Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Это будет единственный летающий Ми-4"


13 декабря 2017 года Павел Котляр, Газета.Ru


Подмосковные авиаторы решили восстановить до летного состояния советский вертолет Ми-4. За возвращением вертолета-легенды к жизни из состояния ржавой рухляди на авиазаводе МАРЗ ДОСААФ понаблюдал корреспондент «Газеты.Ru».

Что общего между старым советским вертолетом Ми-4 и КНДР? Во-первых, Ми-4, первый транспортный вертолет в СССР, был создан после успеха США в использовании вертолетов в Корейской войне, по итогам которой было признано отставание Советского Союза в вертолетостроении. Во-вторых, КНДР — единственная страна в мире, на вооружении которой все еще остаются эти когда-то знаменитые и совершенные, но сегодня безнадежно устаревшие вертолеты.

История Ми-4 началась с совещания в Кремле в октябре 1951 года, по итогам которого КБ Миля было поручено в кратчайшие сроки создать десантно-транспортный вертолет на 12 человек. Первый образец вертолета был готов в рекордные по нынешним временам сроки — спустя всего полгода, а уже 3 июля 1952 года состоялся первый его полет.

Во многом его устройство копировало американский S-55 конструкции Игоря Сикорского, уже успевший проявить себя в Корейской войне, однако получившийся вертолет по ряду параметров превосходил американский аналог. То была эпоха зарождения вертолетостроения: никому, в том числе конструкторам, еще не было ясно, как должен выглядеть новый тип летательных аппаратов, и они вовсю экспериментировали с их размерами и компоновкой.

Зато была хорошо известна схема грузовика — спереди массивный мотор, за ним кабина шофера и кузов. Разместив, как и американцы, поршневой мотор АШ-82 спереди и проведя наклонный вал к редуктору винта в кабине между летчиками, конструкторам Ми-4 удалось сместить грузовую кабину ближе к центру тяжести и сделать вертолет не слишком высоким.

Вертолет оказался настолько удачным, что на нем было поставлено восемь мировых рекордов. Всего было произведено порядка 4 тыс. штук, и на три десятилетия Ми-4 стал основным транспортно-десантным вертолетом стран Варшавского Договора. Он участвовал в подавлении венгерского восстания, конфликтах на Ближнем Востоке, войне во Вьетнаме. Не менее востребованными оказались Ми-4 и в гражданской авиации, где служили на пассажирских линиях.

В 1959 году Ми-4 использовались в ходе поисков пропавшей группы Дятлова на печально известном перевале,

вертолет «засветился» во множестве кинокартин, таких как «Мимино», «Экипаж», «Невеста с севера» и других. А в 1977 году с помощью Ми-4 совершена уникальная операция по эвакуации ректора МГУ Рема Хохлова с пика Коммунизма в Таджикистане. Выпускался Ми-4 в СССР до 1968 года, в Китае (под обозначением Z-5) — до 1979 года. В СССР эти вертолеты летали до 1988 года.

В 2015 году на Московском авиаремонтном заводе задумали почти невозможное — восстановить легендарный вертолет до летного состояния. «У меня давно была эта идея. В перспективе это будет единственный летающий экземпляр Ми-4 в России», — пояснил корреспонденту «Газеты.Ru» генеральный директор Московского авиаремонтного завода (МАРЗ) Павел Ненастьев.

С корпусом вертолета авиаторам повезло. Оказалось, что один старый Ми-4 стоял прямо у забора МАРЗа, его-то и решено было восстанавливать силами предприятия. Благо, опыт их ремонта у завода есть — Ми-4 здесь обслуживали до 1982 года. Как у забора оказался Ми-4, сейчас не помнит ни один действующий сотрудник предприятия.

Первый этап --смывка, в ходе которой с корпуса был удален старый слой краски.

Вертолет в силу его раритетности буквально собирали всем миром. «Евгений Егоров из Киржача подарил нам новый рулевой винт от Ми-4», — рассказывает директор и показывает лопасть винта, которая пока стоит в его кабинете.

Для начала пришлось долго восстанавливать ремонтную документацию, которая с давних времен осталась на заводе. К восстановлению вертолета подключились волонтеры и добровольные помощники, удалось привлечь и ветеранов завода, которые занимались ремонтом Ми-4 еще 40 лет назад.

Повезло и с двигателем — на складах завода нашелся АШ-82, прошедший капремонт, на заводе его отдефектировали и собрали. Правда, в отсутствие стенда испытывать его придется прямо на вертолете. В запасе есть и еще два рабочих агрегата, так что с моторами у вертолета проблем не будет.

«В процессе восстановления Ми-4 мы перетрясли все памятники в стране. В девяти что-то нашли, остальные оказались пустыми — только корпус», — рассказывает Ненастьев.

Все восстановленные запчасти проходят рентгенологический контроль, многие элементы, например, приборы индикации, авиагоризонты, радиостанция, оказались взаимозаменяемы с теми, что установлены на самолете Ан-2.

Сегодня из недостающих запчастей почти все найдено. Однако не хватает, к примеру, оригинальных заводских табличек. Последняя нерешенная проблема — лопасти несущего винта. Был вариант поставить лопасти с Ми-4, стоящего в Монинском музее, и заменить их на лопасти от Ми-8. Однако в Монино отказались ставить неаутентичные лопасти на свой экспонат.

Теперь авиаторы рассчитывают, что оригинальные лопасти для Ми-4 удастся получить в Китае.

Поскольку энтузиасты восстановления Ми-4 не планируют его коммерческую эксплуатацию, они надеются, что для его полетов не возникнут административные препоны.

«Это историческое воздушное судно, которое будет демонстрироваться на выставках, авиационных шоу, показах… Это история нашей авиации, — пояснил Ненастьев. — По поводу этого вертолета я надеюсь, что у нас все получится. Сейчас его состояние идеальное».

Уже известно, что для полетов на восстановленном Ми-4 будет привлекаться летчик-испытатель со стороны, имеющий опыт управления этим типов воздушных судов.

На днях на вертолет установили перебранный двигатель, операция заняла порядка часа. Вскоре вертолет будет покрашен в традиционный для него цвет хаки. Если проблем с лопастями винта не будет, вертолет сможет совершить первый полет уже весной этого года.


комментарии (3):

crj-2      14/12/2017 [21:24:03]#1
Интересно, бывал на МАРЗе с 2001—2003 гг, там Ми-4 было очень много вдоль забора!!! Наверное, успели утилизировать!

APS1965      17/12/2017 [18:45:23]#2
Молодцы! Красивая машина. Еще ребенком отец дал порулить по сугробам на рулежке.

B752      20/12/2017 [12:28:14]#3
Отличная новость. МАРЗОвцы вообще молодцы. По поводу табличек, в Нижневартовске есть отличная аллея авиации рядом с аэропортом, там в частности установлен МИ-4. Возможно с ними можно договориться по поводу табличек.













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4ak8
https://youdo.com/auto/kuzovnoy/scratch/ - полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer