Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Переедание промышленных масштабов


29 декабря 2017 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Тема тотального огосударствления экономики, актуальная для России не первый год, в 2017 году стала особенно выраженной в массе секторов, от банковского до нефтяного. На этом фоне очередной виток идущей уже десятилетие консолидации активов в рамках «Ростеха» мог пройти незамеченным. Но это оказался виток нового качества: «Ростех» получает не только профильную оборонную промышленность, но также металлургию и энергетику, весь отечественный авиапром, а возможно, и судостроение. Госкорпорация стала похожа на альтернативный «резервный фонд» для активов с финансовыми проблемами. И если раньше она сама определяла, кого и что она хотела бы иметь в своем составе, теперь правила игры меняются.

В 2017 году «Ростех» отметил свое десятилетие. За этот срок из госкорпорации «для содействия в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения» «Ростех» превратился в некий аналог суперведомства, чье влияние распространилось на десятки отраслей. Причем в этом юбилейном году именно ему удалось поставить точку в ряде долгих и мучительных отраслевых историй. Четверть века тянется продажа лицензии на крупнейшее в России месторождение золота Сухой Лог? «Ростех» и «Полюс» получили ее. Уралвагонзавод и Курганмашзавод запутались в финансовых проблемах? «Ростех» строит на их базе бронетанковый холдинг. Нужно найти пару турбин Siemens и, несмотря на санкции, поставить их в Крым? Входящий в «Ростех» «Технопромэкспорт» выгружает оборудование в Севастополе. На рынке завалялась крупнейшая независимая энергосбытовая компания? Зачем же независимая, у «Ростеха» уже блокпакет.

Простое перечисление примеров может навести на мысль, что эта колонка — о банальной жадности и нежелании делиться. Но это не так: будь «Ростех» жадным, он бы никогда не отдал частным инвесторам акции концерна «Калашников».

Топ-менеджеры предприятий оборонной промышленности считают, что свой оптимальный состав «Ростех» сформировал в течение первых семи лет. Для создания империи нужен был крепкий фундамент — им стал «Рособоронэкспорт», единственная в стране компания, которой доверено заключать контракты на поставку готовой военной продукции. Сейчас в «Ростех» входит более 700 организаций, специализирующихся на решении как оборонных задач, так и гражданских. Управлять всем этим хозяйством невероятно сложно, убежден высокопоставленный источник “Ъ” в правительстве: есть прибыльные активы, а есть «поистине безнадежные», которые на самом деле «никакой погоды “Ростеху” не делают». Но и возможности от них избавиться нет, продолжает собеседник “Ъ”: «Если уж взял чемодан, надо нести, а то, что у чемодана нет ручки и тебе тяжело,— это, брат, никого не волнует».

Недавно президент Владимир Путин вспоминал, чем руководствовался десять лет назад, принимая решение о создании «Ростеха»: «Мы могли просто утратить некоторые сегменты в оборонке, без которых не могли бы создавать современные системы вооружений. Вряд ли сегодня наша армия могла бы демонстрировать свою мощь, вряд ли выглядела бы такой современной и эффективной, если были бы утрачены критически важные предприятия для государства».

Сейчас ситуация иная: армия сильна, вооружена, оснащена, а значит, и создание «Ростеха» при взгляде сверху себя оправдало. За десять лет госкорпорация вобрала не только все, что хотела, но и получила многое в довесок. Нужен ли был «Ростеху» Уралвагонзавод? Вряд ли с миллиардными долгами, от которых госкорпорации придется избавляться. Нужна ли Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), которую, по данным “Ъ”, активно пытается передать «Ростеху» министр промышленности и торговли Денис Мантуров? Тоже не факт, говорит федеральный чиновник: ОАК нужны средства на перспективные разработки. Вырисовывается простая логика: нет денег — просись в «Ростех».

За десять лет «Ростех» проделал путь от собирателя с рынка всего, что попадется под руку, до компании, на которую тот же Белый дом может скинуть довольно крупный актив и сказать, что его «нужно привести в чувство». Финансово оздоровить, дать загрузку мощностям, помочь с кадрами. В кулуарах оборонной отрасли «Ростех» называют министерством военной промышленности. Но и раньше у госкорпорации были гражданские активы, тот же АвтоВАЗ например, теперь их все больше. По рынку уже ходят слухи, что вслед за ОАК в «Ростех» уйдет и Объединенная судостроительная корпорация и неофициальное название госкорпорации придется переделать на Минпромторг — ну а что, сбытовая компания уже есть.

В результате слова президента о том, что «Ростех» не должен расширяться «безмерно и бесконтрольно», можно трактовать не как предложение самой госкорпорации отказаться от консолидации непрофильных предприятий, а как предостережение тем, кто хочет обременить ее очередными проблемными активами.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC5bZz
Услуги плиточников: http://remont.youdo.com/tile/price/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer