Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Лунная" миссия развенчала мифы о гендерном неравенстве в космосе


27 ноября 2017 года Дарья Бурлакова, ТАСС


17 суток изоляции в гермокапсуле, 38 часов без сна, более 40 научных экспериментов, еда из тюбиков и салфетки вместо душа, ежедневные медицинские наблюдения за состоянием организма. 24 ноября шесть участников наземного эксперимента по полету на Луну вышли из условного космического корабля, проведя в изоляции больше двух недель.

"На земле" их встретили сотрудники Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, медики, родные и журналисты. Стоя перед камерами, члены экипажа периодически прикладывались к полученным в честь завершения эксперимента букетам из роз. "Проведя много дней в закрытом пространстве, сейчас мы чувствуем все особенно остро — чувствуем не только запах цветов, но даже запах видеокамер", — поделился первыми впечатлениям капитан экипажа, начальник летно-испытательного отдела РКК "Энергия" им. С.П. Королёва Марк Серов.

Во время эксперимента Марк Серов выполнял функции командира экипажа. Уникальность команды проекта заключалась именно в его гендерном составе: экипаж состоял из равного количества мужчин и женщин — три на три.

Как равное количество представителей обоих полов повлияет на сплоченность коллектива, кто из них окажется больше подвержен стрессу — эти вопросы, в частности, хотели выяснить ученые в ходе эксперимента. Еще за две недели до условного полета на Луну в кулуарах ИМБП экипаж назвали "командой мечты" — настолько хорошие отношения сразу сложились в коллективе. По словам испытуемых, дружные отношения в их команде сохранились до самого конца полета. У экипажа даже сложились свои маленькие традиции.

Например, в свободное время они устраивали кинопоказы с обсуждением. "Смотрели чаще всего документальные, художественные, фантастические фильмы по теме, которая всем нам близка, — о космосе, — рассказала член экипажа, сотрудник ИМБП РАН Елена Лучицкая. — В нашем экипаже собрались самые разные специалисты. Поэтому обсуждения получались интересными. Мне, например, стали понятны какие-то инженерные, технические детали полетов".

"Мы работали слаженно, не осознавая, что половина экипажа — женщины. Поняли это только в последний день эксперимента, когда задумались о том, какие вопросы нам будут задавать, — отметил командир экипажа Марк Серов. — Экипаж — это слепок социума, который состоит из мужчин и женщин. Если экипаж состоит только из мужчин или только из женщин, он не вполне полноценный".

Дело в том, что после полета Юрия Гагарина в космосе побывали всего четыре россиянки. Да и в наземных космических экспериментах женщины нечасто становятся участницами смешанных экипажей.

Считается, что женщине физически сложнее в условиях полета. Однако участницы SIRIUS-17 развеяли это мнение. "Все условия и, в частности, гигиена были максимально приближены к тому, как это происходит на МКС, — рассказала Елена Лучицкая. — Но мы никак не страдали от этих условий. Лично мне очень понравились средства гигиены, влажные полотенца и салфетки, космический шампунь в тюбике".

По словам участниц "лунной" миссии, все задачи во время полета они выполняли наравне с мужчинами. Каждый день экипажа был расписан буквально по минутам. Свои действия на каждый день они узнавали из циклограммы-расписания — специального большого листа, где каждый член экипажа мог увидеть список своих дел на день. "Мы работали в довольно плотном графике, так что на сон оставалось не так уж много времени", — рассказала Анна Кикина.

Анна — единственная участница проекта, которая являлась космонавтом в проекте. А кроме того, первая российская женщина-космонавт, отобранная на подготовку к полету в космос из гражданских в результате открытого конкурса. В 2012 году она прошла открытый отбор в космический отряд и сейчас проходит подготовку к реальному полету в космос. Однако в изоляционном эксперименте она приняла участие впервые. 

Подготовка космонавта к полету в космос занимает в среднем 8–10 лет. До полета в космос Анну отделяет 4–5 лет.

