Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бросившие вызов


21 марта 2017 года Константин Макиенко, Lenta.ru


На малайзийском острове Лангкави 21 марта открывается авиасалон LIMA 2017. Об одной истории, связанной с малайзийским следом в российской торговле оружием, «Лента.ру» попросила рассказать заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко.

Открытие 14-й Международной выставки авиационно-космической и военно-морской техники LIMA 2017 — хороший повод вспомнить об особой роли Малайзии в постсоветской истории военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами и о том значении, которое имели немногочисленные контракты с этой страной. По сравнению с Индией и Китаем Малайзия закупила немного российской техники, но ценность малайзийских контрактов в другом: именно на этом рынке Россия нанесла поражение США, которые были и остаются мировым лидером по экспорту вооружений.

На рубеже столетий Малайзия занимала специфическое место на рынке вооружений стран Юго-Восточной Азии. В период правления одного из самых замечательных азиатских лидеров конца ХХ века Мохаммада Махатхира страна совершила феноменальный рывок в своем социально-экономическом развитии и стала одним из ярких «азиатских тигров».

Экономические успехи создали солидную базу для проведения амбициозной и во многом уникальной военно-технической политики. Ее отличительной особенностью стала демонстративная диверсификация оборонного импорта: Малайзия стала одним из немногих действительно открытых и конкурентных рынков продукции военного назначения.

Рынок вооружений работает иначе, чем рынок гражданской продукции. В первом случае огромное, часто решающее значение имеет политический фактор, который проявляется по-разному. Это может быть зависимость от гарантий безопасности со стороны страны-экспортера вооружений (как в случае с нефтяными монархиями Персидского залива), языковая и цивилизационная близость (как у США и Великобритании) или принадлежность к одному военно-политическому союзу (как среди членов НАТО).

Именно в силу политического фактора прямые столкновения России и США на рынке вооружений, вопреки распространенному мнению, случаются нечасто. Покупатели российской и американской продукции военного назначения обычно не пересекались, хотя в последнее время ситуация меняется, и США все активнее проникают на традиционные российские рынки. Тем не менее эпизоды прямой конкуренции российских и американских предложений бывали, и случались они именно на открытых рынках. Например, недавно США одержали верх на проводившихся в Индии конкурсах на закупку боевых и тяжелых транспортных вертолетов.

В Малайзии исход борьбы дважды за десять лет решался прямо противоположным образом, причем в обоих случая речь шла об истребителях, которые считаются одним из самых чувствительных с военно-политической точки зрения товаров.

Первого успеха Москва добилась в 1994 году, когда королевские малайзийские ВВС решили разделить заказ новых истребителей между Россией и США. Законтрактовав восемь американских F-18D Hornet, малайзийцы приобрели и 18 российских МиГ-29N. Решение о закупке российских истребителей было принято несмотря на ожесточенное противодействие США, которые задействовали весь арсенал своих дипломатических, разведывательных и лоббистских усилий. Весьма вероятно, что именно этот беспардонный прессинг стал одной из причин пророссийского выбора. Купив русские самолеты, Малайзия продемонстрировала многовекторность внешнеполитической ориентации и приверженность национальному суверенитету, а также доказала способность принимать независимые политические решения.

А вот победу истребителей Су-30МКМ десятилетие спустя определили техническое совершенство этого ультрасовременного на тот момент боевого авиационного комплекса и маркетинговая активность российских экспортеров. В августе 2003 года Россия и Малайзия подписали контракт на 18 Су-30МКМ на сумму более 900 миллионов долларов с поставкой в 2007-2009 годах. При этом российский истребитель в ожесточенной трехлетней борьбе одержал победу над очень сильным и опасным соперником — американским многоцелевым истребителем F-18F Super Hornet.

Триумф Су-30МКМ до сих пор остается уникальным эпизодом в истории военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами. На рынке боевых самолетов это единственный случай чистой победы российского предложения над американским. В техническом отношении решающий вклад в успех Су-30МКМ внесло сочетание нескольких элементов:

* мощнейший радар с фазированной антенной решеткой;
* двигатель с управляемым вектором тяги, благодаря которому самолеты Су-30МКИ/МКМ стали первыми в мире серийными сверхманевренными истребителями;
* уникальное сочетание большого радиуса действия и значительной боевой нагрузки.

В борьбе за этот важный контракт россияне применили новаторские для того времени маркетинговые технологии. Авиационный комплекс подвергся серьезной кастомизации — то есть адаптации под индивидуальные требования заказчика. Системы израильского производства, поставка которых в мусульманскую страну была невозможна, заменили российским и французским оборудованием. Например, вместо израильского подвесного контейнера целеуказания Litening, который несет Су-30МКИ, на Су-30МКМ был интегрирован французский Damocles. В целом доля российского оборудования на малайзийской версии по сравнению с индийским вариантом Су-30МКИ выросла.

Интересно, что Малайзия выбирает в основном двухместные истребители. В длительных боевых миссиях, особенно над безориентирной местностью, два члена экипажа лучше решают задачи, чем один. Подтверждает этот тезис выбор еще одного самолета этого семейства — Су-30СМ — в качестве единственного нового истребителя наземного базирования для авиации ВМФ России.

Важную роль в продвижении Су-30МКМ в Малайзию сыграл факт налаженного серийного производства этой машины, причем не только в России, но и в Индии. В 2003 году никто не мог предположить, какой успех ожидает семейство Су-30МКИ, никто не знал, что суммарный заказ на эти машины превысит 470 единиц и выпуск будет продолжаться еще более 15 лет. Но уже тогда ВВС Индии начинали эксплуатацию Су-30МКИ товарной партии, заказанной в 1996 году, а на заводах корпорации HAL начиналась подготовка к производству 140 этих истребителей в соответствии с лицензионным контрактом, подписанным в декабре 2000 года.

Наличие двух линий сборки по определению повышает устойчивость послепродажного обслуживания, к тому же у Малайзии с Индией вполне дружественные отношения. Альтернативный России источник запасных частей стал дополнительным фактором в пользу выбора Су-30МКМ.

Победа Су-30МКМ закрепила российские позиции на малайзийском рынке боевой авиации и продемонстрировала, что у России есть предложение не просто конкурентоспособное, но и превосходящее прямой американский аналог. В дальнейшем именно малайзийский вариант Су-30МКМ стал базой для создания наиболее современной модификации истребителей этого семейства — машины с индексом Су-30СМ, который сейчас массово закупается ВКС и морской авиацией ВМФ России, а также поставляется Силам воздушной обороны Казахстана.

Высокие качества истребителя Су-30МКМ неоднократно демонстрировались малайзийскими летчиками в ходе учений, в том числе международных. Самолеты заслужили самую высокую оценку наблюдателей, включая весьма профессиональных и пристрастных.

Так, в апреле 2012 года оснащенные радаром с АФАР модернизированные истребители F-15C из состава 18-го авиакрыла ВВС США в течение двух недель проводили совместные маневры с различными малайзийским истребителями. По итогам тренировок командир 18-го авиакрыла ВВС США генерал Мэтт Моллой оценил возможности Су-30МКМ так: «В полете они показали потрясающую маневренность при выполнении основных боевых маневров (BFM, basic fighter maneuvers). В ходе выполнения задач в условиях отсутствия прямой видимости истребители показали владение ситуацией в воздушном пространстве».

Су-30МКМ стал первым самолетом российского производства, который участвовал в воздушных боях с F-22. Итоги боев официально не разглашались, однако на малайзийских форумах можно найти информацию о неоднозначных для «Рэптора» результатах.

Первые Су-30МКМ были переданы Малайзии десять лет назад, однако и сегодня этот боевой авиационный комплекс остается самым современным и мощным истребителем малайзийских ВВС. При этом жизненный цикл самолета может быть продлен еще на десятки лет за счет глубокой модернизации.

В настоящее время ВВС Индии завершают выработку технических требований к модернизации парка своих Су-30МКИ. По всей видимости, самолеты получат более мощный двигатель АЛ-41Ф1 и новое бортовое оборудование. Поэтапной модернизации также подвергнется радар «Барс», который в перспективе получит активную фазированную антенную решетку.

Радикальное повышение мощи Су-30МКМ может быть обеспечено также благодаря интеграции авиационного варианта российско-индийской ракеты BrahMos, испытания которой вышли на заключительный этап. Сочетание платформы Су-30МКМ и этой дальнобойной сверхзвуковой ракеты придаст ВВС Малайзии качественно новый потенциал, причем не только противокорабельный, но и в части совершенно новых возможностей поражения критически важных наземных целей. Проведение этих мероприятий позволит приблизить эффективность истребителей к уровню самолетов пятого поколения.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBs7nM
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/minivans/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer