Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Уникальный  "Руслан"


20.12.17 14:09 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


В последние десятилетия одним из наиболее известных и востребованных самолетов разработки знаменитого ОКБ О.К. Антонова (в настоящее время – Государственное предприятие «АНТОНОВ») является мировой лидер в перевозках сверхтяжелых и сверхгабаритных грузов на сверхдальние расстояния уникальный самолет Ан-124 «Руслан». Его первый полет состоялся 24 декабря 1982 г.

Этот лайнер в значительной степени стал продуктом масштабного противостояния в 70-80-х гг. СССР и США во многих сферах, в первую очередь, военно-технической. Естественно, это касалось и авиации. Триумф предыдущего детища О.К. Антонова – первого в мире широкофюзеляжного самолета Ан-22 «Антей» – подстегнул американцев в работе по созданию большегрузных транспортных самолетов. Успех пришел в 1968 г., когда совершил первый полет стратегический тяжелый военно-транспортный самолет С-5А Galaxy фирмы Локхид, серийное производство которого началось в 1969 г. Его характеристики значительно превосходили «Антей»: максимальная нагрузка – 345 военнослужащих или 120 т груза. Он был способен перевозить несколько танков, полтора десятка автомобилей, 10 ракет «Першинг» и др. 

В качестве адекватного ответа США рассматривались варианты дальнейшего развития Ан-22 и реализации проекта нового самолета, в том числе, Ан-126 с шестью двигателями под крылом. В феврале 1972 г. Военно-промышленная комиссия Совета Министров СССР, курировавшая работу отечественной «оборонки», остановилась на предложенном ОКБ О.К. Антонова проекте транспортного самолета с четырьмя двигателями, который впоследствии стал называться Ан-124 «Руслан». Общее руководство проектом осуществлял Генеральный конструктор О.К. Антонов, для которого Ан-124 стал, по сути, «лебединой песней», последним самолетом, созданным под его непосредственным началом.

Проект Ан-124 был революционным для отечественного авиастроения, а по ряду технических решений – и для мировой авиации. Вот лишь некоторые «новинки»: стреловидное крыло суперкритического профиля (впервые для самолетов такого класса); широкое применение композиционных материалов; разработка уникальных прессованных панелей крыла до 28 м и крупногабаритных панелей фюзеляжа; установка электродистанционной системы управления (ЭДСУ) с аналоговыми вычислительными устройствами и другие. 

Большое внимание, как и при проектировании всех антоновских самолетов, было уделено достижению хороших эксплуатационных характеристик. Для обеспечения эффективной загрузки-выгрузки техники предусмотрены два грузолюка: носовой и хвостовой. Многоопорное шасси уменьшило нагрузки на аэродромное покрытие, позволив существенно расширить аэродромную сеть для «Руслана». Фюзеляж спроектирован двухпалубным с раздельной герметизацией, на верхней палубе размещена большая часть бортового оборудования, что обеспечивает удобство при техническом обслуживании и устранении неисправностей. Для достижения высокого уровня безопасности полетов впервые в отечественной авиации Ан-124 был оснащен бортовой автоматизированной системой контроля (БАСК) важнейших параметров работы силовой установки и других систем самолета, а также работы экипажа на различных режимах полета.

На реализацию проекта «Руслана» работали сотни предприятий Минавиапрома СССР и других ведомств. В частности, двигатели Д-18Т выпускались в Запорожье, шасси – в Куйбышеве (ныне Самара), а крупногабаритные части крыла – в Ташкенте, откуда перевозились на верхней части фюзеляжа Ан-22.

Олег Константинович Антонов еще успел принять участие в организации испытательных полетов своего последнего детища. 24 декабря 1982 г. с аэродрома «Святошино» в Киеве Ан-124 совершил первый взлет и перелетел на антоновскую летно-испытательную базу в Гостомеле (летчики-испытатели В.Терский и А.Галуненко). В конце 1984 г., уже после смерти О.К. Антонова, к испытаниям подключился второй Ан-124. Далее руководство проектом осуществлял Генеральный конструктор Петр Васильевич Балабуев, ученик и преемник О.К. Антонова. Мировая премьера «Руслана» состоялась на авиасалоне в Ле Бурже в мае 1985 г., где он, как и его предшественник «Антей» 20 лет назад, вызвал огромный интерес.

Одновременно с проведением различных испытаний было организовано серийное производство «Руслана» на авиазаводах в Киеве (первый серийный взлетел в декабре 1984 г.) и Ульяновске (октябрь 1985 г.). Всего в серии был выпущен 51 Ан-124 «Руслан», в том числе 17 – в Киеве и 34 – в Ульяновске. 

В настоящее время «Русланы» эксплуатируются в российских ВВС, а также в авиакомпаниях «Волга-Днепр» (12 самолетов) и «Авиалинии «Антонова» (7 самолетов).

Об эффективности эксплуатации самолетов «Руслан» свидетельствует и тот факт, что в 2012 г. группа специалистов ГП «АНТОНОВ», ЦАГИ и ГосНИИ ГА была удостоена премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за комплекс исследований и внедрение эффективной концепции поддержания летной годности самолетов «Руслан» по условиям ресурса и срока службы до 10 тыс. полетов, 50 тыс. летных часов и 45 лет, обеспечивших длительное мировое лидерство в перевозке сверхтяжелых грузов. Отмечу, что эти ресурсные показатели, в целом, выше, чем у американского С5-M.

И сегодня «Руслан» востребован в мире для выполнения уникальных перевозок. Недавно, выполняя серию коммерческих рейсов, один из «Русланов» «Авиалиний Антонова» полтора раза облетел вокруг земного шара. 18 сентября 2017 г. он перелетел из аэропорта Мари (Туркменистан) в Хельсинки, где принял на борт промышленные нагреватели-теплообменники весом 54 т. На следующий день самолет отправился к месту назначения: в Кампинас (Бразилия), совершив две промежуточные посадки: в Лейпциге и Дакаре (Сенегал). 20 сентября груз был доставлен в аэропорт Виракопус (Кампинас).
Затем «Руслан» перелетел в Бангор (штат Мэн, США) для перевозки установок по очистке воды в Дарвин (Австралия). Общий вес груза – 58 т. Промежуточные посадки были выполнены в Анкоридже (Аляска, США) и Нарита (Япония). Из Австралии Ан-124-100 вернулся в Мари (Туркменистан). Оттуда полетел в Милан, где принял груз весом 62 т и доставил его в Рио-де-Жанейро.

Таким образом, в течение этой экспедиции «Руслан» преодолел 62 тыс. км, что в полтора раза больше длины линии экватора.

Коммерческая привлекательность «Руслана» существенно бы возросла, если бы были реализованы программы его модернизации и возобновления серийного производства. В частности, были разработаны и даже сертифицированы новые гражданские версии Ан-124-100: Ан-124-100М, Ан-124-100-150 и Ан-124-100М-150. Для авиакомпании «Волга-Днепр» планировалось модернизировать самолеты Ан-124-100 в вариант Ан-124-111, на котором должны были устанавливаться модернизированные двигатели Д-18Т серии ЗМ с цифровой системой управления, отвечающие требованиям Главы IV ИКАО по шуму на местности с запасом не менее 10 дБ ENP, а также требованиям по эмиссии согласно Приложению 16 к Конвенции ИКАО. Предполагалось существенно модернизировать кабину экипажа и радиоэлектронное оборудование самолета с заменой большинства систем на системы с цифровым управлением, либо адаптацией их для взаимодействия с цифровыми системами. С целью реализации принципа «темной кабины» в кабине экипажа планировалась установка современной комплексной системы электронной индикации и сигнализации. В результате, численность экипажа самолета сокращается с 6-ти до 3-х человек с возможностью выполнения полетов вне трасс с участием штурмана, для которого оснащалось рабочее место со всем необходимым оборудованием. 

В целом, новая модификация самолета «Руслан» Ан-124-111 должна была соответствовать существующим и перспективным требованиям ИКАО и Евроконтроля. По расчетам специалистов ГП «АНТОНОВ», проектный ресурс и календарный срок службы новых модификаций самолета должен был составить 60 тыс. летных часов, 12 тыс. полетов, 50 лет, что, без преувеличения, позволяло говорить о реальности эксплуатации «Руслана» еще в течение нескольких десятилетий.

К огромному сожалению, в реальные планы по модернизации знаменитого самолета вмешалась политика: в силу известных событий работы по созданию нового привлекательного «лица» «Руслана» прекращены. Вопрос заключается только в том: надолго или навсегда?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBzZ7n
Бытовой ремонт: http://remont.youdo.com/engineering/documentation/, выбирай YouDo!
Смотрите здесь - http://nnovgorod.youdo.com/remont/carpenter/okna/otlivy/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer