Совет по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (далее – Совет), который функционирует уже несколько лет, является авторитетной площадкой, на которой рассматриваются и вырабатываются предложения для дальнейшего развития авиационной техники как военного и специального, так и гражданского назначения.
На прошедшем в Московском авиационном институте заседании Совета всесторонне обсуждался актуальный для отрасли вопрос «О перспективах использования методов математического моделирования и цифрового проектирования в обеспечение управления жизненным циклом изделий, включая виртуальные испытания и сертификацию, компьютерную модель эксплуатации и утилизации».
В заседании участвовали генеральные и главные конструкторы, руководители предприятий и организаций авиационной промышленности и отраслевых НИИ, ректоры вузов аэрокосмического профиля, руководящие работники ряда министерств и ведомств.
Основными докладчиками по рассматриваемой теме стали ректор Московского авиационного института М.А. Погосян, генеральный конструктор по авиационным комплексам и их вооружению С.С. Коротков, генеральный конструктор по вертолетным комплексам и их вооружению Н.С. Павленко. Они проинформировали участников заседания Совета о состоянии и перспективах использования методов математического моделирования и цифрового проектирования (ММ и ЦП) в обеспечение управления жизненным циклом изделий авиационной техники (ЖЦИ АТ).
Актуальность темы определяется потребностями авиационной промышленности в компетенциях будущего, необходимостью использования новых технологий и решений для выполнения существующих и перспективных задач, в том числе через роботизацию, ММ и ЦП, прогнозирование, аналитику, кибербезопасность и др.
Широкое применение современных цифровых технологий предусмотрено программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
В связи с активным внедрением технологий управления жизненным циклом изделия и существенными изменениями в организации создания и эксплуатации авиационной техники разрабатывается новая редакция «Положения о создании авиационной техники военного назначения и авиационной техники специального назначения».
Методы математического моделирования применяются при разработке новой авиационной техники уже более 10 лет, например, при разработке, испытаниях и обеспечении эксплуатации самолетов Т-50, Су-35, SSJ-100 и вертолета Ми-28М. Генеральный конструктор по авиационным комплексам и их вооружению С.С. Коротков отметил необходимость системного подхода к внедрению технологий цифровых испытаний на всех этапах жизненного цикла, обеспечивающего не только сокращение количества натурных испытаний за счет вычислительного эксперимента, но также расчетное подтверждение достигаемых ТТХ на ранних этапах разработки АТ и расчетный контроль уровня ТТХ и ЭТХ в эксплуатации.
С.С. Коротков особо оговорил, что основную сложность составляет не столько разработка и даже не валидация (проверка сходимости) модели, сколько представление результатов моделирования в качестве доказательной документации при государственных испытаниях и сертификации в связи с несовершенством нормативной базы.
В ходе заседания отмечена необходимость формирования новой среды с определением роли и места вузов и научных центров при решении промышленностью актуальных задач с учетом прогрессивных технологий, рынков сбыта, бизнеса и партнерства, а также разветвленной инфраструктуры. Об этом и других системных вопросах использования методов математического моделирования и цифрового проектирования в авиастроении говорили генеральный конструктор по бортовому оборудованию АО «КРЭТ» Г.И. Джанджгава, генеральный директор ЦАГИ С.Л. Чернышев, заместитель генерального директора НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» Д.А. Базлев и др.
Представитель Российского федерального ядерного центра А.Н. Гребенник отметил, что рассматриваемый вопрос носит межведомственный и системный характер. Он предложил не распылять силы и средства, а решать проблему комплексно во взаимодействии и кооперации уже созданных центров компетенции в области ММ и ЦП.
По итогам обсуждения исключительно актуального для развития авиационной отрасли вопроса Совет рекомендовал заинтересованным министерствам и ведомствам, предприятиям, НИИ и вузам разработать Концепцию унифицированной системы управления ЖЦИ АТ на предприятиях ОПК, предполагающую максимальное использование имеющегося опыта управления ЖЦИ АТ, широкое использование методов ММ и ЦП и охватывающую высокотехнологичные направления, а также согласованные планы мероприятий по конкретным вопросам внедрения цифровых технологий в авиационной сфере, в том числе по развитию нормативной правовой базы и нормативной технической документации.
На прошедшем в Московском авиационном институте заседании Совета всесторонне обсуждался актуальный для отрасли вопрос «О перспективах использования методов математического моделирования и цифрового проектирования в обеспечение управления жизненным циклом изделий, включая виртуальные испытания и сертификацию, компьютерную модель эксплуатации и утилизации».
В заседании участвовали генеральные и главные конструкторы, руководители предприятий и организаций авиационной промышленности и отраслевых НИИ, ректоры вузов аэрокосмического профиля, руководящие работники ряда министерств и ведомств.
Основными докладчиками по рассматриваемой теме стали ректор Московского авиационного института М.А. Погосян, генеральный конструктор по авиационным комплексам и их вооружению С.С. Коротков, генеральный конструктор по вертолетным комплексам и их вооружению Н.С. Павленко. Они проинформировали участников заседания Совета о состоянии и перспективах использования методов математического моделирования и цифрового проектирования (ММ и ЦП) в обеспечение управления жизненным циклом изделий авиационной техники (ЖЦИ АТ).
Актуальность темы определяется потребностями авиационной промышленности в компетенциях будущего, необходимостью использования новых технологий и решений для выполнения существующих и перспективных задач, в том числе через роботизацию, ММ и ЦП, прогнозирование, аналитику, кибербезопасность и др.
Широкое применение современных цифровых технологий предусмотрено программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
В связи с активным внедрением технологий управления жизненным циклом изделия и существенными изменениями в организации создания и эксплуатации авиационной техники разрабатывается новая редакция «Положения о создании авиационной техники военного назначения и авиационной техники специального назначения».
Методы математического моделирования применяются при разработке новой авиационной техники уже более 10 лет, например, при разработке, испытаниях и обеспечении эксплуатации самолетов Т-50, Су-35, SSJ-100 и вертолета Ми-28М. Генеральный конструктор по авиационным комплексам и их вооружению С.С. Коротков отметил необходимость системного подхода к внедрению технологий цифровых испытаний на всех этапах жизненного цикла, обеспечивающего не только сокращение количества натурных испытаний за счет вычислительного эксперимента, но также расчетное подтверждение достигаемых ТТХ на ранних этапах разработки АТ и расчетный контроль уровня ТТХ и ЭТХ в эксплуатации.
С.С. Коротков особо оговорил, что основную сложность составляет не столько разработка и даже не валидация (проверка сходимости) модели, сколько представление результатов моделирования в качестве доказательной документации при государственных испытаниях и сертификации в связи с несовершенством нормативной базы.
В ходе заседания отмечена необходимость формирования новой среды с определением роли и места вузов и научных центров при решении промышленностью актуальных задач с учетом прогрессивных технологий, рынков сбыта, бизнеса и партнерства, а также разветвленной инфраструктуры. Об этом и других системных вопросах использования методов математического моделирования и цифрового проектирования в авиастроении говорили генеральный конструктор по бортовому оборудованию АО «КРЭТ» Г.И. Джанджгава, генеральный директор ЦАГИ С.Л. Чернышев, заместитель генерального директора НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» Д.А. Базлев и др.
Представитель Российского федерального ядерного центра А.Н. Гребенник отметил, что рассматриваемый вопрос носит межведомственный и системный характер. Он предложил не распылять силы и средства, а решать проблему комплексно во взаимодействии и кооперации уже созданных центров компетенции в области ММ и ЦП.
По итогам обсуждения исключительно актуального для развития авиационной отрасли вопроса Совет рекомендовал заинтересованным министерствам и ведомствам, предприятиям, НИИ и вузам разработать Концепцию унифицированной системы управления ЖЦИ АТ на предприятиях ОПК, предполагающую максимальное использование имеющегося опыта управления ЖЦИ АТ, широкое использование методов ММ и ЦП и охватывающую высокотехнологичные направления, а также согласованные планы мероприятий по конкретным вопросам внедрения цифровых технологий в авиационной сфере, в том числе по развитию нормативной правовой базы и нормативной технической документации.