Как рассказал коммерческий директор ВВСС Евгений Ильин, 2017 год для аэропорта Пулково начался с положительной динамики: за январь — февраль 2017 года его пассажиропоток составил 1,88 млн человек, что на 30% больше, чем показатели за такой же период 2016 года. По его словам, за два месяца текущего года число перевезенных пассажиров по внутренним направлениям составило 1,354 млн человек, по зарубежным — 526 тыс. человек.
По прогнозам господина Ильина, в 2017 году петербургский хаб ожидает увеличение пассажиропотока на 10%, по сравнению с результатами 2016 года. Отметим, что прошлый год был не слишком показательным для Пулково по числу перевезенных пассажиров. Всего аэропорт зафиксировал 13,2 млн человек, что на 1,7% ниже, чем в 2015 году. Евгений Ильин уверен, что в 2017 году Пулково сможет превысить исторический максимум, достигнутый в 2014 году, когда было перевезено 14,2 млн человек, и увеличить поток до 14,5 млн пассажиров.
Достигнуть поставленной цели Пулково планирует за счет появления в летнем расписании аэропорта (стартует с последнего воскресенья марта) ряда новых зарубежных направлений (не менее семи-восьми), а также увеличения частотности рейсов по уже существующим российским и зарубежным маршрутам.
В частности, компания Alitalia начнет прямые рейсы в итальянскую Катанию, Ellinair добавит в географию полетов греческую Кавалу, "Уральские авиалинии" с мая приступят к выполнению регулярных рейсов в грузинский город Кутаиси, S7 полетит в Берлин, а авиакомпания "РусЛайн" с 1 июня начнет осуществлять перевозки в норвежский город Берген. Кроме того, данный перевозчик намерен запустить полеты в Таллин и Палангу, а также увеличить на лето частоту полетов в Осло и Вильнюс.
Помимо этого, в летнем расписании аэропорта Пулково возобновится ряд новых европейских направлений, открытых еще летом 2016 года. Например, China Eastern Airlines полетит в Шанхай, Croatia Airlines — в Загреб. Многие другие перевозчики также планируют нарастить свое присутствие на рынке Петербурга за счет увеличения частотности и открытия рейсов в новые для себя пункты. В частности, Air Serbia до трех раз в неделю увеличит частоту рейсов в Белград, KLM удвоит число перелетов в Амстердам (с 7 до 14 в неделю), Finnair почти на треть увеличит число рейсов (с 14 до 20 в неделю) из Петербурга в Хельсинки. Среди новых российских направлений, которые появятся в летнем расписании Пулково, можно отметить перелеты UTair в Самару и Минеральные Воды, S7 — в Брянск и Калининград, "Нордавиа" — в Волгоград, Воронеж, Казань, "РусЛайн" — в Ульяновск.
Авиакомпания "Россия", являющаяся базовым перевозчиком аэропорта Пулково, по словам Евгения Ильина, в летнем сезоне будет увеличивать свое присутствие в основном за счет роста числа рейсов по таким направлениям, как Барселона, Бургас, Варна, Вена, Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен, Рим. Среди новых чартерных рейсов в расписании этого перевозчика появятся Подгорица (Черногория) и Пардубице (Чехия). Также авиакомпания "Россия" в наступающем сезоне возобновит регулярные рейсы из Петербурга в турецкие Стамбул и Анталью.
Мнения экспертов по поводу того, сможет ли Пулково побить рекорд 2014 года, разделились.
Вадим Исаков, территориальный директор "БКС Премьер", отметил, что рост пассажиропотока на зарубежных направлениях в начале этого года почти двукратно опережает динамику внутренних перевозок, что позволяет рассматривать прогноз о росте пассажиропотока аэропорта Пулково в размере 10% как вполне реалистичный. "Укрепившийся рубль, подрастающая вместе с реальным доходом потребительская уверенность, открытие ранее закрытой для наших туристов Турции — это те факторы, которые будут влиять на динамику и структуру пассажиропотока в этом году. Увеличение числа и частоты отдельных рейсов также должно способствовать динамичному росту. При хорошем раскладе пассажиропоток воздушных ворот Северной столицы может даже преодолеть планку в 15 млн человек", — прокомментировал господин Исаков. По его мнению, помешать сбыться этим прогнозам могут главным образом экономические или геополитические причины — например, новое ослабление рубля или приостановка полетов по отдельным направлениям из-за проблем с безопасностью.
Борис Рыбак, генеральный директор консалтинговой компании Infomost Communications, считает, что перспективы у Пулково самые скромные. "Если весь рынок будет мощно расти, то, может, что-то у петербургского аэропорта и получится. Если не будет, то, скорее всего, хаб не достигнет прогнозных результатов. У самого Пулково нет потенциала, чтобы добавить что-то к органичному росту рынка", — считает эксперт.
Борис Рыбак уверен, что проблемы петербургского аэропорта кроются в том, что он "не имеет базовой компании в нормальном смысле". "Совершенно очевидно, что авиакомпания "Россия" сосредоточила свою деятельность в Москве, а в Пулково работает по остаточному принципу. На мой взгляд, базовым перевозчиком должна быть нормальная самостоятельная компания, которая заинтересована в том, чтобы расти, развиваться, конкурировать на рынке. Но сейчас у "России" есть группа "Аэрофлот" ("Россия" входит в группу "Аэрофлот". — "Ъ"), поэтому никакой бизнес-мотивации развиваться в Петербурге у нее нет", — заключил господин Рыбак.
Добавим, что в марте 2017 года консорциум Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и инвесторов из стран Ближнего Востока планирует закрыть сделку по покупке доли ВВСС. Как ранее писал "Ъ", совместно с уже согласовавшими сделку катарскими инвесторами и совладельцем "Новапорта" Романом Троценко новым акционерам будет принадлежать менее 50%. При этом, по словам одного из собеседников "Ъ", господин Троценко, покупающий 1,01% Пулково, ведет с ВТБ переговоры об увеличении своей доли.
По прогнозам господина Ильина, в 2017 году петербургский хаб ожидает увеличение пассажиропотока на 10%, по сравнению с результатами 2016 года. Отметим, что прошлый год был не слишком показательным для Пулково по числу перевезенных пассажиров. Всего аэропорт зафиксировал 13,2 млн человек, что на 1,7% ниже, чем в 2015 году. Евгений Ильин уверен, что в 2017 году Пулково сможет превысить исторический максимум, достигнутый в 2014 году, когда было перевезено 14,2 млн человек, и увеличить поток до 14,5 млн пассажиров.
Достигнуть поставленной цели Пулково планирует за счет появления в летнем расписании аэропорта (стартует с последнего воскресенья марта) ряда новых зарубежных направлений (не менее семи-восьми), а также увеличения частотности рейсов по уже существующим российским и зарубежным маршрутам.
В частности, компания Alitalia начнет прямые рейсы в итальянскую Катанию, Ellinair добавит в географию полетов греческую Кавалу, "Уральские авиалинии" с мая приступят к выполнению регулярных рейсов в грузинский город Кутаиси, S7 полетит в Берлин, а авиакомпания "РусЛайн" с 1 июня начнет осуществлять перевозки в норвежский город Берген. Кроме того, данный перевозчик намерен запустить полеты в Таллин и Палангу, а также увеличить на лето частоту полетов в Осло и Вильнюс.
Помимо этого, в летнем расписании аэропорта Пулково возобновится ряд новых европейских направлений, открытых еще летом 2016 года. Например, China Eastern Airlines полетит в Шанхай, Croatia Airlines — в Загреб. Многие другие перевозчики также планируют нарастить свое присутствие на рынке Петербурга за счет увеличения частотности и открытия рейсов в новые для себя пункты. В частности, Air Serbia до трех раз в неделю увеличит частоту рейсов в Белград, KLM удвоит число перелетов в Амстердам (с 7 до 14 в неделю), Finnair почти на треть увеличит число рейсов (с 14 до 20 в неделю) из Петербурга в Хельсинки. Среди новых российских направлений, которые появятся в летнем расписании Пулково, можно отметить перелеты UTair в Самару и Минеральные Воды, S7 — в Брянск и Калининград, "Нордавиа" — в Волгоград, Воронеж, Казань, "РусЛайн" — в Ульяновск.
Авиакомпания "Россия", являющаяся базовым перевозчиком аэропорта Пулково, по словам Евгения Ильина, в летнем сезоне будет увеличивать свое присутствие в основном за счет роста числа рейсов по таким направлениям, как Барселона, Бургас, Варна, Вена, Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен, Рим. Среди новых чартерных рейсов в расписании этого перевозчика появятся Подгорица (Черногория) и Пардубице (Чехия). Также авиакомпания "Россия" в наступающем сезоне возобновит регулярные рейсы из Петербурга в турецкие Стамбул и Анталью.
Мнения экспертов по поводу того, сможет ли Пулково побить рекорд 2014 года, разделились.
Вадим Исаков, территориальный директор "БКС Премьер", отметил, что рост пассажиропотока на зарубежных направлениях в начале этого года почти двукратно опережает динамику внутренних перевозок, что позволяет рассматривать прогноз о росте пассажиропотока аэропорта Пулково в размере 10% как вполне реалистичный. "Укрепившийся рубль, подрастающая вместе с реальным доходом потребительская уверенность, открытие ранее закрытой для наших туристов Турции — это те факторы, которые будут влиять на динамику и структуру пассажиропотока в этом году. Увеличение числа и частоты отдельных рейсов также должно способствовать динамичному росту. При хорошем раскладе пассажиропоток воздушных ворот Северной столицы может даже преодолеть планку в 15 млн человек", — прокомментировал господин Исаков. По его мнению, помешать сбыться этим прогнозам могут главным образом экономические или геополитические причины — например, новое ослабление рубля или приостановка полетов по отдельным направлениям из-за проблем с безопасностью.
Борис Рыбак, генеральный директор консалтинговой компании Infomost Communications, считает, что перспективы у Пулково самые скромные. "Если весь рынок будет мощно расти, то, может, что-то у петербургского аэропорта и получится. Если не будет, то, скорее всего, хаб не достигнет прогнозных результатов. У самого Пулково нет потенциала, чтобы добавить что-то к органичному росту рынка", — считает эксперт.
Борис Рыбак уверен, что проблемы петербургского аэропорта кроются в том, что он "не имеет базовой компании в нормальном смысле". "Совершенно очевидно, что авиакомпания "Россия" сосредоточила свою деятельность в Москве, а в Пулково работает по остаточному принципу. На мой взгляд, базовым перевозчиком должна быть нормальная самостоятельная компания, которая заинтересована в том, чтобы расти, развиваться, конкурировать на рынке. Но сейчас у "России" есть группа "Аэрофлот" ("Россия" входит в группу "Аэрофлот". — "Ъ"), поэтому никакой бизнес-мотивации развиваться в Петербурге у нее нет", — заключил господин Рыбак.
Добавим, что в марте 2017 года консорциум Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и инвесторов из стран Ближнего Востока планирует закрыть сделку по покупке доли ВВСС. Как ранее писал "Ъ", совместно с уже согласовавшими сделку катарскими инвесторами и совладельцем "Новапорта" Романом Троценко новым акционерам будет принадлежать менее 50%. При этом, по словам одного из собеседников "Ъ", господин Троценко, покупающий 1,01% Пулково, ведет с ВТБ переговоры об увеличении своей доли.