Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ракетный компромисс: кто выиграет от сделки России и Турции по С-400


16 марта 2017 года Андрей Коц, РИА Новости


Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в ходе встречи в Москве обсудили возможность приобретения Анкарой зенитно-ракетных систем С-400. Об этом в среду сообщили "Известия" со ссылкой на министра обороны РФ Сергея Шойгу. Как подтвердил изданию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, "стороны заинтересованы и будут продолжать разговор".

Если сделка состоится, Турция станет первой страной НАТО, получившей современный российский комплекс противовоздушной обороны. Зачем же члену североатлантического альянса понадобились С-400?

Бесспорно, боевые возможности этой системы высоки. Но ряд экспертов и политологов считают, что Анкаре этот контракт важен, скорее, с политической, нежели с военной точки зрения. Впрочем, немалую пользу из этой потенциальной сделки может извлечь и Москва.

Общие цели

На сегодняшний день контракт на поставку зенитно-ракетных систем С-400 Россия подписала лишь с Китаем. О заключении этой сделки было официально объявлено в апреле 2015 года. КНР намерена приобрести три полковых комплекта — до 48 пусковых установок. Поставки должны начаться уже в этом году.

Кроме того, ведутся переговоры с Индией о покупке пяти полковых комплектов (до 80 пусковых установок). Совет по оборонным закупкам этой страны одобрил сделку в декабре 2015 года. Но контракт пока еще подписан не был, стороны обсуждают детали.

Обе эти страны являются давними военно-техническими партнерами России. Обе закупили в РФ оружия на миллиарды долларов. Обе реализуют с нашей страной ряд совместных проектов в области разработки и создания перспективных вооружений. И что наиболее важно: отношения между Россией, Китаем и Индией на мировой арене носят в целом дружественный характер.

Другое дело — Турция. Российские вооружения эта страна — как член НАТО — не импортирует. Экономические и политические связи между двумя государствами были фактически заморожены после инцидента на сирийско-турецкой границе 24 ноября 2015 года, когда истребитель F-16 ВВС Турции сбил ракетой "воздух-воздух" российский бомбардировщик Су-24. К сегодняшнему дню напряженность удалось снизить, но, как говорится, осадок остался.

"Это был, несомненно, очень серьезный инцидент, — рассказал РИА Новости военный эксперт, полковник запаса Михаил Ходоренок. — Но сейчас нужно отбросить эмоции и смотреть в будущее. Сегодня наши геополитические интересы совпадают. И Россия, и Турция понимают, что на охваченном войной Ближнем Востоке нужно наводить порядок. Союзнические отношения возникают не от разговоров, а от совместных целей. Во-вторых, продажа таких систем — это выгодно. И покупатель надолго привязывается к стране-производителю. Это и обслуживание этой техники, и обучение специалистов. Тесное военно-техническое сотрудничество не позволит Турции в будущем совершать против нас какие-то резкие политические маневры. И в-третьих, покупка страной НАТО работает на имидж российской "оборонки" — лучше рекламы не придумаешь. Главное, чтобы Турция была готова платить живые деньги, а не просить у нас кредит".

Отсутствие "длинной руки"

Сугубо в военном отношении польза Турции от ЗРК С-400 очевидна. На сегодняшний день в Вооруженных силах этой страны зенитно-ракетные системы большой дальности отсутствуют как класс. По мнению главного редактора журнала "Экспорт вооружений" Андрея Фролова, такие комплексы нужны Анкаре для защиты от ближайших соседей.

"Главный соперник Турции в регионе – Иран, — говорит Андрей Фролов. — Исламская республика обладает довольно мощными военно-воздушными силами. При этом Иран может себя защитить от возможного ответного удара: в прошлом году Россия поставила ему четыре дивизиона комплексов С-300ПМУ2. Вдобавок у Анкары, мягко говоря, напряженные отношения с Дамаском, на вооружении которого есть дальнобойные тактические и оперативно-тактические ракеты. А системы ПВО Турции — откровенно слабые".

На вооружении Военно-воздушных сил Турции стоят зенитно-ракетные комплексы средней дальности MIM-14 и MIM-23 производства США и британские ЗРК ближнего радиуса действия Rapier. Эти системы были разработаны еще в 50-60 годах прошлого века и на сегодня считаются устаревшими. Неудивительно, что Анкара пытается любыми способами получить в свое распоряжение более мощное оружие.

Зенитно-ракетная эпопея

В 2009 году Турция запустила программу T-LORAMID (Turkish long range air and missile defence system — "Турецкая система противовоздушной и противоракетной обороны большой дальности"). Страна объявила тендер на поставку таких систем, в котором приняли участие американский консорциум Lockheed Martin/Raytheon, "Рособоронэкспорт", франко-итальянский консорциум Eurosam и китайская компания CPMIEC с ЗРК HQ-9. Последняя конкурс и выиграла. Однако договоренность была расторгнута в 2013 году, так как турецкая сторона настаивала на получении полного доступа к технологиям разработчика системы, чтобы на ее основе создать свой аналог.

"После этого Турция обратилась к американским и европейским производителям за поставками ЗРК Patriot и SAMP/T соответственно, — пояснил Андрей Фролов. — Те выразили заинтересованность в контракте, но дальше разговоров Анкара не пошла. Что же касается покупки российских С-400, эту тему турецкая сторона поднимала неоднократно, еще до ухудшения наших отношений. Я, честно говоря, сильно сомневаюсь, что мы им эти системы в итоге продадим. Скорее, Эрдоган своими заявлениями пытается надавить на своих партнеров по НАТО и, по сути, шантажом добиться от них более выгодных условий по приобретению европейских или американских ЗРК".

По мнению эксперта, даже в случае заключения контракта Турция столкнется с целым рядом проблем. Во-первых, покупку С-400 не одобрят другие члены североатлантического альянса, с которыми у Анкары и так не самые радужные отношения в последние годы. Во-вторых, российские системы будет непросто включить в единую систему ПВО НАТО и отладить их взаимодействие с западными комплексами. В-третьих, если сделка все-таки состоится, первые комплексы Турция сможет получить еще очень нескоро.

"С Китаем мы вели переговоры по С-400 более трех лет, — пояснил Андрей Фролов. — Сильно сомневаюсь, что с Турцией управимся быстрее. По этой причине, кстати, можно не опасаться, что США смогут каким-то образом заполучить себе наши самые передовые технологии. Если С-400 и пойдут в Турцию, это произойдет не раньше, чем в 2020-2022 годах. К этому моменту у нас уже должны будут стоять на вооружении более совершенные С-500".

Эксперт добавил, что экспортная модификация ЗРК С-400 имеет значительно ослабленные характеристики. У нее ниже дальность обнаружения летательных аппаратов противника, слабее помехоустойчивость. Экспортные С-400 могут одновременно сопровождать и обстреливать меньшее количество целей, чем оригинальные российские системы.

"Полагаю, Эрдоган все это понимает, — рассказал РИА Новости Андрей Фролов. — Не исключаю, что он и не собирается покупать наши зенитно-ракетные комплексы или шантажировать партнеров по альянсу. Возможно, своей инициативой он хочет косвенно извиниться за наш сбитый самолет и пытается показать, что намерен улучшать отношения с Россией".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrS4M
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/garbage/container/, подробнее здесь.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/trash/leningradskaya/, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer