Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ломать – не строить, или предштопорный полет


27.02.17 12:52 Олег Смирнов, Журнал "Гражданская авиация", февраль 2017


Эксперты бьют тревогу: авиационное профессиональное образование находится под угрозой "сваливания в штопор". Резкую критику вызвало решение минтранса о создании Национального университета транспорта на базе МИИТа. По планам, с этим вузом должны объединиться МАДИ, МГАВТ и МГТУ ГА. Специалисты считают, что такая реорганизация чрезвычайно опасна для системы подготовки авиаторов, единственной транспортной отрасли работающей в отрыве от земли?


Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, глава комиссии Общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора.

Россия государство - член ИКАО(Международной организации гражданской авиации, в которой состоит 192 государства мира). Политика ИКАО исходит из того, что важнейшая гарантия эффективных и безопасных воздушных перевозок - единые мировые профессиональные стандарты компетентности, квалификации авиаперсонала. И соответствующая этим нормам подготовка!

До сих пор обучение авиаспециалистов в России ведется в строгом соответствии с требованиями Чикагской конвенции ИКАО. Отраслевой "головной" технический вуз - МГТУ ГА, как и другие федеральные государственные образовательные организации гражданской авиации нашей страны, внесен в реестр ИКАО. То есть диплом вуза признается за рубежом. Подобным качеством не обладает ни одно учебное заведение транспортного комплекса.

Что произойдет, если подготовкой авиаперсонала займется Национальный транспортный университет? Такой вуз, где готовят и железнодорожников, и автомобилистов, и водников, в реестр ИКАО не попадет никогда. Девальвация диплома неминуема, реформа грубо нарушит обязательства нашей страны, вытекающие из Чикагской конвенции и ослабит образовательную мощь России в сфере гражданской авиации . 

 Простой пример. Аварийная ситуация на борту самолета. Летный экипаж - командир и второй пилот. За их спинами в салоне самолета - более 400 человек. Единственный человек-командир корабля, рабочее место которого находится на высоте до 12 тысяч метров и скорости до тысячи км.час, в течение долей секунды должен принять правильное решение и выполнить действия, обеспечивающие жизнь всех, находящихся на борту. Самолет в полете не остановишь, на обочину не съедешь, рельсов под самолетом нет, в дрейф не ляжешь, посоветоваться не с кем, да и времени нет на советы. Эти качества ,принятия необходимых единственно правильных решений, прививается с первых часов обучения и тренировок на тренажерах и самолетах в учебных заведениях гражданской авиации. Поэтому без преувеличения: уровень технических знаний, профессиональных навыков, психологической подготовки и ответственности летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала, которые прививаются в учебных заведениях отрасли, принципиально отличается от других профессий.  

Не случайно  материально-техническая база вузов ГА и их филиалов включает самолеты, вертолёты, комплексные и процедурные тренажёры по типам воздушных судов, учебные аэродромы, полигоны, учебные авиационно-технические базы, летно-инструкторский и инженерно-технический персонал, т.е все компоненты авиакомпании и аэродрома… Это значительно отличается от инфраструктуры обычных высших учебных заведений и их филиалов. Не надо забывать и о том, что гражданская авиация является горячим резервом военно-космических сил страны.

Минтрансом России в проекте «Концепции развития транспортного образования» вводятся численные критерии обучающихся в учебных заведениях. При этом разрушается система среднего профессионального образования гражданской авиации и деформируется система высшего профессионального образования. Кстати, в эту Концепцию также включен вопрос ликвидации всех летных учебных заведений и создания Национального летного центра в Бугуруслане при наличии современного центра высшей летной подготовки в Ульяновском институте гражданской авиации, история которому более полувека, все методики подготовки доработаны до совершенства и полностью соответствуют рекомендациям ИКАО, там проходили и продолжают обучаться авиационные специалисты многих стран мира, институт оборудован современными тренажерами с 6-ю степенями свободы. Зачем разрушать десятилетиями отлаженные и признанные всем миром механизмы?! 

Нарушение действующего учредительства (Росавиацию поменять на Минтранс), единства учебных заведений гражданской авиации и производственных предприятий отрасли не только нецелесообразно, но и губительно для сложившейся в России стройной системы подготовки авиационных кадров. Это сокрушительный удар по безопасности полетов. Не знаю как в других отраслях, но в гражданской авиации, главной фигурой которая обеспечивает безопасность полетов, всегда был и остается человек – профессионал хорошо подготовленный в учебных заведениях и теоретически и практически, а не министр или директор.

Удивляет порядок рассмотрения Минтрансом этого важнейшего вопроса без учета мнения главных действующих субъектов отраслевого образования - Росавиации, авиакомпаний, аэропортов, профессиональных общественных организаций, авиапрофсоюзов, ученых советов учебных заведений. Действия инициаторов идеи попахивают подтасовками и серьезно «подставляют» министра транспорта, выдавая желаемое за действительное. К примеру, они ссылаются на концепцию, которая еще не утверждена и твердят при этом что вопрос согласован с учредителем. А Росавиация публично заявляет, что она категорически против, о чем сообщила в адрес министра транспорта. Что это за темная игра? 

 Министерство намерено «рулить» образованием, что в настоящее время не входит в его функции. Из интервью следует, что  Министр очень радуется тому, что благодаря реформе министерство получит «основания еще плотнее говорить с Министерством образования на тему распределения финансирования». Не это ли главный замысел реформы, объединить финансовые потоки вузов и заниматься затем любимым делом министерств -распределением финансов. Очевидно, что есть за что бороться. Согласно постановлению правительства от 15 апреля 2014 года, общий объем финансирования программы составит более 4 трлн руб. из федерального бюджета до 2020 года. В 2017 году на реализацию программы будет выделено около 400 млрд руб., вузы Росавиации получат более 3,7 млрд руб. из них. Сейчас Минтранс лишен возможности влиять на формирование параметров госпрограммы, отмечается в опубликованном на сайте ведомства тексте постановления коллегии. У коррупционеров неудержно текут слюньки…  

Ситуация напоминает, выражаясь авиационным языком, полет во втором аэродинамическом режиме, т.е. в предштопорном состоянии. А сваливание в штопор, это катастрофа. Выход из этой ситуации единственный, без вариантов: перейти в нормальный аэродинамический режим, предотвратить штопор и продолжить готовить авиационный персонал по методе, которая складывалась столетие и сегодня полностью соответствует всем требованием ИКАО, членом которой является Россия. 

До 1918 года Петербургский институт путей сообщения осуществлял подготовку инженеров широкого профиля по видам транспорта. В 1918 году были выделены три специальности: сухопутная, водная и воздушная. В 1930 году на базе этого института (уже Ленинградского) был образован ряд вузов по видам транспорта, в том числе Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ). Даже в то время была понятна важность отраслевого авиационного профессионального образования. Она постоянно подчеркивалась в постановлениях правительства и указах законодательных органов государства. Благодаря упору на подготовку профессиональных кадров и произошел знаменитый скачок всех отраслей промышленности  в том числе и эффективная массовая аэрофикация страны, которая продолжалась до 1990 года. Ошибки в ориентирах аэрофикации, за последние 25 лет уже имеют тяжелые для страны последствия угрожающие национальной безопасности – загублено гражданское самолетостроение, которому до 90-х аплодировал весь мир (сегодня 95% пассажирооборота выполняем на самолетах западного производства), от 1400 аэропортов осталось 259 (это при площади нашей страны 17 млн кв км), за среднюю месячную зарплату житель Дальнего востока не может купить даже один билет.

Вот этими проблемами надо заниматься министрам, надо созидать, а не производить очередное разрушение теперь уже испытанного и надежного авиационного образования. Ломать не строить, но 25 лет прошло, пора переходить к созиданию. Чуда не произойдет, мировая экономика столетиями стоит на формуле «профессиональные кадры решают все!».

Выше указанный материал был подготовлен и опубликован в СМИ пару месяцев назад. Как заявил, к всеобщему ликованию профессионалов, с трибуны 22.12.16 на собрании клуба «Опыт» представитель администрации Президента РФ Юрчик А.А. отрицательные оценки авиакомпаний , аэропортов, учебных заведений, общественного совета Росавиации были услышаны в администрации и учебные заведения гражданской авиации не будут ложиться на железнодорожные шпалы и автомобильные магистрали. Но это пока только слова. Необходимо Минтрансу срочно отменить свое решение коллегии которое рекомендовало подобный кульбит и уволить с госслужбы тех чиновников, которые подтасованные материалы по объединению докладывали министру и убедили его внести вопрос в решение коллегии. Министр эту подтасовку обязан изъять, иначе их непрофессионализм, недальновидность и стремление распределять бюджетные деньги наверняка проявятся вновь.


комментарии (3):

читатель1992      27/02/2017 [15:12:45]#1
Не совсем понятна мотивировочная часть статьи. Автор приводит примеры с подготовкой летного состава ("Аварийная ситуация на борту самолета.... и т.п."), чем МГТУ ГА не занимается. Тогда в чем проблема? Какое имеет отношение МГТУ ГА к подготовке летных экипажей?
Летные училища ведь в Национальный университет транспорта включены не будут, т.к. об этом в статье ни слова?
К чему тогда весь этот изобличительный пафос?

читатель1992      27/02/2017 [15:21:49]#2
И еще было бы неплохо уточнить информацию. По словам автора статьи, МГТУ ГА внесен в некий "реестр ИКАО". Вопросы:
1. Что это за "реестр ИКАО" и где с ним можно ознакомиться?
2. Каковы правила ведения этого реестра?
3. Включены ли в этот реестр ФГБОУ ВО УИ ГА и ФГБОУ ВПО СПБГУ ГА, а также ФГБОУ «ВС УТЦ» и ФГБОУ «ДВ ЦПАП», занимающиеся подготовкой летного персонала? Последний вопрос очень важен, так как имеет непосредственное влияние на безопасность полетов.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      28/02/2017 [02:16:59]#3
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя читатель1992 от 27.02.2017 15:12
   
Не совсем понятна мотивировочная часть статьи. Автор приводит примеры с подготовкой летного состава ("Аварийная ситуация на борту самолета.... и т.п."), чем МГТУ ГА не занимается. Тогда в чем проблема? Какое имеет отношение МГТУ ГА к подготовке летных экипажей? Летные училища ведь в Национальный университет транспорта включены не будут, т.к. об этом в статье ни слова? К чему тогда весь этот изобличительный пафос?
Автор пишет: "...уровень технических знаний, профессиональных навыков, психологической подготовки и ответственности летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала, которые прививаются в учебных заведениях отрасли, принципиально отличается от других профессий".

В МГТУ ГА как раз и готовят диспетчерский и инженерно-технический персонал - людей, которые напрямую обеспечивают безопасность полетов. А БП есть многоуровневая система, которой нет ни в одном другом виде транспорта и которую железнодорожники привить со студенческой скамьи авиаторам не смогут.













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBpSEZ
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/otherthings/, подробности...
Здесь http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer