Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Подрезанные крылья


12 апреля 2017 года Игорь Наумов, Lenta.ru


В прошлом году госпрограмма развития авиапрома на 2013-2025 годы, за которую отвечает Минпромторг, была выполнена всего на 74 процента. При этом проблем с финансированием не было: вместо запланированных 53 миллиардов рублей было выделено на 10 миллиардов больше. Эти данные содержатся в докладе Минэкономики, о котором написала газета «Коммерсантъ». Что происходит с отраслью, поддержке которой последние годы государство уделяет столько внимания? В ситуации разбиралась «Лента.ру».

Аварийная посадка

В докладе Минэкономики содержатся нелицеприятные оценки эффективности деятельности Минпромторга как исполнителя госпрограммы — на уровне 33,3 процента. В публикации «Коммерсанта» констатируется, что хуже ситуация только в реализации программ поддержки судостроения и промышленности в целом, которые также курирует Минпромторг.

Что касается авиапрома, то даже существенное увеличение объемов финансирования — с 53 до 63 миллиардов рублей — не спасло ситуацию. Фактически была достигнута только половина плановых показателей госпрограммы, а вместо обещанных 198 самолетов в прошлом году было собрано 136.

Не удалось выполнить и контрольные этапы создания самолета МС-21. Впрочем, срыв сроков — еще полбеды. Куда более тревожными для этого проекта выглядят результаты маркетинговых исследований, согласно которым в ближайшие два-три года заказов на МС-21-200 не ожидается.

Председатель правительства России Дмитрий Медведев (слева), губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт (в центре), министр промышленности и торговли России Денис Мантуров (четвертый справа), президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаил Погосян (справа на первом плане) на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина.

Среди причин срыва ключевых показателей в докладе Минэкономики названы «негативное влияние антироссийских санкций, ограничивших доступ к внешним рынкам»; сокращение спроса на отечественную авиатехнику; ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры; девальвация рубля, ограничившая возможности по закупке комплектующих и оборудования за рубежом. В числе острейших проблем, с решением которых, что уже очевидно, не справился Минпромторг, — низкая эффективность реализации программы импортозамещения.

Обманутые надежды

В середине февраля 2017 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) обнародовала планы на среднесрочную перспективу. Компания ставит перед собой задачу в 2017 году обеспечить выпуск 152 самолетов, в 2018-м — 194, а в 2019-м — 203. Однако это лишь ориентиры, до которых еще нужно дотянуться. Статистка последних нескольких лет поводов для оптимизма не дает: в 2012 году российский авиапром выпустил 94 самолета, в 2013-м — 111, в 2014-м — 159, в 2015-м — 156, в прошлом, как было сказано выше, 136. Речь о военных и гражданских машинах.

При этом основные индикаторы госпрограммы развития отрасли, согласно первоначальной версии документа, определяли, что к 2025 году количество ежегодно поставляемых гражданских самолетов должно было составить 180 штук, а военных — 130 штук. Всего же за 13 лет планировали построить более 3,3 тысячи самолетов и 5,5 тысячи вертолетов различного назначения.

В документе ставилась задача достичь «глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности и укрепления ее позиций на третьем месте в мире по объему выпуска продукции». Кроме того, во всех секторах авиапромышленности к 2025 году должны быть сформированы конкурентоспособные корпораций с устойчивой прибыльностью.

Проза жизни

Доклад Минэкономики, конечно, не стал откровением для Минпромторга. В конце ноября 2016 года ведомство подготовило обновленный вариант Стратегии развития авиапрома до 2030 года. Отметим, что этот документ, принятый в 2015 году, далеко не по всем пунктам совместим с госпрограммой развития отрасли, принятой двумя годами раньше.

В частности, признается, что внутренний рынок имеет «недостаточный для конкурентоспособной экономики производства» масштаб, отсутствует развитая система поставщиков, ограничены финансовые ресурсы, отмечены слабые позиции в научно-техническом и технологическом обеспечении отрасли, дефицит квалифицированных кадров.

За счет кратного увеличения гособоронзаказа реализованы важнейшие проекты по модернизации и созданию боевой и учебно-боевой авиационной техники. Однако многие проекты по созданию авиационной техники гражданского назначения не были завершены либо были закрыты, плановые объемы поставок гражданской продукции на внешний и внутренний рынок оказались недостижимыми.

В стратегии объем внутреннего рынка широкофюзеляжных самолетов на период до 2030 года составляет около 100 единиц, тогда как для инвестиционной окупаемости проекта необходимо 500–600; узкофюзеляжных магистральных самолетов ― менее 400 единиц при инвестиционной окупаемости в 800–850 единиц.

Отмена рейсов

Эксперты, опрошенные «Лентой.ру», похоже, не питают иллюзий насчет перспектив российского авиапрома. Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин считает, что одна из причин низкой эффективности госпрограммы поддержки отрасли связана со «сверхнормативной» численностью административного аппарата, содержание которого обходится казне в копеечку.

Еще одна проблема, характерная практически для всех отраслей промышленности России, ― дефицит квалифицированных кадров. Средний возраст рабочих на предприятиях ― около 50 лет, смены им нет. Кроме того, изменились требования к «синим воротничкам». «На современных станках выпускники ПТУ работать не могут, знаний не хватает. Тут нужны люди с дипломами инженеров», ― говорит эксперт.

Претензии к Минпромторгу относительно низкой эффективности госпрограммы развития авиапрома, по мнению Литовкина, объективно вытекают из не столь уж далекого прошлого: «После развала СССР гражданское авиастроение оказалось в загоне. Теперь мы пытаемся воссоздать этот сектор экономики. Задача не из легких, особенно на фоне развала кооперации с Украиной».

То, что отечественный авиапром сегодня обладает ограниченными возможностями, по мнению Литовкина, подтверждает совместный российско-китайский проект производства широкофюзеляжного самолета. Стороны договорились, что чертежи новой машины будут создаваться в подмосковном Жуковском, а собирать ее будут на заводе в Шанхае.

Сложности, переживаемые авиапромом, в понимании директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева ― явление естественное. От аналогичных проблем не избавлены и другие отрасли промышленности, ведь импортозамещение, которое должно обеспечить создание ресурсной базы, особыми успехами не радует.

Об этом, по мнению эксперта, свидетельствуют в том числе и макроэкономические показатели: в январе-феврале промышленное производство снизилось на 0,3 процента. «Из чего следует вывод, что программа импортозамещения пробуксовывает», ― констатировал Николаев.

Еще одно узкое место ― длительные сроки реализации проектов создания новых гражданских лайнеров, уверен экономист. Он напомнил, как долго «рождался» Superjet 100. Настолько, что когда машина пошла в серийное производство, она оказалась морально устаревшей. Теперь авиастроители возлагают надежды на пассажирский самолет МС-21. Вопрос в том, когда работа над ним войдет в активную фазу, заметил Николаев.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBfeWz
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/kamaz/, лучшие цены.
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/city/foodstuffs/, выбирай!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer