Мера будет применяться в отношении всех, кто нарушит правила поведения на борту и «создаст угрозу безопасности полета». При этом решение о внесении в список может быть принято даже без суда, сообщил один из авторов инициативы Ярослав Нилов.
«По сегодняшнему воздушному кодексу авиакомпания не имеет права отказывать пассажиру в продаже билета, даже обладая информацией о том, что соответствующий клиент — потенциальный дебошир. В соответствии с новыми поправками такое право появится: в течение года авиакомпания сможет не продавать билеты пассажирам, которые находятся в черном списке. После составления командиром воздушного судна соответствующих материалов, авиакомпания все эти материалы направляет в уполномоченный правительственный орган — Росавиацию. Далее Росавиация или должностное лицо выносят решение — а если это компетенция суда, то дело передается в суд, и там в этом вопросе ставят точку».
В прошлом году за неподобающее поведение с рейсов были сняты около 2 тыс. россиян, 150 из них в результате были привлечены к уголовной ответственности. Отказ в продаже билетов авиадебоширам без решения суда нарушает Конституцию, уверен председатель «Союза пассажиров» Кирилл Янков:
«Черные списки могут быть, но включить туда можно только пассажиров, в отношении которых есть решение суда, потому что по существу это покушение на конституционное право граждан на свободу передвижения, и коммерческая структура не может лишать такого права. Также есть многие направления, куда невозможно доехать иным транспортом, кроме авиационного. Мы будем обсуждать возможность обжалования такого закона в конституционном суде».
Кроме того, механизм включения авиадебоширов в черные списки на практике столкнется со множеством технических проблем, уверен юрист, учредитель Московского правозащитного центра Михаил Салкин:
«Если внесение будет только по фамилии, имени, отчеству и дате рождения, то есть большая вероятность ошибок. Если будут вносить по паспортным данным, тоже вопрос — например, если гражданин изменил паспорт или приобрел другое гражданство. Ну и, опять же, совпадения, с которыми сталкиваются американцы — когда у них трехлетнего ребенка с подозрительной фамилией снимают как террориста. Из-за технических ошибок будут образовываться судебные иски к авиакомпаниям с возмещением убытков, потому что, например, человек, которого необоснованно внесли в этот список, может потом улететь другим рейсом первым классом и потребовать возмещение убытков — и будет прав».
Ранее депутаты одобрили закон об ужесточении уголовной ответственности для авиадебоширов — теперь нарушителям может грозить до пяти лет лишения свободы.
«По сегодняшнему воздушному кодексу авиакомпания не имеет права отказывать пассажиру в продаже билета, даже обладая информацией о том, что соответствующий клиент — потенциальный дебошир. В соответствии с новыми поправками такое право появится: в течение года авиакомпания сможет не продавать билеты пассажирам, которые находятся в черном списке. После составления командиром воздушного судна соответствующих материалов, авиакомпания все эти материалы направляет в уполномоченный правительственный орган — Росавиацию. Далее Росавиация или должностное лицо выносят решение — а если это компетенция суда, то дело передается в суд, и там в этом вопросе ставят точку».
В прошлом году за неподобающее поведение с рейсов были сняты около 2 тыс. россиян, 150 из них в результате были привлечены к уголовной ответственности. Отказ в продаже билетов авиадебоширам без решения суда нарушает Конституцию, уверен председатель «Союза пассажиров» Кирилл Янков:
«Черные списки могут быть, но включить туда можно только пассажиров, в отношении которых есть решение суда, потому что по существу это покушение на конституционное право граждан на свободу передвижения, и коммерческая структура не может лишать такого права. Также есть многие направления, куда невозможно доехать иным транспортом, кроме авиационного. Мы будем обсуждать возможность обжалования такого закона в конституционном суде».
Кроме того, механизм включения авиадебоширов в черные списки на практике столкнется со множеством технических проблем, уверен юрист, учредитель Московского правозащитного центра Михаил Салкин:
«Если внесение будет только по фамилии, имени, отчеству и дате рождения, то есть большая вероятность ошибок. Если будут вносить по паспортным данным, тоже вопрос — например, если гражданин изменил паспорт или приобрел другое гражданство. Ну и, опять же, совпадения, с которыми сталкиваются американцы — когда у них трехлетнего ребенка с подозрительной фамилией снимают как террориста. Из-за технических ошибок будут образовываться судебные иски к авиакомпаниям с возмещением убытков, потому что, например, человек, которого необоснованно внесли в этот список, может потом улететь другим рейсом первым классом и потребовать возмещение убытков — и будет прав».
Ранее депутаты одобрили закон об ужесточении уголовной ответственности для авиадебоширов — теперь нарушителям может грозить до пяти лет лишения свободы.