полагают, что Росавиация обоснованно одобряет изменения на типовую конструкцию техники, одобренную ранее МАК. Представитель Росавиации Сергей Извольский подтвердил “Ъ”, что АП-21 сейчас действуют и в дальнейшем будут созданы «Федеральные авиационные правила. Часть 21», они будут гармонизированы с существующими. По его словам, законодательство РФ не запрещает агентству одобрять изменения типовой конструкции с документацией, ранее выданной МАК. По запросу иностранных авиавластей Минтранс подтверждает преемственность Росавиации в сертификации авиатехники и ее производителей, для внутреннего рынка эта процедура не нужна.
Глава Infomost Борис Рыбак считает «бюрократическую составляющую процесса» вполне решаемой задачей, а наиболее сложным аспектом называет набор достаточного числа специалистов и налаживание эффективной работы службы сертификации по международным стандартам.