Экс-министр обороны, индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков выступил с предложением создать единую межрегиональную службу санитарной авиации. Эту идею он высказал в конце октября на заседании комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (у «Известий» есть копия презентации Анатолия Сердюкова).
Госкорпорация предлагает использовать механизм инфраструктурной ипотеки и с его помощью планирует привлечь около 35,5 млрд рублей из внебюджетных источников. Эти средства будут направлены на создание в 2018–2021 годах парка воздушных судов в медицинской комплектации, а также необходимой инфраструктуры. Вернуть вложения инвесторы должны в 2021–2035 годах — за счет оплаты оказанных гражданам услуг Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС). Также для этой цели всем субъектам Федерации предлагается выделить из бюджета субсидии.
Создание и эксплуатацию IT-системы, объединяющей воздушные суда, учреждения здравоохранения и единого оператора, предложено сделать предметом концессионного соглашения. Она будет синхронизирована с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения и региональными системами «112». Кроме того, будет создан единый центр управления полетами. Проект предполагает, что 1785 учреждений здравоохранения будут обеспечены авиационной инфраструктурой и подключены к IT-платформе санавиации.
Постоянная загрузка воздушных судов должна существенно снизить затраты на содержание вертолетов и экипажей. Конечная цель — переход на функционирование санитарной авиации по всей стране в режиме 24х7.
Ответственным за проработку предложения «Ростеха» стал Минздрав России. Как сообщили «Известиям» в Минздраве, сейчас заинтересованные ведомства проводят комплексный анализ целесообразности развития санитарной авиации по схеме, предложенной «Ростехом», с учетом бюджетных и социально-экономических эффектов.
Представитель Минпромторга заявил «Известиям», что создание национальной службы санитарной авиации, безусловно, необходимо. Сейчас ведомство детально изучает предложение ГК «Ростех».
В пресс-службе Минфина России отметили, что для оценки проекта требуется финансово-экономическое обоснование.
В Минэкономразвития и Минтрансе воздержались от комментариев.
По мнению независимого эксперта Дмитрия Адамидова, одно из главных условий реализации данной программы — нахождение оптимального баланса между интересами федерального центра и регионов, а также формирование привлекательных условий для концессионеров.
— Сама по себе идея развития санитарной авиации заслуживает одобрения, — отметил Дмитрий Адамидов. — Наиболее сложный вопрос: как и за чей счет будет финансироваться ее создание и эксплуатация. «Ростех» рассчитывает, что это будут деньги концессионеров. Правительство предлагало после 2020 года переложить все операционные расходы на региональные бюджеты — это может привести к отказу многих регионов от санавиации из-за сложного финансового положения. Ровно такая же коллизия была в свое время с пригородными электричками: самостоятельно финансировать их содержание могли только 11 субъектов Федерации.
Для запуска проекта президиум Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам должен принять решение о внесении изменений в паспорт федерального приоритетного проекта «Развитие санитарной авиации».
«Ростех» просит правительство РФ утвердить АО «Национальная служба санитарной авиации» (НССА) единственным исполнителем проекта авиационной медпомощи. Также предлагается заключить концессионное соглашение с НССА и выделить регионам субсидии на госзакупку авиаработ. Фонду обязательного медицинского страхования предлагается утвердить базовый тариф на услуги санавиации.
Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», 75% АО НССА принадлежит Фонду развития санитарной авиации (учредитель — Сергей Кастюк). Собственник оставшихся 25% — АО «Рычаг», подконтрольное концерну КРЭТ (входит в «Ростех»).
Госкорпорация предлагает использовать механизм инфраструктурной ипотеки и с его помощью планирует привлечь около 35,5 млрд рублей из внебюджетных источников. Эти средства будут направлены на создание в 2018–2021 годах парка воздушных судов в медицинской комплектации, а также необходимой инфраструктуры. Вернуть вложения инвесторы должны в 2021–2035 годах — за счет оплаты оказанных гражданам услуг Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС). Также для этой цели всем субъектам Федерации предлагается выделить из бюджета субсидии.
Создание и эксплуатацию IT-системы, объединяющей воздушные суда, учреждения здравоохранения и единого оператора, предложено сделать предметом концессионного соглашения. Она будет синхронизирована с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения и региональными системами «112». Кроме того, будет создан единый центр управления полетами. Проект предполагает, что 1785 учреждений здравоохранения будут обеспечены авиационной инфраструктурой и подключены к IT-платформе санавиации.
Постоянная загрузка воздушных судов должна существенно снизить затраты на содержание вертолетов и экипажей. Конечная цель — переход на функционирование санитарной авиации по всей стране в режиме 24х7.
Ответственным за проработку предложения «Ростеха» стал Минздрав России. Как сообщили «Известиям» в Минздраве, сейчас заинтересованные ведомства проводят комплексный анализ целесообразности развития санитарной авиации по схеме, предложенной «Ростехом», с учетом бюджетных и социально-экономических эффектов.
Представитель Минпромторга заявил «Известиям», что создание национальной службы санитарной авиации, безусловно, необходимо. Сейчас ведомство детально изучает предложение ГК «Ростех».
В пресс-службе Минфина России отметили, что для оценки проекта требуется финансово-экономическое обоснование.
В Минэкономразвития и Минтрансе воздержались от комментариев.
По мнению независимого эксперта Дмитрия Адамидова, одно из главных условий реализации данной программы — нахождение оптимального баланса между интересами федерального центра и регионов, а также формирование привлекательных условий для концессионеров.
— Сама по себе идея развития санитарной авиации заслуживает одобрения, — отметил Дмитрий Адамидов. — Наиболее сложный вопрос: как и за чей счет будет финансироваться ее создание и эксплуатация. «Ростех» рассчитывает, что это будут деньги концессионеров. Правительство предлагало после 2020 года переложить все операционные расходы на региональные бюджеты — это может привести к отказу многих регионов от санавиации из-за сложного финансового положения. Ровно такая же коллизия была в свое время с пригородными электричками: самостоятельно финансировать их содержание могли только 11 субъектов Федерации.
Для запуска проекта президиум Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам должен принять решение о внесении изменений в паспорт федерального приоритетного проекта «Развитие санитарной авиации».
«Ростех» просит правительство РФ утвердить АО «Национальная служба санитарной авиации» (НССА) единственным исполнителем проекта авиационной медпомощи. Также предлагается заключить концессионное соглашение с НССА и выделить регионам субсидии на госзакупку авиаработ. Фонду обязательного медицинского страхования предлагается утвердить базовый тариф на услуги санавиации.
Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», 75% АО НССА принадлежит Фонду развития санитарной авиации (учредитель — Сергей Кастюк). Собственник оставшихся 25% — АО «Рычаг», подконтрольное концерну КРЭТ (входит в «Ростех»).