По признанию участников эксперимента, самым сложным для них был первый день нахождения в изоляции, когда они не были знакомы с помещением и оборудованием. Вторым испытанием стала запланированная по сценарию внештатная ситуация — для ликвидации неполадок добровольцы должны были провести 38 часа без сна.
Инициаторами эксперимента по депривации сна выступило NASA, в сотрудничестве с которым реализуется проект SIRIUS. По словам ученых, реальный экипаж на МКС проводит много ночных работ, в частности выходы в открытый космос, стыковки.

Как ранее сообщил ТАСС заведующий лабораторией ИМБП Вадим Гущин, по итогам напряженного 38-часового периода без сна участники эксперимента прошли тест на когнитивные особенности. Результаты теста тоже заставили задуматься о стереотипах насчет женщин в космосе. По словам эксперта, лучшие два результата этого теста показали девушки.

Впрочем, со сложностями в ходе эксперимента столкнулся не только экипаж. Непростая задача стояла и перед организаторами проекта SIRIUS-17 — Институтом медико-биологических проблем РАН и NASA.

Из 70 экспериментов, которые ученые изначально планировали провести в ходе "полета", удалось провести 45.

"Для нас самым сложным было спланировать эксперименты, организовать 8-часовой трудовой день испытуемых и согласовать по времени всю массу запланированных исследований, — рассказал ТАСС сотрудник ИМБП, ответственный исполнитель эксперимента Александр Суворов. — Кроме того, на небольшом пространстве "космического корабля" нужно было расположить оборудование так, чтобы в процессе выполнения задач члены экипажа не мешали друг другу. Некоторые изменения мы вносили прямо в процессе, по рекомендациям испытуемых". Например, участники экипажа предложили увеличить время каждой задачи на 5 минут, чтобы не мешать друг другу.

Программа проекта состояла из основных групп исследований: психологических, физиологических, изучение изменений микрофлоры добровольцев и окружающей среды, иммунные и санитарно-гигиенические исследования. Отдельным важным блоком проекта стало использование технических средств для имитации деятельности космонавта и виртуальной реальности. В рамках 17-суточного "полета" участники пользовались двумя виртуальными программами — виртуальный выход на поверхность Луны и управление луноходом.

Кроме того, одна из задач организаторов эксперимента SIRIUS-17 заключалась в том, чтобы проводить ночные исследования, не мешая сну членов экипажа. "Если раньше, например, при измерении давления датчик сжимал руку участника и будил его, то сейчас регистрация пульса, ЭКГ, сейсмограмма проходили либо бесконтактно, либо с помощью маленьких датчиков, которые никак не мешали", — пояснил Суворов.

Однако о завершении эксперимента говорить рано. Участников экипажа ожидают медицинские обследования, а ученым предстоит проанализировать данные по всем группам исследований. Планируется, что первый экспресс-анализ эксперимента будет готов к февралю 2018 года. А на подготовку полноценного доклада потребуется не меньше полугода.

Результаты, полученные в ходе 17-суточного изоляционного эксперимента, станут основой для подготовки следующего условного полета, который продлится уже значительно дольше — четыре месяца. На его подготовку потребуется около года.

По словам Александра Суворова, сценарий этого эксперимента пока не готов, но уже известно, что в 4-месячном проекте будут больше использованы программы виртуальной реальности, а также будет задействован посадочный модуль — имитатор поверхности для высадки "космонавтов". "Будем готовить посадку на Луну или астероид", — отметил Суворов.

Как рассказали ТАСС сотрудники института, второй изоляционный эксперимент станет межнациональным консорциумом — уже сейчас к российско-американскому проекту присоединились немцы, японцы, французы, итальянцы. 

17-суточный изоляционный эксперимент открыл серию совместных российско-американских исследований, которые продлятся до 2022 года. В рамках проекта запланированы также эксперименты по восьмимесячной и годовой изоляции экипажей. Все они пройдут в Москве на базе научно-экспериментального комплекса в стенах ИМБП РАН.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBq92Q
Внештатные специалисты: http://freelance.youdo.com/polygraphy/vizitki/printing/twosided/ на конкурсной основе.
Услуги промоутера: http://nnovgorod.youdo.com/promo/meropriyatie/tamada/ - лучшие цены здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer