Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Опасно ли падение темпов производства боевой авиации для ВКС России?


13 марта 2017 года Леонид Нерсисян, ИА REGNUM


Согласно заявлению заместителя министра обороны России Юрия Борисова, в 2017 году Воздушно-космические силы (ВКС) России должны получить 27 многофункциональных истребителей Су-30СМ и Су-35С, а также 16 фронтовых бомбардировщиков Су-34. Много это или мало? Сохраняет ли российская военная авиапромышленность высокие показатели производства боевых самолётов, достигнутые в 2014 и 2015 годах?

В 2016 году темпы поставок боевых и учебно-боевых самолётов снизились

Пиковые показатели по производству боевой авиации для ВКС России были достигнуты в 2014 году — тогда военные получили 101 боевой самолёт (10 палубных истребителей МиГ-29К, 8 многофункциональных истребителей Су-30М2, 21 Су-30СМ, 18 Су-34, 24 Су-35С и 20 учебно-боевых самолётов Як-130).

В 2015 году темпы поставок остались практически такими же — 90 боевых самолётов. В 2016 же году показатель упал до 69 самолётов. Этот показатель хоть и остается достаточно высоким (к примеру, в 2011 году было произведено лишь 19 боевых самолётов, а в 2008 году лишь 1), но имеющаяся тенденция требует объяснения.

Во-первых, отмечается явная тенденция к снижению количества поставляемых в войска учебно-боевых самолётов Як-130 (20 единиц в 2014-м, 14 в 2015-м и 10 в 2016 году). Причиной этому стали как экспортные контракты, «съедающие» часть производственных мощностей, так и, вероятно, некоторое снижение темпов производства двигателей АИ-222−25, половина комплектующих которых производилась раньше на украинском предприятии «Мотор Сич». Хоть производство двигателя и было полностью освоено российским НПЦ газотурбостроения «Салют» (после разрыва военно-технического сотрудничества между странами в 2014 году), количество созданных двигателей могло временно снизиться. Во-вторых, всё те же экспортные поставки и, возможно, некоторое влияние западных санкций, сказались на количестве поставляемых многофункциональных истребителей Су-30СМ (27 единиц в 2015 году, 17 в 2016 году).

2017 год: самолётов будет еще меньше, чем в 2016 году

Озвученные Юрием Борисовым цифры примерно соответствуют уровню поставок в 2016 году. Так, в 2016 году было поставлено такое же количество бомбардировщиков Су-34 (16 единиц), на две единицы больше Су-30СМ и Су-35С (29 против 27). Учитывая, что по действующему контракту до 2018 года ВКС России должны получить еще 20 учебно-боевых самолётов Як-130, темпы производства машин этого типа в ближайшие два года ожидаются на там же уровне — 10 единиц в год. Однако в 2015 году закончился контракт на палубные истребители МиГ-29К, а в 2016 году — на лёгкие истребители МиГ-29СМТ. За счёт этого в 2017 году следует ожидать поставки примерно 53 новых самолётов.

Такой показатель не является катастрофой, хотя для перевооружения российских ВКС всё же следует поддерживать темп производства на уровне 80−100 единиц в год. Снижение темпа поставок связано в первую очередь с завершением ранее подписанных контрактов с Министерством обороны России и отсутствием новых контрактов на лёгкие и палубные истребители РСК «МиГ». При этом не совсем понятна причина достаточно небольшого заказа на учебно-боевые самолёты Як-130 — на данный момент в войска поставлено около 90 бортов, а для замены всего авиапарка устаревших чехословацких AeroL-39 Albatros требуется еще около 150 самолётов. К тому же L-39 со временем явно не будут становиться новее, и количество пригодных к полётам самолётов будет падать, что может вызвать проблемы с обучением лётного состава.

Российскому военному авиапрому нужна ГПВ до 2025 года

Скорое исполнение контрактов на поставки учебно-боевых самолётов Як-130 (осталось поставить 20 бортов), фронтовых бомбардировщиков Су-34 (осталось поставить 38 бортов) и многоцелевых истребителей Су-30СМ (осталось поставить 35 бортов) и серьезные задержки по согласованию и принятию Государственной программы вооружений (ГПВ) с 2018 по 2025 год (она должна была быть принята еще в 2015 году) явно не помогают предприятиям в планировании своего будущего.

Согласно последнему заявлению министра обороны России Сергея Шойгу, сделанному в январе 2017 года, подготовка и согласование ГПВ-2025 должны быть осуществлены в течение первого полугодия 2017 года. Действительно, несмотря на экономические сложности, откладывать этот процесс уже некуда — тем более что явно требуется внесение корректировок в ныне действующую ГПВ-2020. К примеру, производство большей части истребителей пятого поколения Т-50 ПАК ФА явно следует перенести на период с 2020 по 2025 год, так как разработка идёт с некоторыми сложностями, особенно это касается новых двигателей «Тип-30». Производить же крайне дорогие Т-50 в «сыром» и не вполне боеспособном виде и с двигателями Ал-41Ф1, которые не лучшим образом сказываются на радиолокационной малозаметности истребителя, не оптимальное решение, хотя проект и является одним из самых приоритетных для российского военно-промышленного комплекса.

Ясность требуется внести и в ситуацию с возобновлением производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2, которое ожидается в первой половине 2020-х годов, а также с разработкой бомбардировщика ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). На фоне возобновления производства Ту-160 информация о принятии на вооружение ПАК ДА в 2025 году кажется не вполне адекватной.

Что касается ситуации в целом, то нового роста темпов поставок боевой авиации следует ожидать в 2019 году, когда планируется начало производства истребителей МиГ-35 и, по-видимому, первых небольших партий серийных Т-50 ПАК ФА. С учётом этого и с условием подписания новых контрактов на истребители Су-30СМ, Су-35С и бомбардировщики Су-34, вполне возможен выход на необходимые темпы в 80−100 бортов в год. Сохраняя этот темп, к 2025 году действительно можно будет говорить об адекватном перевооружении ВКС России в том, что касается боевой авиации.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBkQcD
https://youdo.com/lawyer/civillaw/building/, лучшие цены здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer