Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


У Анголы не стало первого


28 декабря 2017 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


В среду стало известно, что запуск первого ангольского телекоммуникационного спутника Angosat-1 завершился неудачей. Космический аппарат был доставлен связкой из ракеты «Зенит-2SБ» и разгонного блока «Фрегат-СБ» на целевую орбиту, но, по данным “Ъ”, из-за возможного сбоя в блоке распределения питания спутника установить связь с ним не удалось. Более точную версию установит спецкомиссия. Последствия второй космической неудачи за последний месяц отрасль на себе почувствует уже в 2018 году. За первую аварию, случившуюся в ноябре со спутником «Метеор» при запуске с космодрома Восточный, директора пяти предприятий в среду получили выговоры, такое же наказание постигло и двух функционеров госкорпорации «Роскосмос».

Ракету-носителя «Зенит-2SБ» вместе с разгонным блоком «Фрегат-СБ» и телекоммуникационным спутником Angosat-1 запустили на орбиту с 45-й площадки космодрома Байконур 26 декабря в 22:00 по московскому времени. Изначально все происходило штатно: спустя восемь минут связка из «разгонника» и спутника отделилась от ракеты, далее «Фрегат-СБ» в плановом режиме осуществил три включения маршевых двигателей, выведя Angosat-1 в заданную точку на геостационарной орбите. В 6:54 по московскому времени аппарат отделился от блока, после чего центр управления полетами корпорации «Энергия» (производитель спутника) взял спутник на управление.

По данным “Ъ”, спустя 42 минуты аппарат перестал выходить на связь. Весь день специалисты «Энергии» пытались связаться со спутником, но к моменту сдачи номера в печать их попытки к успеху не привели. В корпорации “Ъ” сообщили, что анализируют имеющуюся телеметрию для устранения нештатной ситуации, попутно напомнив, что подобные случаи происходили в 2014 году со спутниками «Фотон-М», в 2016-м с аппаратом STEREO-9 и в 2017-м с казахстанским спутником связи KazSat.

По словам источника “Ъ” в руководстве «Роскосмоса», в ближайшее время для расследования инцидента будет создана спецкомиссия, которой предстоит определить точную причину «де-факто потери аппарата». По данным «Интерфакса», связь могла прерваться из-за отказа передатчика, цифровой вычислительной машины или неисправности аккумуляторных батарей. А источник “Ъ” в госкорпорации уточнил, что приоритетной версией ЧП считается сбой в работе блока распределения питания. «Солнечные батареи раскрылись как положено, это показал анализ имеющейся телеметрии, впоследствии связь прервалась одномоментно»,— уточнил он. В «Роскосмосе» в среду ситуацию не комментировали.

История с Angosat-1 началась почти девять лет назад, когда между Россией и Анголой был заключен рамочный контракт на создание и запуск первого спутника вещания для североафриканской республики. В 2011 году Внешэкономбанк, банк ВТБ и Росэксимбанк предоставили Министерству финансов Республики Ангола кредитные средства на общую сумму около $280 млн сроком до 13 лет. Сами работы стартовали в 2012 году, и почти сразу начались технические проблемы. На фоне этого постоянно происходила чехарда с выбором ракеты для выведения спутника: изначально он должен был быть доставлен на орбиту с помощью ракеты-носителя «Зенит-3SL» в 2016 году. Но из-за банкротства компании Sea Launch («Морской старт»), а также из-за проблем с поставкой ракеты-носителя украинской компанией «Южмаш» местом запуска был выбран космодром Плесецк, а запуск решили произвести с помощью ракеты-носителя «Ангара-A5» и разгонного блока ДМ-03. «Ангара» была не готова, и стороны вернулись к «Зениту». После продажи Sea Launch российской компании S7 стороны решили использовать для доставки на орбиту ракету «Зенит-2SБ», которая предназначалась для запуска другого спутника — «Спектр-РГ». Пуск в среду осуществляли как специалисты украинского КБ «Южное», так и специалисты S7 и «Энергии». К ракете и «разгоннику» претензий нет, говорит собеседник “Ъ” в «Роскосмосе»: «Проблемы крылись в самом аппарате, другого не дано».

По словам источника “Ъ” в правительстве, проект с Анголой был достаточно важным для РФ: на фоне успешной реализации контрактов по военно-техническому сотрудничеству (пусть и с опозданием, но все же началась поставка истребителей Су-30К и бронеавтомобилей) важно было выполнить договоренности и в космической сфере. Angosat-1 предназначался для обеспечения телерадиовещания в Африке, а условия контракта подразумевали не только создание спутника, но и комплексов управления его полетами в Луанде и Королеве. Сам аппарат был застрахован в компаниях «Согаз» и «ВТБ Страхование» на $121 млн в пропорции 50 на 50.

Формально «Роскосмос» не имел отношения к данному проекту, сообщает отраслевой источник: договоренности по Angosat-1 были достигнуты при предыдущем главе «Энергии» Виталии Лопоте, госкорпорацию подключили для решения текущих проблем. Однако сам фон крайне неблагоприятный, убежден собеседник “Ъ”: на фоне неудачи при втором в истории пуске ракеты «Союз-2» со спутником «Метеор» с космодрома Восточный инцидент будет ассоциироваться именно с «Роскосмосом». «В правительстве требуют принятия жестких мер как в отношении отраслевых специалистов, так и в отношении функционеров госкорпорации, конкретика будет уже в следующем году»,— говорит он.

Отметим, что в среду в «Роскосмосе» сообщили, что по итогам «разбора полетов» ЧП на Восточном были приняты следующие меры. По выговору получат исполнительный директор «Роскосмоса» по средствам выведения и эксплуатации наземной космической инфраструктуры Андрей Мазурин и директор департамента обеспечения качества и надежности госкорпорации Виктор Чапоргин. Кроме них, аналогичная мера будет применена к гендиректору ЦНИИмаша Олегу Горшкову, гендиректору РКЦ «Прогресс» Александру Кирилину, главе НПО имени Лавочкина Сергею Лемешевскому, гендиректору НПЦ автоматики и приборостроения Ефиму Межирицкому и главе корпорации ВНИИЭМ Леониду Макриденко.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer