Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Игра на вылет


14 марта 2017 года Lenta.ru


Вице-премьер Дмитрий Рогозин поставил задачу обеспечить в течение 10-15 лет целенаправленный, поэтапный переход авиакомпаний на эксплуатацию преимущественно российских самолетов. Для этого правительство готово принять ряд стимулирующих мер, включая выгодный маршрут, а также специальные льготы экономического характера, связанные с лизингом авиационной техники. Достижима ли поставленная цель — выясняла «Лента.ру».

Штурвал на себя

Проблемы, связанные с переводом российских авиаперевозчиков на отечественные пассажирские самолеты, обсуждались на заседании авиационной коллегии, состоявшейся 6 марта. Дмитрий Рогозин, обозначив примерные сроки решения этой задачи, напомнил о значительных объемах господдержки отрасли.

«Президентом России по представлению коллегии Военно-промышленной комиссии выделены средства для финансирования в 2018-2019 годах работ по модернизации региональных самолетов Ил-114-300 (20,4 миллиарда рублей), дальнемагистральных Ил-96-400м (17,2 миллиарда рублей) и двигателя нового поколения ПД-35 (7,8 миллиарда рублей)», — приводит ТАСС слова чиновника.

Рогозин не впервые обращается к данной теме. В апреле прошлого года он объявил, что российская промышленность намерена вытеснить с внутреннего рынка дальнемагистральных самолетов иностранные Boeing и Airbus. То, что эти авиалайнеры в настоящее время составляют до 80 процентов авиапарка российских компаний, вице-премьер назвал «просто нетерпимой ситуацией».

Однако сначала, по словам Рогозина, Россия освободит для своих производителей на внутреннем рынке нишу среднемагистральных самолетов, а после запуска в эксплуатацию самолета Ил-114 в 2019 году — и нишу ближнемагистральных авиалайнеров.

Любовь по расчету

По данным экспертов ГосНИИ гражданской авиации, на которых ссылается «Коммерсантъ», сейчас авиапарк компаний-перевозчиков России составляет примерно 750 пассажирских самолетов (около 550 магистральных и чуть более 200 — региональных), из которых 72 процента — лайнеры иностранного производства. При этом на среднемагистральные Boeing 737 и Airbus A320 приходится 95 процентов пассажирских перевозок в России.

Ежегодно российские компании закупают за границей до 60 подержанных самолетов. Правительство пытается сделать их патриотами отечественного авиапрома экономическими методами. В частности, в сентябре 2016 года были введены пошлины и НДС за импорт иностранных самолетов старше 12 лет. При этом льготы на ввоз в Россию пассажирских авиалайнеров вместимостью от 50 до 300 кресел возрастом младше 12 лет до конца 2019 года были сохранены.

В арсенале имеются и другие меры протекционистского характера для защиты внутреннего рынка. Так, в конце января 2017 года Рогозин доложил президенту Владимиру Путину о подготовке планов синхронизации производства новых российских самолетов с планами вывода из эксплуатации старой отечественной и иностранной авиационной техники. Вице-премьер тогда отметил, что целесообразно отдавать наиболее выгодные маршруты компаниям, которые будут «выставлять на эти маршруты российские самолеты».

Крылья Родины

Формально отечественный авиапром располагает продукцией, которая в большей или меньшей степени пригодна для «заполнения ниш». Однако пока активного импортозамещения на этом направлении не наблюдается.

Явно не стал хитом продаж среднемагистральный Ту-204, который должен был прийти на смену морально и технически устаревшему Ту-154. Серийное производство этой машины началось в 1990-м, а с 1996 года — ее коммерческая эксплуатация. Однако до сих пор объемы выпуска Ту-204 ограничены — в лучшем случае несколько штук в год.

Больший успех имеет на рынке Superjet 100 — детище компании «Гражданские самолеты Сухого». Этот самолет начали разрабатывать при участии иностранных корпораций в 2000-х годах. В 2011-м первая машина поступила в эксплуатацию. За последующие три года более 60 Superjet 100 были переданы заказчикам.

Надежды возлагают и на среднемагистральный МС-21, который планируется выпускать в трех версиях: МС-21-200 (150 посадочных мест), МС-21-300 (180 мест) и МС-21-400 (212 мест). Создатели уверены, что их лайнер не уступает конкурентам от Boeing и Airbus.

Планировалось, что первый полет МС-21 совершит в 2015 году, а через два года он будет запущен в эксплуатацию. Летом 2016 года машину показали на заводе в Иркутске главе правительства Дмитрию Медведеву и объявили, что первый полет МС-21 совершит до конца февраля 2017 года, с таким расчетом, чтобы в 2018-м она начнет поступать заказчикам. Стартовый портфель заказов на МС-21, как пишут РИА Новости, насчитывает 175 самолетов, из которых 50 намерены приобрести авиакомпании группы «Аэрофлот».

Турбовинтовой региональный самолет Ил-114 разработан конструкторским бюро Ильюшина в конце 1980-х для эксплуатации на региональных воздушных линиях СССР. По данным из открытых источников, на которые ссылается агентство, за эти годы было построено менее 20 этих самолетов.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует выпускать не менее 12 модернизированных Ил-114-300 в год. В конце января 2017 года президент ОАК Юрий Слюсарь выразил надежду, что обновленный самолет первый полет совершит в 2019-м, серийные же поставки начнутся с 2021 года.

На рынке дальнемагистральных пассажирских авиаперевозок Россия делает ставку на Ил-96-400 — удлиненный (на 10 метров) вариант проверенного временем, но уже устаревшего Ил-96-300. Планируется, что модернизированный лайнер свяжет европейскую часть России с дальневосточными регионами, а также будет выполнять чартерные перевозки в другие страны. Первый летный образец Ил-96-400 планируют собрать не ранее 2019 года, а начать поставки — в 2020-м.

Школа высшего пилотажа

Эксперты признают, что амбициозная задача пересадить за две или даже три пятилетки российских авиаперевозчиков на отечественные самолеты сопряжена со множеством трудностей. Партнер Strategy Partners Group Артем Малков в ноябре прошлого года дал пессимистический прогноз. По его словам, отечественный авиапром способен выпускать старые самолеты, такие как Ил-96.

«Это работоспособные машины, которые прекрасно летают. Но тот же Ил-96 для коммерческих перевозок в гражданской авиации уже не годится — слишком затратный», — говорил Малков. Другое препятствие — отсутствие глобальной сервисной сети, без которой невозможно продвигать российские авиалайнеры на мировом рынке. Сертификаты и сервис важны не меньше, чем хорошие технологии, утверждал Малков.

Схожей точки зрения придерживается и военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. По его словам, ресурсная база в принципе позволяет решить лет за 15 задачу перевода российских компаний на отечественные самолеты. У эксперта есть серьезные сомнения в том, позволят ли нам это сделать конкуренты, под контролем которых находятся структуры, выдающие сертификаты летной годности. Ко всему прочему, это очень дорогое удовольствие.

СССР, конечно, был одной из ведущих авиационных держав. К сожалению, Россия в 90-е годы прошлого века этот статус утратила, причем фактически добровольно. И вернуться на этот рынок крайне сложно. Там нас не только никто не ждет, но многие откровенно не рады этому возвращению, резюмировал Литовкин.

Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Михаил Щапов, представляющий в нижней палате Иркутскую область, убежден, что для возрождения отечественного авиапрома исполнительная и законодательные ветви власти обязаны принять необходимые меры поддержки. «Такие отрасли, как авиастроение, машиностроение, в современном мире, безусловно, нуждаются в протекционизме со стороны государства», — подчеркнул парламентарий.

Щапов убежден, что потенциал у российского авиапрома сохранился в первую очередь благодаря военным заказам. Один из способов побудить российские компании покупать отечественные самолеты — повышение пошлин на импортную авиатехнику. Этим инструментом пользуются многие страны. «Возможны и неформальные рычаги влияния, чтобы договориться о приоритете закупок продукции отечественного авиапрома. В частности, предоставить преференции авиаперевозчикам», — отметил депутат.

Конечно, любая льгота — это выпадающие доходы бюджета, и надо понимать, чем их компенсировать. Защита государственных интересов не должна наносить фатальный ущерб компаниям, ухудшать качество обслуживания и ставить под угрозу безопасности полетов, отмечает Щапов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9vAZ
Тут http://courier.youdo.com/courier-services/goods/kanctovary/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer