Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вымирающие конструкторы


7 ноября 2017 года Василий Сычев , N+1


Программа разработки нового японского истребителя может оказаться под угрозой из-за ухода на пенсию (и даже постепенного умирания) авиаконструкторов. Старое поколение, которое еще четверть века назад занималось разработкой боевых самолетов, имеет уникальный опыт, который может быть безвозвратно утрачен. Во всяком случае, так считают в Обществе японских авиационно-космических компаний, которое обратилось к министерству обороны Японии с просьбой как можно раньше запустить проект разработки нового истребителя.

Последний крупный проект по разработке боевого самолета в Японии был реализован в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Тогда велась разработка истребителя Mitsubishi F-2, за основу которого был взят американский F-16 Fighting Falcon. По сравнению с базовым самолетом F-2 получил удлиненный фюзеляж, а также крыло и горизонтальное хвостовое оперение большей площади. В целом участие Японии в совместном с США проекте F-2 составило 60 процентов.

Это было сделано специально. В те годы экономика Японии переживала не лучший период, и организация совместного проекта разработки истребителей, вместо их прямой закупки, позволила создать дополнительные рабочие места. Параллельно в рамках совместного проекта японская промышленность смогла получить некоторые технологии производства авиационных сплавов, бортового электронного оборудования и радиолокационных установок.

Истребители F-2 поступили на вооружение Воздушных сил самообороны Японии в 2000 году. Серийно эти самолеты выпускались с 1996-го по 2011 год. Сегодня они уже устарели, а через десяток лет они потребуют замены. И это в правительстве осознают. В текущем или в будущем году в Токио должны решить, будут ли новые истребители на замену F-2 закупаться за рубежом, например у США, или их следует разработать самостоятельно. Решение пока не принято, но известно, что на вооружении новые самолеты получат обозначение F-3.

В случае, если власти все же решат покупать иностранные самолеты, то это произойдет в рамках совместного проекта, в котором японская сторона будет отвечать за создание двигателей, бортового оборудования или вооружения; смотря как договорятся. По оценке японских военных, новые истребители стране понадобятся к 2030 году. Между тем закупка иностранных самолетов, как полагают в Обществе японских авиационно-космических компаний (своего рода профсоюз японской авиапромышленности), станет причиной утери важного конструкторского опыта.

В конце 2000-х — начале 2010-х годов в Японии был разработан проект демонстратора технологий истребителя пятого поколения X-2, также известного как ATD-X Shinshin. Этот самолет совершил первый полет в апреле прошлого года. В настоящее время проект приостановлен, поскольку его основная цель считается достигнутой — самолет совершил несколько полетов и доказал, что японские конструкторы способны проектировать боевые летательные аппараты.

В Обществе японских авиационно-космических компаний с этой трактовкой не согласны. Дело в том, что полетов X-2 было всего несколько, причем на самолете не проверялись ни системы вооружения, ни аэродинамическое взаимодействие самолета с подвесными ракетами и бомбами. То есть в рамках проектах был создан очень быстрый и маневренный небольшой самолет, который в своем нынешнем виде истребителем назвать нельзя. И, по сути, в Японии просто нет конструкторов, которые бы имели опыт создания истребителей.

Со стороны Японии в проекте F-2 участвовали 340 конструкторов. Для сравнения, американская сторона в проекте была представлена только 80 инженерами. По данным японского общества, сегодня всего 20 процентов тех конструкторов продолжают трудиться в авиационной промышленности Японии, а остальные перешли в другие компании или вышли на пенсию. И пока они совсем не потерялись в небесной синеве, было бы хорошо, если бы эти конструкторы смогли передать свой опыт молодому поколению.

А для того, чтобы этот опыт можно было передать, в авиационном японском обществе полагают, что программу разработки истребителя F-3 нужно начать как можно раньше. В случае, если к ней удастся приступить уже сейчас, поднять первый прототип F-3 в воздух можно будет уже в 2024-2025 годах. Если же затянуть с началом проекта, то на разработку самолета уйдет существенно больше времени просто потому, что некоторые знания придется восстанавливать практически с нуля.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году



Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer